Карина Карпушина
Народные игры для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Народные игры для детей младшего дошкольного возраста».
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
Одним из таких средств воспитания является народная игра. В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Актуальность народных игр, для нас педагогов, состоит в том, что, они интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные образовательно - воспитательные системы. Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Темочки:
Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Народная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре.
Цель народных игр :
• Формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны.
• Создание эмоциональной положительной основы для развития патриотических чувств.
Задачи, которые решаются с помощью народных игр :
• Обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей.
• Формировать умения действовать в коллективе.
• Учить ориентироваться в пространстве.
• Формировать умения выполнять действия в соответствии с правилами и текстом игры.
• Воспитывать активность и самостоятельность.
Дети младшего дошкольного возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Для нас, педагогов, важной задачей является успешная адаптация ребенка в детском саду. В соответствии с ней игровые занятия с детками направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. С самого начала работы с вновь пришедшими детьми большое значение придавалось использованию малых форм устного народного творчества : потешек, русских народных песенок, хороводных и народных подвижных игр. К детям приходили различные персонажи из сказок, потешек, которые играли с ними в игры «Петя–петушок», «Наши уточки с утра кря-кря – кря….», хороводные – «Заинька», «Карусель», игры-забавы. Выполнялись упражнения по подражанию, благодаря которым, детки овладевали способами действия с предметами, речью, осваивали правила поведения. И если вначале, большинство детей не умело общаться, речь была слабо развита, двигательная активность низкая, то уже через некоторое время мы могли отметить положительную динамику в развитии коммуникативных навыков, пополнении и активизации словарного запаса, развитии мелкой и общей моторики, двигательной активности.
Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Использование народных игр с детьми позволяет донести до них, самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к народной культуре, к её традициям.
Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Действия, составляющие игру, как правило, противоположны друг другу. Коршун ловит – наседка защищает. Ловит медведь – убегают дети. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения, и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
По такому плану построены наиболее популярные народные игры : «У медведя во бору», «Гуси – лебеди» и т. д.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.