Людмила Седова
Многофункциональное дидактическое пособие «Экологическое дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторское многофункциональное дидактическое пособие "Экологическое дерево".
Воспитатель Седова Людмила Владимировна
МБДОУ д/с№4 город Вичуга Ивановская область
Предлагаю вашему вниманию многофункциональное дидактическое пособие «Экологическое дерево», которое изготовила для своих малышей. Это пособие для дидактических игр по изучению времен года.
Цель пособия :
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2018
• учить наблюдать за сезонными изменениями в природе;
• формировать представление детей о чередовании времен года;
• расширять и обогащать словарный запас;
• расширять представление о животных, насекомых, птицах;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Идея появилась при оформлении центра природы. Вначале было изготовлено маленькое дерево, немного пофантазировав, решила изготовить более многофункциональное пособие, которое вмещало бы в себя большее количество дидактических игр. И вот получилось такое яркое и интересное пособие, которое очень нравиться детям.
Данное пособие изготовлено из картона, обклеено белыми салфетками, раскрашено гуашевыми красками в зависимости от времени года.
А дальше фантазия!
Старалась каждое время года оформить красочно и эстетично.
Такое дерево – пособие способствует эффективному формированию представлений о временах года у детей.
- зимой на дереве можно увидеть снежинки и снегиря, кормушку с зернышками; медведь впадает в спячку, заяц меняет окрас, под деревом лежит снежный сугроб. Так же здесь можно отображать темы по календарно тематическому планированию, например «Зимние забавы».
- весной дерево нежно – зеленого цвета и на нем распускаются цветочки, прилетают в скворечник скворцы, появляются насекомые, на молодой травке распускаются первоцветы. Воспитывая любовь и бережное отношение к природе, можно поиграть в такую игру, как «Посади елочку».
Елочки приклеены к прищепкам.
- летом дерево покрыто зеленой листвой, на месте весеннего цвета краснеют наливные яблочки, летают бабочки, ползают божьи коровки, в гнездах появляются птенцы, светит солнышко. Играем в такие игры «Посади пчелку на цветок», «Помоги зверям собрать урожай».
- осенью фон становиться желто - оранжевым и на дереве появляются разноцветные листочки, поспели фрукты, ягоды, овощи. С детьми играем в игру «Что где растет».
Дерево можно использовать во время совместной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми. Сюжетный макет привлекает детей яркостью, мобильностью, с ним можно играть как на столе, так и на коврике, многофункциональностью, простотой в использовании.
Дидактическая игра, основанная на использовании данного дерева, может включать в себя:
- ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;
- расширение и обогащение словаря детей: названия птиц, ягод, цветов, насекомых, животных;
- ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; под - над;
- формирование элементарных математических представлений: различение понятий много, мало, один; большой, маленький.
Игра может обновляться новыми деталями: фигурками животных, (например, медведь и ёж-закрепление животных, которые впадают в спячку, заяц и белка - меняют окрас и т. д., фигурками птиц, а так же сезонными атрибутами в использовании дидактических игр.
В работе с макетом можно использовать методические приемы: беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, насекомых, птицах, деревьях. Можно использовать в качестве наблюдения за погодой.
Чтобы пособие было как можно более многофункциональным придумала экологическую дорожку. Дорожка прикладывается к дереву и присоединяется контактной лентой. Внутри данной дорожки вложены авторские подвижные игры, к каждой авторской подвижной игре сделаны атрибуты, в виде медалек. На каждое время года составлены рассказы. Есть отдельные карманы, для сделанных дидактических игр к данному пособию и дидактических игр по календарно - тематическому планированию. Также здесь лежат самодельные удочки, о которых расскажу позже.
А чтобы дети смогли играть с этим пособием на нее прикладываются полотна в соответствии с цветом времени года.
Вот, например, осенью решила сшить полотно желтого цвета, на котором находятся и карман, и контактная лента. Здесь мы можем поиграть в такую игру, как «Подарки осени». В зависимости, от цели которую ставим перед собой, мы и наполняем данный карман муляжами (фрукты, овощи, природные материалы, фрукты и овощи вместе). Играем в такие игры как «Угости зайчика морковкой» (большому зайчику большую морковку; маленькому зайчику маленькую морковку); «Найди такой же листочек». Играем с малышами в игру «Покорми животных». Предлагаю ребенку посмотреть, что лежит в красном кармашке, затем ребенок решает, кто из животных любит это кушать. В этой игре закрепляем и названия животных, и кто что ест, развиваем доброжелательное отношение к животным и при этом развиваем сенсорные эталоны.
В зимние месяцы играем в такие игры «Что лежит под снегом», знакомлю детей со мхом, сухой травой, шишками, камнями. Есть еще игра «Подбери такую же снежинку» ( игра на усложнение: найди маленькие снежинки, большие снежинки, найди пару, много-мало). Аналогично можно поиграть в игру «Найди такую же птичку», «Найди маму».
Для лета связала зеленую полянку. На ней можно поиграть в игры «Укрась полянку», «Кто спрятался в траве». У детей в данной игре развивается внимание, усидчивость, потому что на такой яркой полянке надо найти всех насекомых, которые там находятся. С помощью этой игры знакомлю детей с насекомыми, а затем закрепляем эти знания в игре «Кто спрятался под камушком». Играем в игру «Посади бабочку на цветок, закрепляем при этом сенсорные эталоны и прививаем любовь к живой природе.
Весной тает снег и поэтому я сделала полотно синим цветом, символизирующим реку. Играем в игру «Кто живет в воде». Знакомлю детей с обитателями водной фауны. Ребята сами ручками залезают в понравившийся им кармашек и ищут, кто там спрятался. На первых занятиях рассказываю и знакомлю с водными обитателями. Играем в игру «Подбери пару льдинке». Ну и конечно же играем в игру «Собери мусор». Помогаем природе, делаем ее чище. Вот у нас появляется очень много мусора. Задаем детям вопрос, хорошо ли, что так много мусора. Нет…А для этого у нас есть специальные удочки, с помощью которых мы достаем его.
В дальнейшем работа с данным пособием будет продолжена, буду создавать и наполнять его новыми дидактическими играми по временам года.
Спасибо за внимание!