Елена
Конспект НОД «Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах» у детей подготовительной к школе группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе детей с ОВЗ
Цель: Дифференциация звуков Р- Л в слогах, словах у детей подготовительной к школе группе с ТНР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
• уточнить артикуляцию и характеристику звуков Р-Л;
• закреплять правильное произношение звука [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях;
Публикация «Конспект НОД „Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах“ у детей подготовительной к школе группы с ТНР» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• закрепить знания о звуках, буквах и слогах;
• развивать умение образовывать в речи существительные множественного числа от существительных единственного числа.
Коррекционно-развивающие
• развивать фонематический слух;
• закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
• развивать целостное восприятие, память, внимание;
• обогащение и расширение словарного запаса;
Коррекционно-воспитательные
• способствовать формированию интереса к учебной деятельности и развитию у детей чувства собственного удовлетворения от выполненных заданий.
I. Вводная часть – 3 минуты.
а) чтение загадки;
б) определение первых звуков в названии цветов;
II. Основная часть – 25 минут.
а) уточнение характеристики звуков Р, Л.
б) дидактическая игра «Волшебный сундучок»;
в) словесная динамическая игра «Один - пять» с перекидыванием мяча
(упражнять детей в образовании существительных множественного числа от единственного числа).
г) построение звуковой схемы слова;
д) корректурное задание на нахождение звуков Р, Л.
е) дидактическая игра «Цепочка»;
ё) определение аромата
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты.
а) обобщение логопеда;
б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).
I. Вводная часть
Логопед. Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушайте загадку и попробуйте догадаться кто это?
Её кокон, как яичко.
И летает, хоть не птичка.
Пьёт нектар она с цветка,
Опасается сачка…
Логопед. Ребята, вы догадались кто это?
Дети. Это бабочка.
Логопед. Правильно, это веселая и красивая бабочка. По имени Клара. Она прилетела посмотреть как выбудете правильно произносить её любимые звуки и отличать их друг от друга, а какие это звуки вы узнаете сами. Слушайте внимательно первые звуки в словах.
Ландыш, роза, ромашка, лаванда.
Ребята, вы догадались какие звуки нравятся Кларе?
Дети. Кларе нравятся звуки Р, Л.
Логопед: Правильно, сегодня на занятии мы с вами научимся различать звуки Р, Л.
II. Основная часть
Посмотрите, пожалуйста, на схемы звуков Л и Р. Расскажите, как правильно произносить звуки Л, Р и какие они.
Дети. При звуке Л губы слегка открыты, зубы открыты, кончик языка поднимается к верхним зубам. Звук Л звонкий, воздушная струя идет по бокам языка, воздушная струя тёплая. Звук Л бывает твёрдым и мягким. И обозначается на письме буквой Л.
При звуке Р губы открыты, зубы открыты, кончик языка поднимается к верхним зубам и дрожит, вибрирует. Звук Р звонкий, сильная воздушная струя идет по языку, воздушная струя тёплая. Звук Р бывает твёрдым и мягким. И обозначается на письме буквой Р.
Логопед. Ребята, вы рассказали о звуках Р и Л, скажите пожалуйста, а чем они отличаются друг от друга?
Дети. При звуке Р язычок дрожит, а при Л нет. При звуке Л воздушная струя идёт по бокам, а при звуке Р по середине языка.
Логопед. Молодцы!
Логопед. А теперь ребята, мы вырастим красивый цветок для бабочки. Для этого нужно поливать семечко водой из разных бочек. Если слышим звук Л в названиях картинок, то выбираем бочку со звуком Л, а если услышали звук Р в названиях картинок, то выбираем бочку со звуком Р. (Дети по цепочке выходят к интерактивной панеле).
Дети. Ландыш. Сундучок, сундучок открывай свой бочок. Звук Л находится в начале слова.
Логопед. Умницы, справились с заданием! Как вы думаете какая часть цветка появится из конверта?
Дети. Стебель.
Логопед. Точно, стебель.
Логопед. Поиграем в игру «Один – много».
У меня одна белая ромашка – а у меня пять белых ромашек.
У меня один ароматный василёк – а у меня пять ароматных васильков.
У меня одна полезная мать-и- мачеха – а у меня пять полезных мать -и- мачех.
У меня одна голубая незабудка – а у меня пять голубых незабудок.
У меня одна жёлтая лилия – а у меня пять жёлтых лилий.
У меня одна красивая роза – а у меня пять красивых роз и т. д.
Логопед. Молодцы. Из конверта появляются листочки речецветика.
А сейчас постройте самостоятельно звуковую схему названия цветка, картинка цветка у вас на столах. (Роза, ромашка, пион, ландыш, фиалка, тюльпан).
Определите сколько в слове звуков и сколько слогов.
Логопед. Хорошо. И из конверта появляется бутон.
Ребята, скажите, пожалуйста, со звуками и буквами мы что делаем?
Дети. Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем.
Логопед. Ребята на листочках с буквами нужно найти букву Л и обведи её в треугольник, а букву Р в квадрат.
Логопед. Молодцы. Наш речецветика распустился и стал красивым цветком. Бутон раскрылся и появились лепестки.
Ребята, что же ему не хватает?
Дети. Аромата.
Логопед. Да он пока не пахнет.
Сейчас мы с вами поиграем в игру цепочка и может тогда он обретёт аромат. Будем говорить название цветов по очереди, повторяя и те, которые сказали другие ребята.
Логопед. Молодцы! Ребята, у нас в конверте находятся три аромата разных цветов. Сейчас вы закроете глаза и представите, что находитесь на поляне с цветами. А я в это время вам буду предлагать послушать ароматы цветов (слушаем аромат носом). И каждый из вас решит, какой запах будет у речецветика. (Дети слушают аромат духов розы, ландыша и сирени).
Ребята, ну вот теперь скажите, какой аромат выбрали для речецветика?
Дети. Я выбрал для речецветика аромат розы и т. д.
Логопед. Умницы! Ребята, раз у нас речецветик волшебный, то и будет он благоухать по-разному. Вы согласны?
II. Заключительная часть
Логопед. Ребята, сегодня мы вырастили наш необычный цветочек, выполнив разные задания. Вам он нравится? Скажите, пожалуйста, какие части есть у цветка?
Дети. Цветок состоит из корня, стеблей, листков, бутона, лепестков.
А в чем необычность речецветика?
Дети. Необычность в том, что Речецветику нравятся звуки Р и Л.
Логопед. Чем отличаются звуки Р и Л.
Дети. А вам ребята, чем понравилось занятие?
Затем логопед отмечает работу каждого в отдельности ребёнка.