Ольга Некраса
Дидактическое пособие по развитию речи для дошкольников 5–7 лет «Засели домик»
▼ Скачать + Заказать документы
«Засели домик».
Для детей 5 – 7 лет.
Для того, чтобы ребенок успешно и с интересом учился в школе, он должен уметь и знать многое и, пожалуй, самое главное, у него должна быть хорошо развита речь.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи для дошкольников 5–7 лет „Засели домик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Перед воспитателем стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи»
Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Развитие звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи : словаря, связной, грамматически правильной речи.
Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух, Способность воспринимать данный темп и ритм.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Так же воспитатель должен формировать гамматический строй речи, учить детей делить слова на слоги, расширять словарный запас детей.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
Можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так, в 1 год малыш активно владеет 10—12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3—3,5 тысяч.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.
В психологии содержание слова также определяется как обобщение или понятие. Л. С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие». И далее: «. мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности.
Одной из них можно считать содержание словаря детей, В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Этим же объясняется или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия, или искажение их смысла.
Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Так как понятийное мышление у ребенка-дошкольника еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном возрастном этапе понятийным. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене).
Для развития правильной звуковой культуры речи и расширения словарного запаса детей я разработала следующую дидактическую игру : «Засели домик»
Дидактическая игра «Засели домик».
Игру можно использовать как в группе так и индивидуально.
Цель: формирование грамматического строя речи, фонематического восприятия, развитие культуры речи.
Задачи:
1. Закрепить у ребенка правильное звукопроизношение.
2. Учить делить слова на слоги.
3. Развивать фонематическое восприятие. Различать звуки на слух.
4. Различать смысловые оттенки слов.
5. Расширять словарный запас.
6. Развивать гарамматический строй речи (местоимения (он, она, оно, они, кто, что, что делает, признаки предметов.
7. Учить чисто произносить звуки и слова.
Предлагаю несколько вариантов использования игры.
Вариант 1.
Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
«Засели домик по первой букве в слове».
На крыше домиков распологаем буквы, раскладываем в хаотичном порядке рядом с домиками предметные картинки слов, названия которых начинаются на эти буквы. Просим детей заселить домики распологая картинки по первой букве в слове в окошках. Слова произносим четко, с правильным ударением. После того, как все картинки разместили по домикам, необходимо ещё раз проговорить слова, изображённые на картинках.
Можно предложить детям придумать свои варианты слов, которые будут начинаться на тот или иной звук.
Вариан 2.
Учить делить лова на слоги.
«Засели домик по количеству слогов в слове».
Выставляем домики с разным количеством цветов в окошках (один, два, три, четыре -в зависимости от количества слогов в слове) с кармашками для вкладывания картинок и набор предметных картинок.
Просим детей заселить домики по количеству слогов в слове проговаривая названия названия картинок. При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. По количеству слогов он находит домик с соответствующим количеством цветов в окошке для названного слова и кладёт картинку в кармашек этого домика. Желательно, чтобы ответы детей были полными, например: “В слове крокодил три слога”. После того, как все картинки разместили по домикам, необходимо ещё раз проговорить слова, изображённые на картинках. Можно предложить детям придумать свои варианты слов
Вариани 3.
Закрепление местоимений: он, она, оно, они.
«Засели домик картинками, к названиям которых подходят слова: он, она, оно, они».
Выставляем домики с названием местоимений в окошках с кармашками для вкладывания картинок и набор предметных картинок.
Просим детей заселить домики картинками, к названиям которых подходят слова: он, она, оно, они.
Например: кошка- она, зонт- он, пальто- оно, карандаши- они. Можно предложить детям придумать свои варианты слов.
Вариант 4.
Закрепление живые, неживые предметы, слова действия, слова признаки.
«Засели домики картинками, названия которых отвечают на вопросы: Кто? Что? Что делает?»
Выставляем домики с вопросами : что? кто? что делает? в окошках с кармашками для вкладывания картинок и набор предметных картинок.
Просим детей заселить домики картинками, к названиям которых подходят данные вопросы. Желательно, чтобы ответы детей были полными, например: Кто?-слон. Что?- диван. Лягушка – что делает?- скачет. Можно предложить детям придумать свои варианты слов.
Чтобы закрепить признаки предметов, можно попросить описать любую из картинок. Например: слон большой, серый, добрый, с большими ушами и длинным носом и т. д.
СЛОВАРИК ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Предметы - имена существительные.
Жиыве предметы - имена существительные одушевленные (отвечают на вопрос «кто?», обозначают только людей и животных.
Неживые предметы - имена существительные неодушевленные (отвечают на вопрос «что?»
Слова-признаки – имена прилагательные (отвечающие на вопросы «какой? какая? какие? какое?»
Слова-действия – глаголы (слова отвечающие на вопросы «что делает? что делают? что сделают? и др.»
Слова- местоимения – он, она, оно, они.
Звуки мы читаем и произносим. Буквы пишем и видем.
Слово состоит из слогов. Слоги - из букв. Буквы – из звуков