Наталия Михайловна Саюпова
Дидактическое панно «Поздняя осень в лесах Вологодчины»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой решаются при условии формирования экологического мировоззрения у детей начиная с дошкольного возраста, с повышения их экологической грамотности и приобщения к экологической культуре. В работе с детьми по экологическому развитию важно уделить внимание формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. В совместной деятельности у детей формируются представления о существующих в природе взаимосвязях, начала экологического мировоззрения и ответственного отношения к окружающей среде.
Публикация «Дидактическое панно „Поздняя осень в лесах Вологодчины“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Игры, дидактические пособия
- Осень. Материалы для воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2024
Природа оказывает воспитательное воздействие на духовный мир дошкольника, которое трудно переоценить. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Цель дидактического пособия
Формирование представлений дошкольников о природных ресурсах ближайшего окружения для развития основ экологической культуры.
Задачи дидактического пособия
1. Знакомить дошкольников с живой и неживой природой Вологодской области в период поздней осени.
2. Подводить к пониманию ценности природы, е уникальности и красоты.
3. Расширять и уточнять представления детей о разных объектах живой и неживой природы, показывать ее взаимосвязь.
4. Формировать представления о жизни животных, насекомых, птиц зимой, особенностях их подготовке к смене времени года.
5. Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе: не нарушать целостность, не мусорить, бережно относиться к природе (не оставлять надписей на природных объектах, бережливым быть с водой).
6. Развивать познавательный интерес, любознательность к окружающему миру.
7. Обогащать активный словарный запас, способствовать развитию связной речи.
8. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, желание участвовать в природоохранной деятельности.
Используемое оборудование и материалы:
Тканевое панно размером 110 см * 190 см, со съемными элементами. Используется, как сменное настенное дидактическое пособие в соответствии с темой недели, хранится в сложенном виде, при необходимости стирается. Использованы такие материалы: хлопчатобумажная ткань, флис, фетр, замша, полушерстяные нитки, сизаль, велкро, пленка ПВХ, картон, пленка для ламинирования.
Применение дидактического пособия в практике.
Расположение пособия может быть напольным, настольным или настенным в зависимости от задач, поставленных педагогом. Для постоянного использования панно рассчитано на расположение на стене. В игре, в организованной образовательной деятельности, в индивидуальных занятиях, используя пособие, педагог может познакомить детей с признаками поздней осени в лесах Вологодчины; птицами, насекомыми, дикими животными родных лесов, местами обитания, внешним видом зверей, особенностями их питания, зимовки. Дидактическое панно позволит наглядно показать детям особенности расположения и формы «домиков» для зимовки насекомых, бобровой хатки, барсуков, ежа, медведя. Отлично пройдет демонстрация зимовки кабанов, волков, лис, зайцев. Дети легко запомнят в каких лесах водятся звери (хвойных, смешанных, Будет возможность закрепить знание названий деревьев Вологодской области без опоры на такую наглядность, как листья. С опорой на наглядность дети расширят свои представления о «пищевых цепочках». При знакомстве детей с художественной литературой об осени, зиме, подготовке животного мира к зиме дидактическое панно «Поздняя осень в лесах Вологодчины» послужит отличным демонстрационным и игровым пособием.
Через тактильные ощущения и наглядность, возможность манипулировать съемными деталями дети более ярко и эмоционально запомнят новую информацию, что позволит использовать данное пособие в работе с детьми с разными видами запоминания, а также детям с ОВЗ (с проблемами зрения, речи; для обогащения тактильных ощущений, снятия психического и физического напряжения). Знакомить дошкольников с закономерностями в изменениях живой и неживой природы можно начиная со средней группы, с каждым годом усложняя информацию и задания к подготовительной группе.
В самостоятельной игре дети не только смогут закрепить полученные знания, но и обогатить тактильные ощущения, развивать мелкую моторику, координацию движений рук, умение ориентироваться в пространстве, договариваться с другими детьми, развивать монологическую и диалогическую речь.
Дидактическое панно может быть использовано в таких образовательных областях, как познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, также актуально в решении вопросов по ОБЖ (Закреплять представления о диких животных, о редких видах животных, со способами охраны природы, с правилами поведения в лесу). Пособие будет полезно не только в работе воспитателям, но и педагогу-психологу, учителю-логопеду.
Игра «Расположи зверей в свои домики»
Цель: закрепить знания детей о среде обитания животных, расположении и внешнем виде места зимовки.
Игра «Кто и как зимует в речке?»
Цель: закрепить знания детей о способах подготовки к зиме рыб, бобров.
Игра «Найди все норки»
Цель: развивать внимательность, умение ориентироваться в пространстве, обогащать тактильные ощущения ребенка.
Игра «Прятки белки»
Цель: закрепить знания детей о местах, в которых белка может делать запасы на зиму.
Игра «Выбери норки для лесной мышки и барсука»»
Цель: закрепить умение сравнивать, анализировать, обосновывать свой выбор.
Игра «Насекомые готовятся к зиме»»
Цель: закрепить знания дошкольников о насекомых, местах их зимовки.
Игра «Помоги сделать запасы для белочки»
Цель: закрепить знания об особенностях питания белки, её способах и местах делать запасы.
Игра «Назови дерево»
Цель: закрепить умение детей узнавать дерево без наглядной опоры на листья.
Игра «Назови признаки поздней осени»
Цель: закрепить знания детей об особенностях изменений в природе осенью, уметь обосновывать свои мысли с опорой на наглядный материал.
Игра «Сосчитай все хвойные деревья»
Цель: закрепить знания детей деревьев, навыки счета предметов.
Игра «На земле и под землей»»
Цель: закрепить знания детей о живых существах, зимующих под/в земле, на поверхности земли.
Игра «Назови перелетных птиц, которые улетают последними»
Цель: закрепить знания детей о перелетных птицах, времени их перелета на юг.
Игра «Объясни место зимовки животного»
Цель: закрепить знания дошкольников о причине выбора способа зимовки конкретного животного, развивать умение доказывать свое мнение.
Игра «Назови редких животных Вологодской области»
Цель: закрепить знания о животных, занесенных в Красную книгу Вологодской области.