Жирова Наталья
Дидактическое пособие «Волшебное панно»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка:
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением ФГОС ДО одним из важных условий является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада.
Публикация «Дидактическое пособие „Волшебное панно“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2019
Я хочу предложить Вашему вниманию многофункциональное дидактическое пособие "Волшебное панно", которое является авторской разработкой.
Данное многофункциональное дидактическое пособие разработано и изготовлено для осуществления познавательного, сенсорного развития детей и театрализованной деятельности младшего.
При внесении нового материала данное панно может использоваться для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Игровое панно, создано используя принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО:
- насыщенность – наличие дополнительных игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
- вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
- трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи.
Цель пособия : расширение и обогащение предметно – развивающей среды для познавательного, сенсорного и социально – коммуникативного развития детей.
С помощью данного пособия можно решать следующие задачи по областям:
Социально-коммуникативное развитие
- создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
- стимулирование творческой активности детей;
- создание условий для развития коммуникативной и социальной компетентности (формировать первоначальные знания экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения);
- воспитывать любовь и заботливое отношение к природе;
- создание условий для развития игровой деятельности.
Познавательное развитие:
-развитие любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
- развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности. (формировать у детей знания об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности на примере дерева;
- формировать элементарные математические представления: много и один, сравнение равных и неравных групп предметов;
-развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность;
- развивать ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева.
Речевое развитие
- создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры;
- совершенствования разных сторон речи ребенка;
-расширять и обогащать словарь детей по теме "Времена года" .
Художественно-эстетическое развитие
- создание условий приобщения детей к культуре чтения художественной литературы;
- развитие у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомление с русским народным творчеством.
Физическое развитие
- развитие крупной моторики;
- развитие мелкой моторики рук;
- становление у детей ценностей здорового образа жизни.
2. Актуальность
Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для познавательно - речевого развития, которое обеспечивает полноценное восприятие детьми окружающего мира. Содержание работы по образовательным областям "Познавательное развитие" и "Речевое развитие" включает: сенсорное развитие, развитие познавательно — исследовательской деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Ведущей деятельностью детей младшего возраста является игра. Но чтобы игровая деятельность была яркой и деятельной, необходимо создать насыщенную предметно – развивающую среду группы.
Организация предметно-развивающей среды в целях развития малышей – одна из главных задач педагогов детского сада и родителей воспитанников. Сейчас особое значение отводится и работе с родителями. Они являются полноправными участниками образовательного процесса. Я привлекаю родителей. Они активно участвуют в процессе пополнения предметно – развивающей среды группы и её обогащения. Совместными усилиями мы создали многофункциональное игровое панно.
3. Характеристика дидактического пособия
Пособие представляет собой панно, имеющее тканевую основу и крепящиеся к нему фигурки на липучках, выполненные из картона. Изначально в пособии были отражены меняющиеся 4 времени года, с их основными сезонными признаками.
К пособию прилагается разнообразный дидактический материал : цветные фигурки дождя, осеннее дерево, тучи, снег, снежинки, солнце, цветы, зеленые листья для летнего дерева, весенние ручейки, что позволяем малышам ориентироваться во временах года.
Но чем старше становятся наши дети, тем интереснее становится наше "многофункциональное панно". Совместно с родителями мы изготовили материал для развития сенсорных навыков детей. Это различные геометрические фигуры которые отражают: цвет, форму и величину.
Знакомство с сенсорными эталонами проводим в увлекательной игровой форме. Дети учатся играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, величина. Игры, используемые в пособии, позволяют обеспечить у детей совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, развивают мелкую моторику пальцев рук.
А так же, мы используем панно для театрализованной деятельности. Это инсценировка русских народных сказок: "Колобок", "Теремок", "Репка".
В разработке находятся еще несколько сказок: "Маша и медведь", "Волк и семеро козлят".
Рекомендации по организации познавательно – речевых игр для младшего дошкольного возраста.
Игры, которые могут использоваться в пособии :
Название игры Цель игры
"Разложи фигуры" (по цвету, по форме, по величине) Формирование сенсорных представлений.
"Назови одним словом" Развивать умение называть геометрические фигуры одного вида обобщающими словами.
"Подбери по величине" Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по величине.
"Один - много" Формирование элементарных математических представлений (один, много).
"Найди лишнюю фигуру" Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.
"Чего не стало" Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
"Подбери фигуру" Закреплять названия геометрических фигур, упражнять в их названии.
"Подбери по цвету" Развивать сенсорное восприятие.
"Цвет и форма" Развивать восприятие формы, цвета и величины.
"Чего больше?" "Чего меньше?" Учить сравнивать предметы по количеству. Определять равное или разное количество предметов.
И т. д.
Игры на развитие мелкой моторики
Название игры Цель
"Цветные капли" Развивать движения пальцев рук, концентрацию внимания.
"Вышивальщицы" Развивать мелкую моторику пальцев рук, точные движения пальцев рук.
"Выложи узор" Развивать мелкую моторику пальцев рук, память.
"Фруктовая поляна" Развивать мелкую моторику, развивать внимание, закреплять названия фруктов.
И т. д.
В дальнейшей работе данное пособие может быть использовано для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей возможно усложнение дидактических задач и дополнение вспомогательного материала, а так же мы планируется использовать панно по тематическим неделям, возможно внесение любых фигурок и элементов, а так же букв и цифр в более старшем дошкольном возрасте.
Игры и занятия с данным пособием вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают их активность в совместной и в самостоятельной деятельности.
4. Список литературы:
1. "Математика в детском саду" Л. С. Метлина
2. "От рождения до школы" Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп.
3. "Реализация содержания образовательной деятельности" (младший возраст 3 - 4 года) Н. А. Карпухина
4. "Сенсорное развитие детей раннего возраста" Е. А. Янушко
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155;