Светлана Пушкина
Дидактическое панно в формировании предпосылок к письменной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует
этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Ян Коменский.
Предпосылки, на базе которых формируется готовность к обучению в школе, невозможно создать за один год в подготовительной группе. Эту работу нужно начинать проводить гораздо раньше. Но это не значит, что дети должны, как можно раньше учиться читать и писать.
Публикация «Дидактическое панно в формировании предпосылок к письменной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Необходимо так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы каждый ребёнок смог своевременно овладеть всеми важными умениями и навыками, т. е. предпосылками, которые в дальнейшем обеспечат успешное обучение в школе. Показателем готовности к школе являются сформированная устная речь и мелкая моторика, на базе которых в дальнейшем дети овладевают грамотной письменной речью.
Огромную роль в своевременном формировании предпосылок к письменной речи играет правильная организация предметно-развивающей среды в детском саду, а именно насыщение её специально разработанными полифункциональными пособиями, которые будут использоваться дошкольниками в игровой деятельности. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи, требующих специальной коррекционной помощи. Дело в том, что одних только занятий недостаточно, чтобы речь стала полноценной.
Совершенствование фонематического слуха, звукопроизношения и лексико-грамматического компонента происходит постоянно и важно не упустить сензитивный момент и учитывать тот факт, что дошкольники усваивают информацию лучше в непринуждённой обстановке, в игре.
Это позволило прийти к выводу,что организовать предметно-развивающую среду нужно так, чтобы детям можно было упражняться в правильном произношении и различении звуков, построении предложений, пространственной ориентировке в игровой деятельности.
Для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- нарушение слухоречевого внимания и памяти.
- недостаточная сформированность словесно-логического мышления, пространственной и временной ориентировки.
Поэтому при изготовлении дидактического пособия «Дерево сезонов» учитывалось и то, что полноценная коррекция и развитие речевой деятельности невозможны без развития психических процессов: зрительной и слуховой памяти, восприятия, внимания, словесно-логического мышления.
«Дерево сезонов» -это панно с липучками служит для составления рассказа об изменении дерева (в зависимости от времени года). Дети сопровождают речь выкладыванием на него листиков, сделанных из плотной ткани.
Дошкольники крепят их по ходу рассказа о том, как изменяется дерево в разное время года.
Например: «Ранней осенью листики начинают желтеть (ребёнок прикрепляет листики жёлтого цвета, листики опадают, ребёнок снимает листики, так деревце готовится к зиме.
Также дети выполняют задания на правильное употребление и дифференциацию предлогов на, под. Закрепляют в речи слова : «Меньше», «больше», «поровну».
В дополнение к этому дети всех возрастных групп тренируют зрительно-моторную координацию, прикрепляя листики на липучках на своё место.
Таким образом, в ходе рассказа, который сопровождается ещё и конкретными действиями ребёнка в соответствии с сюжетом, прочно закрепляется представление об одной из главных примет времени года- изменении листвы дерева, а также ребёнок запоминает правильную последовательность происходящего с деревом изменения.
Дидактическое пособие «Дерево сезонов» может быть использовано как в образовательной, так и в игровой деятельности.
Оно направлено на решение множества задач:
Запоминание времён года и их характерных признаков, закрепление знаний о живой и неживой природе, животном и растительном мире.
Играя с ним, дошкольники:
- совершенствуют грамматический строй речи.
_ пополняют словарный запас.
- развивают связную речь.
- внимание, мышление, память.
- тактильное восприятие и мелкую моторику.
- познавательные и творческие способности.
- закрепляют умение составлять небольшие предложения и рассказы по картине.
- представление о цвете, количестве и размере.
- автоматизируют звуки.
Пособие побудило нас с детьми сочинить стихотворение.
В дивном садике у нас,
Мы вам скажем без прикрас:
Чудо-дерево растёт!
И для каждого сезона
Свой подарок принесёт.