Анна Донская
Дидактическое пособие Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.
Публикация «Дидактическое пособие Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Вашему вниманию, предлагаются игры на развитие коммуникативных навыков. Они направлены на развитие конструктивного общения, эмоциональной сферы, умения получать радость от общения, слушать и слышать другого человека.
Предназначены педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание
1. Введение…стр. 4
2. Основная часть
2.1. Коммуникативные игры как- процесс социально-коммуникативного развития дошкольников---стр. 5
2.2. Картотека игр---стр. 6
2.3. Заключение---стр. 8
3. Список литературы---стр. 9
Введение
Развитие социально-коммуникативных навыков – одна из важнейших проблем педагогики. В социальном окружении дошкольника часто наблюдается нехватка нравственных качеств (доброты, воспитанности, доброжелательности, речевой культуры общения. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность
У детей для развития коммуникативной стороны в общении чаще всего используются тренинги общения, которые состоят из определенного набора игр (дидактических, развивающих и других).
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания, наблюдательности, развитие активного словаря, развитие умения распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов, преодоление тактильных барьеров.
Задачи:
1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
2. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
3. Формировать коммуникативные навыки ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
2. Основная часть.
2.1 Коммуникативные игры как- процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Коммуникативная компетентность – «способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми» (Л. А. Петровская).
В ФГОС дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования – социально-нормативных возрастных характеристик, возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что детерминирует трудности в их последующей социализации. Это в значительной степени обусловлено тем, что в большинстве семей ребёнок является единственным, много неполных семей, где нарушены поло-ролевые связи.
В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, обусловленные социальными процессами. Поэтому на современном этапе развития российского общества вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.
Особое внимание требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с социумом.
Именно этот возраст является синзитивным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований, которые детерминируют успех или неуспех личности в дальнейшем.
В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребностная сфера человека, именно в этот период качественно меняется и проявление потребности в признании. Нереализованность на данном этапе может повлиять на формирование неадекватной Я- концепции, как следствие – асоциальной поведенческой направленности. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка.
В то же время правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом.
Но, так как семья в подавляющем большинстве случаев не в состоянии в полной мере обеспечить полноценное развитие личности, сложная задача формирования и развития адаптивных возможностей детей, подготовки их к дальнейшей социализации ложится на дошкольные учреждения.
Для решения этой глобальной задачи необходимо оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы работы с детьми.
В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников – игра. Игра-это важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующих их физическому и психическому развитию, из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов дошкольников переходит в планомерную и углубленную.
Это приводит к адаптации ребёнка, к собственным внутренним изменениям, связанным с взрослением, к изменившимся требованиям, предъявляемым к нему в семье и другими взрослыми, к требованиям и нормам детского коллектива. Значение игры в социализации личности ребенка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений.
Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г. В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.
Процесс социализации есть неразрывное единство с естественной потребностью детского организма -развитии, осуществляемым через игру. Игра по своему происхождению и содержанию социальна. Кроме того, социальное окружение также должно адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка.
Таким образом, в основе технологий социализации дошкольника лежит психолого-педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений личности, среды, сверстников, педагогического коллектива, родителей.
При таком подходе социальная адаптация даёт дошкольнику возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих возможностей и способностей.
Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, сверстником, в его поддержке и оценке.
Это пособие может способствовать развитию следующих навыков:
1. Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходи-
мость своего участия в тех или иных обстоятельствах.
2. Умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и
контроля взрослого.
3. Умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель,
учесть условия, осуществлять элементарное планирование, полу-
чить результат).
4. Умение осознанно действовать в ситуации заданных требований
и условий действительности.
5. Умение переносить известные способы действий в новые условия.
6. Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку
результатов деятельности.
7. Умение переносить известные способы действий в новые условия.
Картотека игр
Название игры Цель
Клеевой ручеёк
развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Нос к носу
игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.
Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Слепец и поводырь
развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению
Волшебные водоросли
снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.
Подарок на всех
развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Волшебный букет цветов
Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Игра-ситуация
развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Изобрази пословицу
развить умение использовать невербальные средства общения.
Без маски
развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
Маленькое привидение формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.
Зеркало развитие умения различать эмоциональное состояние окружающих.
Хор животных
взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.
Радио
создание положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.
Передай сигнал
преодоление защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.
Травинка.
развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции.
Горная тропинка
воспитывать доверительные отношения друг к другу, развивать ответственность за другого человека
Звери на болоте
воспитывать доверительные отношения друг к другу, развивать ответственность за другого человека
Пантомимические этюды
учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений.
Кто ты?
учить слышать, понимать и соблюдать правила игры.
Что в сундучке?
развитие внимания, умение анализировать полученную информацию
Плохое настроение учить детей находить адекватные методы взаимодействия для избегания конфликтов, выражать эмоции приемлемыми методами.
Это и хорошо, и плохо.
учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажения смысла.
Почему? А потому!
развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личные особенности слушателя.
Телевизор.
Развитие умения активно слушать, принимать условия игры, брать на себя ролевое поведение (интонацию, мимику, жесты – ведущего).
Доброе животное
способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать
Объятия
научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности.
Заключение
В результате использования игр по социально - коммуникативному развитию отмечается положительная динамика: у большинства детей стала проявляться потребность в эмоциональных контактах, в общих действиях со сверстниками, сверстник стал интересен и как участник игр и как средство самоутверждения. Дети стали обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия. Лучше управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, доброжелательно и внимательно относиться к другим детям и взрослым людям.
Использованная литература
1. «Азбука общения» Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова
2. «Игра как средство социальной адаптации» Н. М. Сертакова
3. «Возвращение таланта» Е. Шулешко, В. Букатов, А. Ершова
4. «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста" Коноваленко С. В., Кременецкая М. Ш.
5. «Развитие коммуникативных способностей дошкольника» А. Г. Арушанова
6. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников 5-7 лет» Л. В. Абрамова,
И. В. Слепцова.