Ирина Мосейчук
«Волшебное дерево». Дидактическое пособие
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Волшебное дерево».
Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Волшебное дерево». Материал предназначен для педагогов детских садов. Пособие можно использовать по лексическим темам «Времена года», «Деревья», «Птицы», «Фрукты». Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста. Кроме того пособие может быть использовано педагогом на этапе оценки деятельности детей на занятии и на этапе рефлексии самими детьми.
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
«Волшебное – дерево» - полифункциональное пособие, которое позволяет решать несколько задач.
Цель:
развитие временных представлений, формирование у детей дошкольного возраста знаний о смене времен года, формирование лексико-грамматических категорий, развитие рефлексии у детей
Задачи:
обогащать словарный запас по лексическим темам «Времена года», «Деревья», «Птицы», «Фрукты».
-развивать навыки словообразования и словоизменения.
- развивать пространственные представления
- закреплять навык правильного употребления предлогов Под, На, В, К, За, Над).
-закреплять знание основных цветов и их оттенков
- учить детей рефлексированию.
Описание пособия:
Пособие целиком выполнено из фетра, прикреплено на двухсторонний скотч, дополнительные детали (фрукты, листочки, цветочки, птицы, снег) крепятся путем прикладывания, без дополнительных крепежей. Дети самостоятельно производят манипуляции с деревом, украшают его по своему выбору, либо по заданию педагога. Пособие «Волшебное дерево» используется на основном этапе занятия, а так же на этапе оценки деятельности детей и на этапе рефлексии самими детьми.
При первом знакомстве детей с кабинетом логопед рассказывает сказку, о необыкновенном дереве, о совенке, который встречает всех ребят. В этой сказке доводит до сведения детей основные правила поведения на занятии.
«Чудо-дерево необыкновенное, каждый день с ним происходят чудеса, а маленький совенок с удовольствием за ними наблюдает. Совенок днем не спит, а внимательно слушает, и ему очень хочется многому научиться (красиво и правильно говорить, читать и писать, рассказывать интересные истории). Совенок делится своими знаниями со своей семьей, с другими обитателями леса. Ему не нравится, когда дети шумят, балуются, этим они мешают себе и другим узнать новое и интересное. А сейчас прошу за столы. Начинаем наше занятие».
Пособие «Волшебное дерево» используется как на этапе основной темы, так и на этапе оценки деятельности детей на занятии, на этапе рефлексии самими детьми.
Лексическая тема «Осень. Деревья»
«Осенью на дереве появляются разноцветные листья, вы можете украсить наше дерево сами. Вот оно и первое волшебство. Мы сами делаем его - украшаем дерево и дерево преображается на наших глазах – становится очень красивым». Логопед обращает внимание на то, что листочки разной формы, с разных деревьев, но на то дерево и волшебное, что на нем растут листья с разных деревьев.
При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии:
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
Рефлексия помогает детям осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность.
Педагог договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих листиков.
Разноцветные листочки прикрепляются на общем дереве.
Красный листик - ребенок хорошо занимался на занятии, все у него хорошо получилось.
Оранжевый или желтый листик - ребенок иногда отвлекался, либо получилось не совсем хорошо.
Коричневый листик - ребенок не старался, отвлекался, мешал другим, плохо выполнил задание.
Дидактическая игра «С какого дерева лист»
С клена-кленовые, с березы-березовые, с осины – осиновые и т. д. Таким образом, решается задача по развитию навыка словообразования прилагательных.
Дидактическая игра «Посчитай листочки».
Можно посчитать количество листочков (согласование числительных и существительных).
Лексические темы «Зима», «Птицы»
«Проходит осень, наступает зима, и дерево накрывается снежной шапкой. Мы повесим на него кормушку, позаботимся о зимующих птицах. К кормушке прилетают покрепиться зимующие птицы: красногрудые снегири, желтогрудые синицы, пестрокрылые и пестрогрудые воробышки.
Снегири очень украсили собой наше дерево, они как яркие фонарики.
Синички шумят, весело тенькают, оглядывают окрестности с любопытством.
Воробышки устроили толкотню возле кормушки».
Дидактическая игра «Опиши птичку» (образования сложных прилагательных).
Дидактическая игра «Посчитай птичек» (согласование существительных и числительных).
Дидактическая игра «У кормушки» (образование приставочных глаголов (подлетели, улетели, вылетели, перелетели).
Дидактическая игра «Где птица» (развитие пространственной ориентировки и усвоению предлогов (Под, Над, В, На, За, К).
На этапе рефлексии договариваемся, кто какую птичку будет сажать на дерево.
Снегиря может посадить в кормушку тот ребенок, который хорошо занимался на занятии, все у него получилось.
Синичку - тот ребенок, который иногда отвлекался, либо получилось не совсем хорошо.
Воробышка – тот, кто не старался, отвлекался, мешал другим, плохо выполнил задание.
Лексическая тема «Весна»
«Зима подходит к концу, возле дерева появляются проталинки, тает снежок, распускаются почки, появляются листочки и затем на дереве распускаются цветочки, яркие красивые с разноцветными лепесточками». Обращаем на цвета лепесточков, считаем лепестки.
Рефлексия. Договариваемся, кто каким цветочком украсит дерево.
Ярко-розовый с бледно-розовыми лепестками повесит тот, тот, ребенок хорошо занимался на занятии, все у него получилось.
Фиолетово-розовый с оранжевой серединкой повесит тот, ребенок, который иногда отвлекался, либо получилось у него не совсем хорошо.
Салатово-желтый с розовой серединкой - тот ребенок, который не старался, отвлекался, мешал другим, плохо выполнил задание.
Лексическая тема «Лето»
С приходом лета на нашем дереве появляются плоды – яблоки и груши, оттого и чудо-дерево, что на нем растут разные плоды.
Возможно проведение разных игр по лексической теме «Фрукты».
Рефлексирование и оценка деятельности.
Какие-то плоды поспели, какие-то еще недозрелые, а некоторые совсем неспелые.
Красное яблоко или груша - ребенок занимался очень хорошо.
Желтый плод – испытывал затруднения.
Зеленый плод – получилось плохо, не старался, баловался.
Дидактическое пособие вызывает огромный интерес у детей, поскольку они самостоятельно или совместно с педагогом разрабатывают варианты игры с пособием, а самое главное пособие оказывает дисциплинирующую роль и дает возможность детям отрефлексировать занятие, оценить чему научился на занятии, что узнал нового, уйти не просто с зафиксированным результатом, а с осмыслением своей деятельности.