Шумилина Светлана
Дидактическое пособие «Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра»
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика дидактического пособия
«Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра»
Сенсорные дорожки позволяют использовать «пальчиковые шаги» (логоритмику). «Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.
Публикация «Дидактическое пособие „Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Пальчиковые дорожки и коврики. Шагаем пальчиками
- Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2020
Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу.
Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности:указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец.
Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки — по нечетной.
Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.
Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.
Цель пособия: Создать условия в группе детского сада для сенсорного и познавательного развития детей.
Задачи:
Развивать мелкую моторику;
Развивать речь детей во всех видах деятельности;
Готовить руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.
Расширять словарный запас, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкальный слух.
Развивать гармонизацию движения тела, мелкою моторику рук и органов речи;
Способствовать доверительному контакту, в том числе и тактильному, между взрослым и ребёнком;
Пробуждать интерес к театральной игре путем общения с персонажами (кукла Катя, кукла Ваня);
Поощрять участие детей в совместных играх.
Вариантов игр с дорожками можно придумать очень много, например, «шагать» вперед или назад, «шагать» по каждой пуговке или через одну-две, «шагать» приставными шагами, «шагать» пальчиками обеих рук одновременно и т. д.
Стихотворения для «пальчиковых шагов» на сенсорных дорожках.
Снеговик и ёлочка
К нам на ёлку-ой-ой-ой!
Снеговик идёт большой.
Снеговик-снеговичок,
Ты как гриб-боровичок,
Крепенький и ладный
И такой нарядный!
Помоги снеговику дойти до ёлки. «Проведи» пальчиками правой руки по дорожке. А затем пальчиками левой руки «проведи» по дорожке. Движения пальцами можно выполнять как от ёлочки, так и от снеговика.
Божья коровка
Божью Коровку можно поймать,
Черные точки пересчитать.
Раз, два, три. Не успела!
Божья коровка моя улетела!
Помоги божье коровке долететь до цветка. «Проведем» пальчиками обеих рук по волнистой дорожке. Затем «проскачи» пальчиками правой руки по цветкам и пчелкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указа-тельный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Гриб и гусеница.
Взяли гриб домой несём.
Ой, а кто же в нём?
Белый маленький червяк.
А попал туда он как?
Может, домик там его?
Не пойму я одного:
Если гриб я съем,
Дом разрушится совсем?
«Проползи» пальчиками обеих рук по волнистой дорожке. Затем усложним задание «проползи» пальчиками правой руки по цветочкам, как гусеница, и доползи до домика. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Щенок
У щенка четыре лапы,
Ушки и забавный хвост.
Он пушистый и лохматый.
И прохожих лижет в нос.
Помоги щенку добраться по пуговкам до машинки. «Прошагай» пальчиками правой руки по дорожке к машинке. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний. Затем попросить ребенка провести пальчиками по волнистой дорожке.
Лягушки
Две зеленые подружки,
Пучеглазые лягушки,
Нам поют природную
Песенку болотную.
Помоги лягушатам допрыгать до травки. «Допрыгай» пальчиками правой руки по лесенкам и пуговкам к травке. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Утята
Взгляни на маленьких утят-
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят, Они едят.
Когда едят, Они не спят.
Помоги утятам доплыть друг к другу. «Проплыви» пальчиками правой руки по дорожке к утёнку. А затем пальчиками левой руки «проведи» по дорожке.
Дорожки
Зашагали наши ножки
Прямо по дорожке, топ-топ.
Вот как мы умеем, топ-топ.
Ну-ка веселее, топ-топ,
Это наши ножки, топ-топ,
Шагают по дорожке.
Топ-топ.
«Протопай» пальчиками правой руки по лесенке. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Лошадка
– Ты куда спешишь, лошадка?
– У меня с утра зарядка!
Тороплюсь я в чисто поле,
Чтобы там побегать вволю!
Помоги лошадке добраться до листика. «Пройди» пальчиками правой руки по пуговкам, и дойди до листика. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Бусы
Чудо — бусы у меня,
Я их делала полдня.
Они такие классные,
Красивые, прекрасные!
«Продвигай» пальчиками правой руки бусинки. Затем предложите малышу продвигать бусинки пальчиками левой руки: вверх и вниз.