Черемных Инна
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [ч]-[щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия по произношению, тип - дифференциация звуков
Тема: Звуки [Ч-Щ]
Учитель-логопед
Черемных Инна Владимировна
г. Раменское, 2023 г
Тема: Звуки [Щ-Ч]
Цель: дифференциация звуков [Щ-Ч]
Задачи:
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Дифференциация звуков [ч]-[щ]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
1. Дифференцировать звуки [Щ-Ч] в слогах, словах, предложениях, тексте;
2. Развивать фонематическое восприятие в работе со звуками [Щ-Ч]
3. Формировать навык фонемного анализа слов
4. Тренировать умение изменять темп произнесения слогов
5. Тренировать умение владеть голосом при произнесении слов
Дидактический материал: индивидуальные зеркала, простые карандаши, флажки синего и зеленого цвета, картинный материал, индивидуальные схемы фонемного анализа слов, картинки с изображением домиков, учебная доска, картинки с изображением Чебурашки и щенка для каждого ребенка.
Речевой материал:
1. Звуковые ряды для формирования фонематического восприятия: Г-Щ-Ч-В-Щ-К-Ч-Щ-В-Ч-Ч-Щ-К-Щ-Ч
2. Слоговые ряды для дифференциации звуков [Ч-Щ] и работы над темпом: ЧА-ЧА, ЩА-ЩА, ЧИ-ЧИ, ЩИ-ЩИ, ЩА-ЩА-ЧА, ЧИ-ЧИ-ЩИ, АЩ-АЧ-АЩ, АЧ-АЩ-АЧ.
3. Слова для дифференциации звуков [Щ-Ч]
В начале слова: щетка, чайка, чайник, щепка, человек, щенок, щи, часы.
В середине слова: пещера, плечо, туча, площадь, мочалка, ящерица, прищепка, мальчик.
В конце слова: клещ, калач, плащ, печь, дочь, лещ, врач.
4. Предложения для дифференциации звуков [Щ-Ч]
Щегол пил из чайника. Щенок увидел белочку. Мама щеткой чистит туфли. Ящерица быстро прячется. Щука живет в речке.
5. Текст для дифференциации звуков [Щ-Ч]
Анечка, как проснется, так и начнет свои вещи искать. Один носочек у нее на стуле, другой – за ящиком. Одна тапочка возле печки, другой вообще в помещении нет. Ищет Анечка свои вещи, возится… И опаздывает в садик. А на следующее утро начинается все сначала.
План-конспект занятия
1. Организационный момент.
Логопед приветствует детей. Ребята садятся на свои места.
2. Сообщение темы.
Сегодня, ребята, мы будем учиться различать звуки [Щ] и [Ч].
3. Артикуляционная гимнастика.
Инструкция: дети достают зеркала и выполняют упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произношению звуков [Щ] и [Ч]
Чтобы мы правильно произносили звуки [Щ] и [Ч] нужно потренировать язычок. Делаем гимнастику!
1) «Заборчик» - «трубочка»
Инструкция: удерживать губы в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. Затем вытягивать губы вперед трубочкой. Чередовать упражнения.
Ну-ка, детки, с язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
Дружно улыбаемся:
«И- У! И-У! И-У!»
2) «Лопатка»
Инструкция: удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном расслабленном состоянии.
Расстелил половичек
На крылечке язычок.
Взял он клещи, взял топор
И пошел чинить забор.
3) «Наказать непослушный язычок»
Инструкция: положить широкий язык между губами и пошлепывать его «пя-пя-пя».
Ох, устал наш язычок
Лег в кроватку на бочок.
Пя-пя-пя, пя-пя-пя
Отдыхаем все, друзья!
4) «Чашечка»
Инструкция: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки, края языка находятся у верхних зубов.
Любим пить мы сладкий чай
Ну-ка, чашку подставляй!
4. Уточнение артикуляции и характеристика звуков.
Инструкция: уточнить артикуляционный уклад звуков [Щ], [Ч] и их произношения несколькими детьми.
Звук [Щ] : губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые складки отдыхают, горло не дрожит, голоса нет.
Характеристика: звук [Щ] всегда мягкий глухой согласный.
Звук [Ч] : губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые складки отдыхают, горло не дрожит, голоса нет.
Характеристика: звук [Ч] всегда мягкий глухой согласный.
5. Развитие фонематического восприятия
Упражнение №1. Дифференциация на слух звуков [Щ-Ч] в ряду звуков.
Инструкция: поднимать синий флажок на звук [Щ], поднимать зеленый флажок на звук [Ч].
Речевой материал: звуки Г-Щ-Ч-В-Щ-К-Ч-Щ-В-Ч-Ч-Щ-К-Щ-Ч
6. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в слогах. Развитие умения изменять темп проговаривания.
Упражнение №1. Дифференциация звуков в прямых и обратных слогах.
Инструкция: дети поднимают карточку с Чебурашкой, когда слышат [ч], и карточку с щенком, когда слышат [щ].
Речевой материал:
ЧИ-ЩИ-ЧО-ЩО-ЧУ-ЩУ-ЧУ-ЧЕ-ЩЕ-ЧА-ЩА
АЧ-АЩ-ОЧ-ОЩ-ИЧ-ИЩ-ИЧ-УЩ-УЧ-УЩ-ИЩ
Упражнение 2. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в слогах.
Инструкция: логопед поднимает синий флажок – дети произносят слог со звуком [Щ], зеленый флажок – слог со звуком [Ч], по каждой паре звуков.
Речевой материал: ЧУ-ЩУ, ЧО-ЩО, АЧ-АЩ, УЧ-УЩ, ОЧ-ОЩ
Упражнение 3. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в слогах и развитие умения изменять темп проговаривания
Инструкция: предлагается 6-7 раз произносить каждую пару слогов а)медленно, б) в среднем темпе, в) быстро. Несколько ребят по очереди, затем хором.
Речевой материал: ЩАК-ЧАК; ЧОК-ЩУК; ЩИ-ЩИ – ЧИ-ЧИ; ЩА-ЩА-ЧА; ЧИ-ЧИ-ЩИ; АЩ-АЧ-АЩ; АЩ-АЧ-АЧ.
7. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в словах. Развитие умения изменять интенсивность звучания голоса
Упражнение №1. Дифференцированное восприятие на слух слов со звуками [Щ] и [Ч]
Инструкция: дети поднимают синий флажок, если услышат звук [Щ] и зеленый флажок, если услышат звук [Ч].
Речевой материал:
В начале слова: щетка, чайка, чайник, щепка, человек, щенок, щи, часы.
В середине слова: пещера, плечо, туча, площадь, мочалка, ящик, прищепка, мальчик.
В конце слова: клещ, калач, плащ, печь, дочь, лещ, врач.
Упражнение №2. Дифференциация звуков в словах.
Игра «Третий лишний»
Инструкция: логопед показывает картинки, дети их называют, находят лишнее слово и объясняют почему (два слова со звуком [Ч], а третье – со звуком [Щ] и наоборот).
Речевой материал:
Щетка- туча- плечо, дочь-чайка-пещера, плащ-лещ-чайка, площадь-ящик-мальчик, часы-калач-щепка
Упражнение №3. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в словах
Игра «Домики»
Инструкция: на доске прикреплены две картинки с изображением домиков. Один домик для звука [Щ], а другой для звука [Ч]. Дети выходят по очереди к доске, берут картинку, называют ее и ставят под соответствующий домик.
Речевой материал: щетка, щука, чайка, чайник, ящик, часы, овощи, бабочка, бочка, щит, ящерица, прищепка, мальчик, плащ.
Упражнение №4. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в словах и развитие умения менять высоту голоса
Инструкция: произнести слова несколько раз (по картинкам). Сначала как мышка (тонким голосом, затем как лиса (средней высоты) и как медведь (низким голосом).
Речевой материал: печка, ящик, речка, щенок, мочалка, туча, щетка, лещ, чайка.
8. Динамическая пауза
Инструкция: дети выполняют движения, которые соответствуют тексту.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут покажем –
Крылья сложили назад.
9. Формирование фонемного анализа слов.
Инструкция: составить фонемную схему слова (раздаточный картинный материал по три штуки каждому ребенку. Под картинкой - схема слова). Звук в начале слова, в середине или в конце.
Речевой материал: В начале слова: щетка, чайка, чайник, щепка, человек, щенок, щи, часы.
В середине слова: пещера, плечо, туча, площадь, мочалка, ящерица, прищепка, мальчик.
В конце слова: клещ, калач, плащ, печь, дочь, лещ, врач.
10. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в предложениях
Упражнение №1. Различение на слух слов со звуками [Щ] и [Ч] в составе предложений.
Инструкция: поднять синий флажок, когда услышал слово со звуком [Щ], поднять зеленый флажок, когда услышал слово со звуком [Ч].
Речевой материал: Щегол пил из чайника. Щенок увидел белочку. Мама щеткой чистит туфли. Ящерица быстро прячется. Щука живет в речке.
Упражнение №2. Дифференцированное проговаривание слов со звуками [Щ-Ч] в составе предложений.
Инструкция: предлагаем детям добавить слово в предложение (с опорой на картинку, дети отвечают по очереди.
Речевой материал: Мальчику подарили … щенка. Яблоки сложили в … ящик. Мама надевает … плащ. На плите стоит … чайник. Рыцарь держит … щит. Над морем парит… чайка.
11. Дифференциация звуков [Щ-Ч] в тексте
Упражнение №1. Дифференциация на слух слов со звуками [Щ-Ч] в составе текста.
Инструкция: логопед читает текст, дети поднимают синий флажок, когда слышат звук [Щ] и зеленый – на звук [Ч].
Речевой материал:
«Анечка»
Анечка, как проснется, так и начнет свои вещи искать. Один носочек у нее на стуле, другой – за ящиком. Одна тапочка возле печки, другой вообще в помещении нет. Ищет Анечка свои вещи, возится… И опаздывает в садик. А на следующее утро начинается все сначала.
12. Итог занятия, оценка деятельности
Ребята, какие звуки мы научились различать. Вспомним их характеристики. Положительная оценка детей.