Ирина Гринберг
Дидактическое пособие по развитию речи для детей 5–7 лет с ОНР «Поймай рыбку»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации ФГОС ДО перед каждым педагогом стоит задача, направленная на внедрении игровых технологий в образовательный про-цесс. Цель игровой технологии – не менять ребёнка, не переделывать, а дать возможность «прожить» волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Для поднятия эмоционального настроя ребёнка, его желания активно взаимодействовать, необходимо стремиться к тому, чтобы работа была динамичной, неутомительной и разнообразной.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи для детей 5–7 лет с ОНР „Поймай рыбку“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Игры, дидактические пособия
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Темочки
Это объективно подтолкнуло к созданию дидактического пособия, которое включает в себя серию игр на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, грамматического строя речи, фонематического слуха, связной речи, расширение и активизации словарного запаса, обучение грамоте и коррекции звукопроизношения.
Я наклеила картинки предметов, вырезанных по контуру, на картон, прикрепила скрепку к каждой степлером. Удочка была позаимствована из детских игрушек.
Данное пособие может быть использовано как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях и включает в себя следующие игры:
«Запомни – назови»
Цель игры: запомнить заданное количество предметов, изображённых на картинках.
Ребёнок ловит «рыбок» и называет их. Далее взрослый предлагает запомнить то, что поймано, и убирает выловленных «рыбок». Ребёнок вспоминает, кого он поймал. Для детей 5 лет достаточно 5-6 предметов для запоминания, для детей 6 лет – 6-7 предметов.
«Какой рыбки не стало?»
Цель игры: определить, какая картинка (и) отсутствуют.
Ребёнок ловит «рыбок» и называет их. Далее взрослый предлагает запомнить картинки предметов. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый прячет одну или две «рыбки». Открыв глаза, игрок отвечает: «Не стало ромашки».
«Что изменилось?»
Цель игры: вспомнить первоначальное местоположение каждой картинки и восстановить последовательность.
Игрок ловит «рыбок» и называет их. Далее взрослый выкладывает в ряд картинки и предлагает запомнить местоположение каждой. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый меняет местами картинки. Соответственно далее необходимо разложить «рыбок» в первоначальную последовательность.
«Назови ласково»
Цель игры: образовать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных.
Ребёнку предлагается выловленных «рыбок» назвать ласково: лимон – лимончик, шар – шарик и так далее…
«Какой? Какая? Какое?»
Цель игры: подобрать признаки к предметам.
Игрок ловит «рыбок» и называет их. Взрослый предлагает назвать, каким может быть предмет, например: «Какая бывает груша?». Ребё нок подбирает слово и проговаривает словосочетание: жёлтая груша (сладкая груша, большая груша). При затруднении взрослый задаё т наводящие вопросы: какая груша бывает по форме (цвету, вкусу, размеру)
«Назови предметы одним словом»
Цель игры: уточнение обобщающих понятий.
Дети ловят «рыбок». Взрослый предлагает разложить все картинки на группы и назвать каждую группу предметов обобщающим словом (фрукты, животные, одежда,.)
«Четвёртый лишний»
Цель игры: развивать умение сравнивать, обобщать и классифицировать предметы и дифференцировать на слух заданный звук.
Взрослый предлагает выловить «рыбок», отбирает четыре из них, и просит назвать лишнюю: волк, лось, мак, тигр.
Или, отобрав четыре, называет их, голосом выделяя заданный звук, а дети определяют, какое слово лишнее. Например: Сумка, ромашка, моСт, колбаСа.
«Весёлый счёт»
Цель игры: согласование числительных с существительными, числительных с прилагательными и существительными.
Взрослый предлагает сосчитать выловленные «рыбки» до 5: один тигр, два тигра,. пять тигров (один полосатый тигр,. пять полосатых тигров)
«Один – много»
Цель игры: упражнять в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Ребёнку предлагается назвать слова во множественном числе. Например, одна сумка – сумки – много сумок, одна груша – груши – много груш».
«Назови части предмета»
Цель игры: развивать умение выделять части предмета или объекта.
Ребёнок ловит «рыбок» и называет части предмета: у волка есть голова, глаза, нос пасть, уши, лапы, шея, туловище и хвост. У дерева есть ствол, крона, ветки, листья, корни.
«Определи наличие заданного звука в слове»
Цель игры: развивать умение определять наличие или отсутствие заданного звука в словах.
Вылавливая «рыбок», ребёнок называет слово и определяет наличие за-данного звука в слове. Если у ребёнка определяемый звук не автоматизирован в речи, взрослый называет слово и просит ответить, слышится звук в слове или нет.
Второй вариант игры: отбираются картинки с заданным звуком и откладываются в сторону. После ловли дети называю слова с изучаемым звуком ещё раз, выделяя его голосом.
«Определи место звука в слове»
Цель игры: развивать умение определять позицию заданного звука в сло-вах.
Вылавливая «рыбок», ребёнок называет слово и определяет позицию заданного звука в словах (начало, середина, конец). «Рыбки» раскладываются в ведёрки, выставленные в ряд (первое ведёрко – начало слово, второе – середина, третье – конец слова).
«Звук потерялся»
Цель игры: развитие фонематического слуха.
Дети ловят «рыбок» с заданным звуком. Далее взрослый проговаривает называет выловленных рыбок, умышлено проговаривает слово без одного звука, а дети называют пропущенный звук (горох – го[ ]ох, рыба – [ ]ыба).
«Назови звук»
Цель игры: упражнять в определении первого (последнего) звука в слове.
Ребёнок ловит «рыбок», называет их и определяет первый (последний) звук в словах.
«Назови гласный звук в середине слова»
Цель игры: определение гласного в слове.
Ребёнок ловит «рыбок», называет их и определяет гласный звук в словах. При затруднении – взрослый произносит слово, выделяя голосом гласный звук: мАААк, сЫЫЫр,.)
«Назови гласные звуки в словах»
Цель игры: определение гласных звуков в слове.
Игра проводится аналогично вышеуказанной игры, только используются слова с двумя гласными звуками (шУбА, кнИгА).
«Раздели слово на слоги»
Цель игры: упражнять в делении слов на слоги.
Дети ловят «рыбок», называют их по слогам. Можно предложить отхлопать и проговорить слова по слогам.
«Распутай слова»
Цель игры: упражнять в делении слов на слоги и составлении из них слов.
Дети ловят «рыбок» с заданным звуком. Далее взрослый произносит слово искаженно, а дети распутываю его: «босака» - собака, «посаги» - сапоги, «лепысос» - пылесос.
«Придумай предложение с заданным словом»
Цель игры: развитие связной речи.
Ребёнок ловит и проговаривает чётко заданный звук в словах. Далее взрослый предлагает составить предложение с заданным словом.
«Придумай загадку по образцу»
Цель игры: развитие связной речи.
Ребёнок ловит и проговаривает чётко заданный звук в словах. Затем взрослый предлагает составить загадку по образцу: Этот фрукт овальной формы, желтого цвета, кислый на вкус.