Ольга Зольникова
Дидактическое пособие «Сенсорный домик»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Сенсорный домик»
Актуальность
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, развивает внимание и наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности. Доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенной очень близко от речевой зоны. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей рук и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Хорошим помощником в развитии моторики и сенсорных способностей стало дидактическое пособие «Сенсорный домик».
Публикация «Дидактическое пособие „Сенсорный домик“» размещена в разделах
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик Марии Монтессори, Л. А. Венгера, которые подразумевают в себе использование многофункциональных, мобильных пособий, например: «Сенсорный домик» в специально организованной педагогом и самостоятельной деятельности детей с целью решения комплексных задач сенсорного воспитания дошкольников.
Пособие представляет собой «Сенсорный домик» из 10 граней – решёток для раковины ярких цветов, соединенных между собой при помощи атласных лент. На внешних сторонах «Сенсорного домика» размещены ленточки, веревки, коробочки от киндер - сюрпризов, прищепки, геометрические фигуры, катушки со шнурками, бусы и т. д.
Цель: Развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развитие сенсорного и тактильного восприятия, мелкой моторики;
- формирование правильного восприятия формы, величины и цвета;
- формирование навыков соотношения предметов по величине и умения обозначать их соотношения словами;
- развитие умения различать пространственные направления;
- обучение счету.
Игра «Поможем маме развесить одежду»
Цель: Закрепление знаний основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий).
Задачи:
- формировать умения подбирать предметы одежды, верёвку и прищепки нужного цвета.
- обогащать словарь детей словами названия одежды, цвета.
- развивать мелкую моторику кистей рук.
- воспитывать желание помогать маме, усидчивость, умение играть в паре.
Описание игры:
1. Играть можно вдвоём.
2. Воспитатель говорит, что мама выстирала одежду для детей и просит помочь развесить её сушить.
2. Ребёнок берёт один предмет одежды, называет его, определяет цвет и берёт прищепку такого же цвета. Раскрывает прищепку и вешает «сушить» на веревку такого же цвета.
3. Если ребёнок плохо говорит, то воспитатель направляет и помогает. Возьми прищепку такого же цвета, как шорты.
В конце игры важно похвалить ребёнка, сказать, что он молодец! Что помог маме.
Игра "Кто быстрее?"
Цель: Развитие ловкости пальцев рук.
Описание игры:
Играющим (2-3- ребенка) даётся по катушке со шнурками одинаковой длины. По сигналу воспитателя дети должны намотать шнурок на катушку. Побеждает тот, кто быстрее намотает шнурок на катушку.
Игра «Заплети косички Тане»
Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения.
Задачи:
- закреплять названия цветов и оттенков;
- закреплять знание пространственных отношений;
- развивать умение плести косичку в три пряди;
- развивать усидчивость, терпеливость при выполнении задания.
Описание игры:
Перед детьми кукла Таня с ленточками разного цвета и оттенков вместо волос. Педагог предлагает детям заплести косички.
После выполнения задания педагог благодарит, хвалит, отмечает лучшего.
Игра «Шнуровки (геометрические фигуры)»
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Задачи:
- закрепить знание и название геометрических фигур, р
- развивать мышление, внимание, память.
- развитие зрительной памяти, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах.
- развитие умений составлять заданную геометрическую фигуру из лент.
- развивать партнёрства и доброжелательности во время игры.
Желаемые результаты:
Исследования показали, что занимаясь с пособием «Дидактический домик» на протяжении младшего дошкольного возраста у дошкольников наблюдалась положительная динамика уровня развития мелкой моторики, связной речи. У детей улучшились показатели психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, дифференцированного восприятия качеств предметов.
Заключение
«Сенсорный домик» прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места, одновременно несколько детей могут пользоваться им. При желании все пособия быстро и легко снимаются. Куб может стать демонстрационным. На нем можно разместить предметные, сюжетные геометрические фигуры.