Елена Ампилогова
Конспект занятия «В поисках клада» с использованием камешков Марблс для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "В поисках клада"
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст
Форма совместной деятельности: занятие в форме образовательной культурной практики на основе интегрированных видов детской деятельности
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Виды деятельности: игровая, коммуникативная. двигательная, продуктивная деятельность.
Учебно-методический комплект: В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду", Т. Ю. Бардышева "Конспекты логопедических занятий в детском саду", О. С. Ушакова "Развитие речи детей 5 - 7 лет", Г. Я. Затулина "Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте".
Средства:
Наглядные: раздаточный (камешки Марблс красного и синего цвета на каждого ребенка) и демонстрационный материал (картинки животных, схема для поиска клада).
Мультимедийные: экран, ноутбук, проектор, портативная колонка
Литературные: стихи, веселые диалоги
Музыкальные: аудиозапись - Песня про Лунтика
Оборудование: - для совместной работы: использовалось солнце, вырезанное из желтого картона, каждый лучик которого имел свою цифру и задание, письмо формата А-4 и разрезанную на 7 частей картинку с изображением Лунтика в конверте, картинки животных (волк, лиса, заяц, медведь, написанное на листе формата А-4 слово КЛАД для звукового анализа, буквы с цифрами (слово СОЛНЫШКО, мяч, шкатулка с подарками для детей;
для индивидуальной работы: - использовались камешки Марблс для звукового анализа слов.
Образовательная ситуация: поиск клада и выполнение заданий волшебника с учётом развития навыков и умений.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно - печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок, разучивание стихотворений "Наши правила на занятиях", разучивание физкультминутки.
Задачи:
Образовательные: формировать умения обобщать, классифицировать; закрепить умение использовать все части речи; закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове; упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами; закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы; обогащать словарный запас через участие в словесно - речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы; развивать у детей умение ориентироваться на местности по словесной инструкции, определять направление маршрута.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Ход занятия:
Дети проходят и встают полукругом.
Воспитатель: Ой, дети, подождите, пожалуйста, мне пришло какое – то сообщение, да еще и голосовое. Давайте его послушаем.
Воспитатель включает голосовую запись: «Здравствуйте, ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы перешли в подготовительную группу, а потом пойдете в школу. И по такому замечательному поводу я приготовил для вас сюрприз. Вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными, выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Ну, тогда удачи!»
Воспитатель: Очень интересное послание, вот только не понятно, от кого оно.
Раздаётся стук в дверь, почтальон приносит не подписанный конверт.
Воспитатель: Странный какой – то конверт, на нем ничего не написано. Давайте откроем и посмотрим, что там.
Воспитатель открывает конверт, там лежит разрезная картинка.
Воспитатель: Посмотрите, в конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберем и тогда, наверное, узнаем от кого же пришло нам письмо.
Дети собирают картинки – пазл на магнитной доске. На картинке изображён Лунтик.
Воспитатель: Всё ясно, значит, письмо нам прислал Лунтик и он предлагает нам пройти испытания. Ну что, мы согласны? Тогда давайте вспомним правила, которых мы придерживаемся на занятиях.
Ответы детей:
1. Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никуда мы не спешим!
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: В начале нашего приключения отгадайте загадку:
Среди поля голубого, яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались, это (солнце).
Посмотрите на доску, на ней солнышко.
На магнитной доске прикреплено изображение солнца и разбросанные в разные стороны лучи.
Воспитатель: Только что с ним не так? (ответы детей….)
Ребята, Лунтик никогда не видел солнце и не знает какое оно, вот он и разбросал лучики в разные стороны. Чтобы солнце освещало наш путь, надо вернуть все лучи на место. Для этого мы должны выполнить задания, которые написаны на каждом из них.
Воспитатель зачитывает задания, написанные на лучиках. После того, как дети выполнят задание Лунтика, лучик прикрепляется к солнышку.
- Итак, первое задание "Назови отгадку".
1. Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос ….Медведь).
2. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета (. Заяц).
3. Серый, зубастый,
По угодьям рыщет,
Кого съесть - ищет (. Волк).
4. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт (. Лиса).
По мере того, как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с этим животным.
-Ребята, а теперь давайте вспомним сказки, в которых есть эти персонажи ….ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с первым заданием и получаете первый лучик.
Дети прикрепляют первый лучик к солнышку.
- Задание № 2. Игра "Назови ласково". Я буду называть слово, а вы должны назвать его ласково: обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук.
Воспитатель: Отлично, ребята! И со вторым заданием вы справились. Получайте второй лучик!
Дети прикрепляют лучик на место.
Воспитатель: Следующий лучик предлагает нам поиграть в игру "Назови одним словом": я буду говорить вам группу слов, а вы называть обобщающее слово для этой группы. Будьте внимательны:
- тарелка, кастрюля, чайник, бокал.
Ответы детей: посуда.
- Диван, стул, стол, кровать, шкаф (. ответы детей) (мебель).
- Помидор, огурец, морковь, лук, свёкла, перец (. ответы детей) (овощи).
- Самолёт, машина, поезд, грузовик, корабль (. ответы детей) (транспорт).
- Повар, шофёр, плотник, продавец, врач (. ответы детей) (профессии).
- Правильно, дети!
- Задание № 4. Игра "Что лишнее". Я буду называть группу слов, а вы говорите то, которое считаете лишним в этой группе: яблоко, груша, картофель, персик (. ответы детей) (картофель).
- Заяц, комар, медведь, волк (. ответы детей) (комар).
- Серьги, кольцо, бусы, кузнечик (. ответы детей) (кузнечик).
- Самолёт, машина, корабль, стол (. ответы детей) (стол).
- Правильно, ребята. Четвертый лучик прикрепляем к нашему солнышку.
- Задание № 5. Игра "Наоборот". Я вам буду по очереди кидать мяч и называть слово, а тот из вас, кто поймал мяч, должен ответить противоположность этому слову.
Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово "высоко", а ты ответишь. ("низко").
Скажу я слово "далеко", а ты ответишь. ("близко").
Скажу я слово "потолок", а ты ответишь. ("пол").
Скажу я слово "потерял", а скажешь ты. ("нашёл").
Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты. ("храбрец").
Теперь "начало" я скажу - ну, отвечай,. ("конец").
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Получайте и прикрепляйте следующий лучик.
- А теперь давайте немного отдохнём.
Мы шагаем по дорожкам,
Не даем покоя ножкам,
Вместе с Лунтиком пойдём,
К бабе Капе попадём.
Пироги поможем ей
Мы испечь для всех гостей.
Мы попрыгаем с Пчеленком,
Поиграем с Паучком,
А потом мы на урок,
Прыг да скок,
Прыг да скок!
- Следующий лучик под номером 6.
На доске висит картинка, изображающая клад.
Воспитатель: Что нарисовано на этой картинке? …ответы детей).
- Переходим к звуковому анализу слова "клад".
- Сколько слогов мы слышим в слове "клад"? Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Каким камешком мы обозначаем этот звук? ….ответы детей).
- Какой второй звук в этом слове? Камешком какого цвета его обозначим?
- Назовите третий звук. Каким камешком обозначим? …ответы детей)
- А четвертый звук в слове? Камешком какого цвета обозначим его? Ребята, я хочу открыть вам секрет, что в слове "клад" мы слышим звук "т", а пишем "д", запомните это.
- Вы очень хорошо справились с этим заданием и получаете шестой лучик.
- Берём седьмой лучик и на нем написано, что в слове буквы заблудились. (На доске висят карточки, на которых написаны буквы, а под ними цифры).
- Ребята, здесь написано какое - то слово, но я не могу его прочитать, т. к. все буквы разбежались. Помогите мне, расставьте цифры по порядку от 1 до 8 и прочитаем, что получится. ….работа детей).
- Мы расставили цифры по порядку, попробуем прочитать слово. Это слово "солнышко". Сколько слогов в этом слове? Какой звук мы слышим первым? Ответы детей. Назовите слова, в которых есть звук "с". Ответы детей.
А какой последний звук в этом слове? Назовите слова с этим звуком. Молодцы, всё верно!
- Ребята, вот и прошли мы почти все испытания, остался последний лучик, посмотрим, что же на нём написано. Воспитатель читает: "Девочки и мальчики! Вы просто молодцы! Раз вы нашли это послание, значит вы справились со всеми моими заданиями. Ну а теперь внимание! Чтобы найти клад вы должны сделать 2 шага вперед, 3 шага налево, 4 шага прямо, 5 шагов назад. С наилучшими пожеланиями. Лунтик". Один ребёнок идет, следуя инструкции, и находит сундучок с кладом, там картинки – раскраски с изображением Лунтика.
Воспитатель: А теперь давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
Вот и подошло к концу наше испытание…. Скажите, что вам понравилось больше всего? А какое испытание показалось самым трудным? Ответы детей.
- Ребята, вы все сегодня меня очень порадовали, вы молодцы! А то, что вам показалось сложным, мы обязательно научимся делать!