Приложение МААМ

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [ч]-[щ]»

Черемных Инна
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [ч]-[щ]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект фронтального логопедического занятия по произношению, тип - дифференциация звуков

Тема: Звуки [Ч-Щ]

Учитель-логопед

Черемных Инна Владимировна

г. Раменское, 2023 г

Тема: Звуки [Щ-Ч]

Цель: дифференциация звуков [Щ-Ч]

Задачи:

Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Дифференциация звуков [ч]-[щ]“» размещена в разделах

1. Дифференцировать звуки [Щ-Ч] в слогах, словах, предложениях, тексте;

2. Развивать фонематическое восприятие в работе со звуками [Щ-Ч]

3. Формировать навык фонемного анализа слов

4. Тренировать умение изменять темп произнесения слогов

5. Тренировать умение владеть голосом при произнесении слов

Дидактический материал: индивидуальные зеркала, простые карандаши, флажки синего и зеленого цвета, картинный материал, индивидуальные схемы фонемного анализа слов, картинки с изображением домиков, учебная доска, картинки с изображением Чебурашки и щенка для каждого ребенка.

Речевой материал:

1. Звуковые ряды для формирования фонематического восприятия: Г-Щ-Ч-В-Щ-К-Ч-Щ-В-Ч-Ч-Щ-К-Щ-Ч

2. Слоговые ряды для дифференциации звуков [Ч-Щ] и работы над темпом: ЧА-ЧА, ЩА-ЩА, ЧИ-ЧИ, ЩИ-ЩИ, ЩА-ЩА-ЧА, ЧИ-ЧИ-ЩИ, АЩ-АЧ-АЩ, АЧ-АЩ-АЧ.

3. Слова для дифференциации звуков [Щ-Ч]

В начале слова: щетка, чайка, чайник, щепка, человек, щенок, щи, часы.

В середине слова: пещера, плечо, туча, площадь, мочалка, ящерица, прищепка, мальчик.

В конце слова: клещ, калач, плащ, печь, дочь, лещ, врач.

4. Предложения для дифференциации звуков [Щ-Ч]

Щегол пил из чайника. Щенок увидел белочку. Мама щеткой чистит туфли. Ящерица быстро прячется. Щука живет в речке.

5. Текст для дифференциации звуков [Щ-Ч]

Анечка, как проснется, так и начнет свои вещи искать. Один носочек у нее на стуле, другой – за ящиком. Одна тапочка возле печки, другой вообще в помещении нет. Ищет Анечка свои вещи, возится… И опаздывает в садик. А на следующее утро начинается все сначала.

План-конспект занятия

1. Организационный момент.

Логопед приветствует детей. Ребята садятся на свои места.

2. Сообщение темы.

Сегодня, ребята, мы будем учиться различать звуки [Щ] и [Ч].

3. Артикуляционная гимнастика.

Инструкция: дети достают зеркала и выполняют упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произношению звуков [Щ] и [Ч]

Чтобы мы правильно произносили звуки [Щ] и [Ч] нужно потренировать язычок. Делаем гимнастику!

1) «Заборчик» - «трубочка»

Инструкция: удерживать губы в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. Затем вытягивать губы вперед трубочкой. Чередовать упражнения.

Ну-ка, детки, с язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

Дружно улыбаемся:

«И- У! И-У! И-У!»

2) «Лопатка»

Инструкция: удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном расслабленном состоянии.

Расстелил половичек

На крылечке язычок.

Взял он клещи, взял топор

И пошел чинить забор.

3) «Наказать непослушный язычок»

Инструкция: положить широкий язык между губами и пошлепывать его «пя-пя-пя».

Ох, устал наш язычок

Лег в кроватку на бочок.

Пя-пя-пя, пя-пя-пя

Отдыхаем все, друзья!

4) «Чашечка»

Инструкция: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки, края языка находятся у верхних зубов.

Любим пить мы сладкий чай

Ну-ка, чашку подставляй!

4. Уточнение артикуляции и характеристика звуков.

Инструкция: уточнить артикуляционный уклад звуков [Щ], [Ч] и их произношения несколькими детьми.

Звук [Щ] : губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые складки отдыхают, горло не дрожит, голоса нет.

Характеристика: звук [Щ] всегда мягкий глухой согласный.

Звук [Ч] : губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые складки отдыхают, горло не дрожит, голоса нет.

Характеристика: звук [Ч] всегда мягкий глухой согласный.

5. Развитие фонематического восприятия

Упражнение №1. Дифференциация на слух звуков [Щ-Ч] в ряду звуков.

Инструкция: поднимать синий флажок на звук [Щ], поднимать зеленый флажок на звук [Ч].

Речевой материал: звуки Г-Щ-Ч-В-Щ-К-Ч-Щ-В-Ч-Ч-Щ-К-Щ-Ч

6. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в слогах. Развитие умения изменять темп проговаривания.

Упражнение №1. Дифференциация звуков в прямых и обратных слогах.

Инструкция: дети поднимают карточку с Чебурашкой, когда слышат [ч], и карточку с щенком, когда слышат [щ].

Речевой материал:

ЧИ-ЩИ-ЧО-ЩО-ЧУ-ЩУ-ЧУ-ЧЕ-ЩЕ-ЧА-ЩА

АЧ-АЩ-ОЧ-ОЩ-ИЧ-ИЩ-ИЧ-УЩ-УЧ-УЩ-ИЩ

Упражнение 2. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в слогах.

Инструкция: логопед поднимает синий флажок – дети произносят слог со звуком [Щ], зеленый флажок – слог со звуком [Ч], по каждой паре звуков.

Речевой материал: ЧУ-ЩУ, ЧО-ЩО, АЧ-АЩ, УЧ-УЩ, ОЧ-ОЩ

Упражнение 3. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в слогах и развитие умения изменять темп проговаривания

Инструкция: предлагается 6-7 раз произносить каждую пару слогов а)медленно, б) в среднем темпе, в) быстро. Несколько ребят по очереди, затем хором.

Речевой материал: ЩАК-ЧАК; ЧОК-ЩУК; ЩИ-ЩИ – ЧИ-ЧИ; ЩА-ЩА-ЧА; ЧИ-ЧИ-ЩИ; АЩ-АЧ-АЩ; АЩ-АЧ-АЧ.

7. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в словах. Развитие умения изменять интенсивность звучания голоса

Упражнение №1. Дифференцированное восприятие на слух слов со звуками [Щ] и [Ч]

Инструкция: дети поднимают синий флажок, если услышат звук [Щ] и зеленый флажок, если услышат звук [Ч].

Речевой материал:

В начале слова: щетка, чайка, чайник, щепка, человек, щенок, щи, часы.

В середине слова: пещера, плечо, туча, площадь, мочалка, ящик, прищепка, мальчик.

В конце слова: клещ, калач, плащ, печь, дочь, лещ, врач.

Упражнение №2. Дифференциация звуков в словах.

Игра «Третий лишний»

Инструкция: логопед показывает картинки, дети их называют, находят лишнее слово и объясняют почему (два слова со звуком [Ч], а третье – со звуком [Щ] и наоборот).

Речевой материал:

Щетка- туча- плечо, дочь-чайка-пещера, плащ-лещ-чайка, площадь-ящик-мальчик, часы-калач-щепка

Упражнение №3. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в словах

Игра «Домики»

Инструкция: на доске прикреплены две картинки с изображением домиков. Один домик для звука [Щ], а другой для звука [Ч]. Дети выходят по очереди к доске, берут картинку, называют ее и ставят под соответствующий домик.

Речевой материал: щетка, щука, чайка, чайник, ящик, часы, овощи, бабочка, бочка, щит, ящерица, прищепка, мальчик, плащ.

Упражнение №4. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в словах и развитие умения менять высоту голоса

Инструкция: произнести слова несколько раз (по картинкам). Сначала как мышка (тонким голосом, затем как лиса (средней высоты) и как медведь (низким голосом).

Речевой материал: печка, ящик, речка, щенок, мочалка, туча, щетка, лещ, чайка.

8. Динамическая пауза

Инструкция: дети выполняют движения, которые соответствуют тексту.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут покажем –

Крылья сложили назад.

9. Формирование фонемного анализа слов.

Инструкция: составить фонемную схему слова (раздаточный картинный материал по три штуки каждому ребенку. Под картинкой - схема слова). Звук в начале слова, в середине или в конце.

Речевой материал: В начале слова: щетка, чайка, чайник, щепка, человек, щенок, щи, часы.

В середине слова: пещера, плечо, туча, площадь, мочалка, ящерица, прищепка, мальчик.

В конце слова: клещ, калач, плащ, печь, дочь, лещ, врач.

10. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в предложениях

Упражнение №1. Различение на слух слов со звуками [Щ] и [Ч] в составе предложений.

Инструкция: поднять синий флажок, когда услышал слово со звуком [Щ], поднять зеленый флажок, когда услышал слово со звуком [Ч].

Речевой материал: Щегол пил из чайника. Щенок увидел белочку. Мама щеткой чистит туфли. Ящерица быстро прячется. Щука живет в речке.

Упражнение №2. Дифференцированное проговаривание слов со звуками [Щ-Ч] в составе предложений.

Инструкция: предлагаем детям добавить слово в предложение (с опорой на картинку, дети отвечают по очереди.

Речевой материал: Мальчику подарили … щенка. Яблоки сложили в … ящик. Мама надевает … плащ. На плите стоит … чайник. Рыцарь держит … щит. Над морем парит… чайка.

11. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в тексте

Упражнение №1. Дифференциация на слух слов со звуками [Щ-Ч] в составе текста.

Инструкция: логопед читает текст, дети поднимают синий флажок, когда слышат звук [Щ] и зеленый – на звук [Ч].

Речевой материал:

«Анечка»

Анечка, как проснется, так и начнет свои вещи искать. Один носочек у нее на стуле, другой – за ящиком. Одна тапочка возле печки, другой вообще в помещении нет. Ищет Анечка свои вещи, возится… И опаздывает в садик. А на следующее утро начинается все сначала.

12. Итог занятия, оценка деятельности

Ребята, какие звуки мы научились различать. Вспомним их характеристики. Положительная оценка детей.

Публикации по теме:

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект логопедического занятия «Фиксики. Дифференциация звуков [з]-[с]» Цель: различение согласных З-С в слогах, словах, предложениях. Образовательные задачи: - закреплять знания обучающихся о парных согласных.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [ч]-[щ]»
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 15:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [ч]-[щ]»» (включая файлы) размещена пользователем Черемных Инна (УИ 2992087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД