Ирина Якушева
Дидактическое пособие «Лэпбук «Звук [ш]» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данного пособия обусловлена возможностью автоматизации звука [ш] самостоятельно или с минимальной помощью взрослого у группы детей. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов деятельности взрослого и ребёнка.
Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки учителю-логопеду автоматизировать звуки, нарушенные у детей.
Аннотация:
Публикация «Дидактическое пособие „Лэпбук „Звук [ш]“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дидактические игры
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» январь 2023
Дидактическое пособие лэпбук «Автоматизация звука [ш]» представляет собой папку формата А4. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме.
Пояснительная записка:
Дидактическое пособие лэпбук «Автоматизация звука [ш]» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста в нё м содержится весь необходимый материал:
• карточки для проведения артикуляционной гимнастики
• пособие на выработку направленной воздушной струи
• пособия на автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях
• пособия для развития фонематических процессов
• развитию зрительного восприятия
• развитие мелкой моторики
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель:
Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [ш] с использованием дидактического пособия лэпбук.
Задачи:
Образовательные:
• Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [ш], используя тематические карточки;
• Способствовать правильному речевому выдоху при произношении шипящих звуков, выработке направленной воздушной струи, используя пособие «Бабочка»;
• Научить правильно проговаривать звук [ш] изолированно;
• Обучать находить в словах нужный слог в разных позициях, в начале слова, середине и в конце слова.
• Автоматизировать звук [ш] в словах с помощью игры «Улитка»
• Автоматизировать звук [ш] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;
• Автоматизировать звук [ш] с помощью чистоговорок скороговорок, насыщенных звуком [ш];
• Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
• Развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Улитка», «Найди пару»;
• Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие «Пазл»);
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги игра «Бродилка»;
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, используя понятия «по часовой стрелке», «против часовой стрелки» «Дисковая ига собери сказку»;
• Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Воспитательные:
• Воспитывать усидчивость;
• Формировать самоконтроль за речью;
• Побуждать к активности в получении новых знаний;
• Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [ш] для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Применение такой интерактивной книги в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи.
Лэпбук предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. При выполнении заданий происходит совместная координированная работы моторного, слухового и зрительного анализаторов. Занятия с лэпбуком имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми, страдающими нарушениями речи.
Применение такого дидактического пособия становится особенно целесообразным, т. к. информация предоставляется в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Лэпбуки повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям. А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе. В процессе занятий с применением лэпбука дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера).
- Обладает дидактическими свойствами.
-Является средством художественно-эстетического развития ребенка.
- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части).
- Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста.
- Обеспечивает игровую, речевую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Содержание лэпбука.
Внутри папки даны задания на автоматизацию звука [Ш].
Расположение материала в лэпбуке поделено на несколько зон.
1. Артикуляционная гимнастика.
Данный раздел представлен в виде карточек-пиктограмм, все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Ш]. Цель: учить детей, используя пиктограммы, самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения, контролируя себя перед зеркалом.
Дыхательное упражнение «Бабочка» Цель :развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Ребенок дует на бабочку стремясь направить ее на ромашку.
2. Звукоподражание.
В данной зоне расположены ламинированные карточки со звуковыми символами, закрепляющими правильную артикуляцию звука ш Цель : совершенствование зрительно - моторной координации,автоматизация изолированного звука [Ш].
Ребёнку предлагается расположить карточки по порядку описав все артикуляционные положения требуемые для правильного произношения звука [ш].
3. Игры и упражнения на закрепление звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Упражнение «Чистоговорки».
Цель: автоматизировать звук Ш в связной речи; развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.
Рекомендации к проведению упражнений:
1. Произносите чистоговорки сначала медленно, четко
артикулируя каждый звук.
2. Постепенно увеличивайте темп, не снижая при этом качество
произношения.
«Посчитай-ка».
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5;
Ребенку предлагается сосчитать предметы на карточке. Ребенок считает игрушки на карточке: одна кукушка, две кукушки, три кукушки…. Определяет каких игрушек больше, а каких меньше. Считает игрушки в обратном порядке: пять ландышей, четыре ландыша, три ландыша …
Упражнение «Рассели жильцов».
Ребенку необходимо определить местоположение заданного звука и «расселить» все картинки по своим «квартирам». Цель: развивать у детей умение определять позицию звука [Ш] в слове.
Игра бродилка «Крош и ежик»
К игре прилагается кубик с цифрами и фишки для нескольких игроков. Цель игры помочь Крошу добраться к своему другу Ёжику. Двигаясь по клеткам игрового поля, согласно выпавшему числу шагов, необходимо называть слова изображенные на квадратах, составлять с ними предложения на заданное количество слов.
«Логопедическая улитка» предлагается несколько вариантов игры с ней
«День рождения у улитки» Что подарили улитке?
«Играем в жадину с улиткой» отрабатываем согласование слов МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ;
«Что у мишки в мешке»
В игре 4 карточки, на которых изображен мишка с мешком, в котором лежат различные предметы и 12 карточек с предметными картинками. Ребенок берет картинку мишки с мешком, называет, что лежит в мешке, затем картинку переворачивает и из предметных картинок выбирает те, на которых изображены предметы, лежащие в мешке.
С данными картинками можно выполнять дополнительные задания, например, «Угадай, чего не стало», «Четвертый лишний», «Подели слова на слоги», «Выбери картинку и составь предложение», «Подружи слова», «Вспомни и назови»
Схемы для составления предложений, рассказов.
Вертушка-головоломка на развитие внимания «Сложи сказку — Заюшкина избушка» к головоломке прилагается конверт с сюжетными картинками к сказке для пересказа
«Собери картинку», «Пазлы».
Цель: автоматизировать звук Ш в словах и предложениях, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.
Ребёнок собирает пазлы, картинки, чётко называет слова со звуком Ш, составляет предложения с этими словами.
Таким образом, лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Это пособие помогает детям усвоить знания (звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме. Картинки взяты из Интернет-ресурса yandex.ru.