Наталья Луцик
Конспект занятия «Дифференциация звуков [С] [Ш] в двухсложных словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование умения дифференцировать звуки С-Ш в двусложных словах.
Задачи:
- Закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков С-Ш;
- Закрепить навыки дифференциации звуков С-Ш;
- Развивать мелкую и общую моторику;
- Развивать звукобуквенный, слоговой анализ и синтез;
- Развивать фонематические процессы;
- Развивать память, внимание, логическое мышление;
- Воспитывать речевое общение;
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [С] [Ш] в двухсложных словах“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
- Воспитывать познавательную активность, коммуникабельность;
Оборудование: 2 разрезные картинки, предметные картинки с звуками С и Ш, картинка поезда, конверты, палочки, кружочки и прямоугольники, игрушки, в названии которых есть звуки звуками [с], [ш], 2 домика для деления слов на слоги.
Ход занятия
Организационная часть.
- Сегодня мы с тобой совершим путешествие. Наш поезд отправляется с вокзала в город звуков, в один из его замков. Чтобы узнать в какой замок нам надо, нужно выполнить задание. Это задание находится в конверте. Возьми его, достань содержимое.
- Раз, два, три – картинки собери. Ребёнок называет получившиеся предметы.
(Шапка, сумка).
Какой первый звук ты слышишь в слове шапка, сумка? Чьи это песенки -O-
Называю животного, которые могут издавать звуки [С] и [Ш], а ребёнок их озвучивает. Например: ЗМЕЯ : Ш___, ВОДИЧКА: С___, НАСОС: С-С-С-…., ЛИСТЬЯ ШУРШАТ: Ш-Ш-Ш-, ГУСЫНЯ : Ш___, рассерженная КОШКА: Ш___, ПЕСОК СЫПЛЕТСЯ: С.
Сообщение темы занятия.
-Сегодня мы отправимся к звукам [с], [ш].
Упражнения на артикуляцию звуков С-Ш
Артикуляционная Гимнастика по подражанию
Для того, чтобы их правильно называть, нужно выполнить упражнения: (горка – чашечка, улыбка – рупор и т. д.)
Анализ артикуляции, акустический разбор
-А чем различаются звуки [с] [ш](Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш].Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]. Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]). А что в этих звуках общего? (какие они)
- Значит, сегодня мы путешествуем в синий замок, в замок согласных звуков.
Упражнение на дифференциацию в слогах С-Ш
- Построим железную дорогу для нашего поезда. Я называю слог со звуком [с] и кладу палочку, а ты называешь такой же слог, только со звуком [ш] и кладёшь палочку напротив моей (СА-ША; СО-ШО; СУ-ШУ;) а теперь положим шпалы (СЫ-ШИ; ША-СА; ШО-СО; ШУ-СУ; ШИ-СЫ; АСА-АША; АСО-АШО;АСУ-АШУ;АСЫ-АШИ)
Упражнение на развитие мелкой моторики
- Проверим, прочная ли у нас получилась железная дорога, а чтобы было веселей, будем петь песенку: СА-ША-СА; СО-ШО-СО;СУ-ШУ-СУ; ША-ША-СА; СА-СА-ША; ШУ-ШУ-СУ.
Указательным и средним пальцами “шагают” по шпалам построенной железной дороги.
Прочная дорога, теперь наш поезд без труда доберётся до синего замка.
Упражнения на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, слуховой памяти и внимания
- Мы добрались до первой станции. На этой станции нас ждёт сюрприз, который нам приготовили звуки. Открывай конверт. Что это за непонятные предметы? Сейчас станет всё ясно. Мы поиграем в игру: я буду называть слова, а ты, когда услышишь звук [с] положишь на стол прямоугольник, а когда услышишь звук [ш], положишь кружок.
- Называем слова с каждым отдельным звуком и вместе - С и Ш (звук в начале, середине, в конце слова)
(шапка — сайка; шалун — салют; решать — тесать шахтёр — сапёр и т. д.)
Игра «Повторюшки» - Повтори за мной слова : Маша—Даша—каша; Паша—наша—ваша; жук—лук—сук—тук и т. д.
Упражнение на различие слов, близких по звучанию, но разных по смыслу:
Упражнение - Игра по подражанию - «Чем отличаются слова?»
(КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)
Звукослоговой анализ
- Вот мы и добрались до следующей станции. Посмотри, сколько пассажиров вышло на этой станции! Помоги разместить пассажиров по домам. В первом доме живут жители, в именах которых, есть звук [с], во втором домике – звук [ш]. Кого ты поселишь в первый домик, а кого во второй? В каждом доме есть три этажа. (первый этаж – три квартиры – три слога; второй – две квартиры – два слога; третий – одна квартира – один слог). Кого ты поселишь на первый, второй, третий этаж?
Развитие мышления
Пассажиры вышли, и наш поезд быстро доехал до синего замка. Звуки приготовили для тебя загадки, а отгадки на эти загадки находятся в синем замке. Отгадай загадку, найди соответствующую картинку, назови ее.
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык,
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (шарф)
Зимой вырастает,
Весной тает. (сугроб)
«В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки». (Кошки).
«Саня спит и видит слон, что летит в ракете он». (Сон).
«В зоопарке живёт сон, словно дом, огромный он». (Слон).
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(шахматы)
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(шарик воздушный)
Сверху голо, снизу лохмато,
Теплом богата, что твоя хата.
(шуба)
Вот мы и дошли до синего замка согласных звуков.
Заключительная часть.
-Какие звуки мы научились различать?
- Чем они отличаются?