Шляндина Маргарита
Дифференциальная диагностика моторной алалии у неговорящих детей от системного недоразвития речи у детей с УО
▼ Скачать + Заказать документы
Многие годы внимание специалистов (Ковшиков В. А. 1985, Соботович Е. Ф. 1981, Орфинская В. К. 1963, Давидович Л. Р. 1975, Ковалев В. В. 1979) привлекают дети, у которых практически полностью или частично отсутствует полноценная речь. Ранее эту патологию специалисты называли «слухонемотой», «врожденной афазией», «афазией детского возраста» пока не остановились на термине «алалия» отсутствие речи или ее системное недоразвитие. Алалия считается сложным речевым дефектом, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет).
Публикация «Дифференциальная диагностика моторной алалии у неговорящих детей от системного недоразвития речи у детей с УО» размещена в разделах
- Неговорящие дети
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
«Неговорящих» детей в массовом детском саду, а в частности детей с моторной алалией по специфическим проявлениям психической деятельности путают с детьми с умственной отсталостью.
При раннем выявлении таких детей, создании для них благоприятных условий и комплексной коррекционной работы появляется возможность формирования у них полноценной самостоятельной речи и дальнейшей готовности к школьному обучению в общеобразовательной или специальной школе.
Дифференциальная диагностика моторной алалии у неговорящих детей от системного недоразвития речи у детей с умственной отсталостью.
Критерии сравнения Моторная алалия Интеллектуальная недостаточность Задания
Сущность
нарушения Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов Нарушения развития речи – результат патологии познавательной деятельности
Предречевое развитие Соответствует возрасту Задержка сроков гуления, лепета Сбор анамнеза, беседа с родителями.
Динамика развития речи Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи к 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом
по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется Сбор анамнеза, беседа с родителями.
Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь) Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи, понимание речи затруднено Понимание сложных синтаксических -конструкций:
- возьми со стола красный карандаш и отдай маме;
- возьми маленький стульчик, поставь к окну, посади на него мишку.
Игра «Что может произойти, если…»
• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .
Игра «Состав предметов и явлений»
(подбери картинки)
• Из чего птички строят свои гнезда?
• Что нужно взять с собой на рыбалку?
• Как получается дождь?
• Что можно подарить собаке на день рождения?
Запас знаний и предстал. С трудом актуализируется в речи Ограничен Покажи на картинке
Где утро (ночь, день, вечер?
Какая сейчас часть суток? (Покажи)
Разложи картинки по порядку – что было сначала, что потом (серии из 2-3 картинки)
Покажи одежду (посуду, еду, фрукты, овощи, игрушки и т. д.)
Найди всё зеленое (круглое, белое, твердое, мягкое, съедобное, пластмассовое и т. д.)
Что нужно повару, доктору, учителю)
Невербальное мышление Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение) Нарушено вербальное мышление «Починка испорченного коврика». Ребенку предлагается найти заплатку для починки коврика, выбрав из нескольких необходимую, подходящую по форме.
«Исключение 4-го лишнего» Детям предлагаются последовательно карточки, на каждой из которых четыре изображения (три из одной группы, а одно — лишнее).
Классификация невербальная.
набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, растения, посуда, мебель, инструменты, транспорт и т. д.).
разложите эти карточки на столе -- что к чему подходит
Почтовый ящик.
ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик с прорезями подходящими по форме к фигурам, и жестом предлагает ребенку продолжить работу.
Степень обучаемости Высокая Низкая Мониторинг результатов
Критичность Критичны к своей собственной речи, речевой негативизм Некритичны Наблюдение