Сахая Григорьева
Проект «Дидактические деревянные игры и панели на основе регионального компонента для познавательного развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические деревянные игры и панели на основе регионального компонента для познавательного развития детей»
ПРИНЯТ
Решением педагогического совета
МБДОО д/с "Кун туллуктара"
Протокол от 27.08.2021
№1
УЧТЕНО МНЕНИЕ
Совета родителей
МБДОО д/с "Кун туллуктара"
Протокол от 31.08.2021
№1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по
МБДОО д/с "Кун туллуктара"
Протокол от 31.08.2021
№___
Публикация «Проект „Дидактические деревянные игры и панели на основе регионального компонента для познавательного развития детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
ПРОЕКТ ВОСПИТАТЕЛЯ «Дидактические деревянные игры и панели на основе регионального компонента для познавательного развития детей раннего возраста»
«МБДОО - детский сад Кун Туллуктара»
МР «ТАТТИНСКИЙ УЛУС»
Республики Саха (Якутия)
2022 - 2023 учебный год
Составитель:
Григорьева С. Г.
Воспитатель II группы раннего возраста
с. Ытык - Кюель
Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимоотношения. Дидактическая игра помогает обучению, она способствует передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков детей, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций (познавательные способности). Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет дидактические игры.
Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с окружающими предметами, учатся культуре общения друг с другом. Решая несложные развивающие игровые задания, ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение—это залог успешного развития.
Проблема:
В пункте 2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. [№21,с-6]
В связи с этим появилась проблема в разработке и реализации проекта направленного на повышение познавательных способностей и психических функций детей раннего возраста с помощью деревянных дидактических игр и панелей на основе регионального компонента. [№14,с-17]
Актуальность:
Разработка дидактических игр и панелей с региональным компонентом, близкого к окружающей среде дошкольников, поможет им развить познавательные способности, психические функции, позитивно повлияет на эстетические, патриотические чувства, расширит словарный запас.
Цель: Развитие познавательных способностей и психических функций, патриотических чувств у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и панелей на основе регионального компонента.
Задачи:
- Рассмотреть понятие о познавательных способностях и психических функциях в раннем возрасте в психолого – педагогической литературе;
- познакомиться с педагогическим опытом использования дидактических игр и панелей, как средства организации познавательной деятельности;
- сделать совместно с родителями дидактические игры и панели на разные темы;
- создать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс игр на дидактических играх и панелях, единые подходы, единую цель совместной деятельности;
- апробировать на практике дидактические игры и панели с региональным компонентом и провести диагностику эффективности их использования;
Новизна: заключается в том, что мы подключили региональный компонент для развития у детей раннего возраста познавательных способностей и психических функций, через ближайшее окружение.
Гипотеза: Мы предполагаем, что применение регионального компонента в дидактических играх и панелях будет эффективно влияет на:
- познавательные способности детей раннего возраста;
- психические функции: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь;
- развитие патриотических чувств с раннего возраста.
Участники проекта : воспитанники второй группы раннего возраста, их семьи, воспитатель.
Планируемые результаты:
• Развитие познавательных способностей : внимания, восприятия, памяти, мышления, речи.
• позитивно влиять на эстетическое чувство;
• дать ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
• обеспечивать усвоение сенсорных эталонов, освоение навыков учебной деятельности;
• влиять на расширение словарного запаса ребёнка;
• развитие патриотических чувств, любовь к малой родине, к природе;
• подключить семью с работой в группе;
• создание панелей своими руками;
• Разработать методику использования игр и панелей с региональным компонентом.
Сроки реализации: С ноября 2022 по май 2024.
I этап - Подготовительный.
- изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
- познакомиться с педагогическим опытом использования дидактических панелей, как средства развития познавательных способностей и психических функций;
- сделать совместно с родителями дидактические игры и панели на разные темы;
II этап – Практический.
- разработать методику исследования знаний и навыков воспитанников при использовании дидактических игр и панелей;
- разработать план реализации проекта;
- реализация проекта;
- дополнительное изготовление игр и панелей и методики к их использованию.
III этап – Заключительный.
- Диагностика детей в усвоении реализации проекта;
- издать методическое пособие.
Содержание проекта :
В начале проекта мы начинали по принципу «от простого к сложному» были подобраны дидактические игры, которые изготавливались семьями воспитанников. Проект проводился ежедневно, в игровой форме.
Результаты проекта :
- расширение кругозора;
- развитие внимания, восприятие, память, мышление, воображение, речь;
- развитие патриотических чувств, взаимоотношение со сверстниками;
- изготовление серии игр и панелей на разные тематики;
- разработка методического пособия по использованию игр и панелей.
План работы по проекту с ноября 2022 по май 2023 г
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Изучение литературы
Проведение Диагностики
Разработать план реализации проекта
Игра : «вкладыши - животные»
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Игра : «Покорми лягушку»
Игра: «Автомобили»
Игра сортер; «Радуга»
Игра: «Грибочки»
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Игра: «Стучалка-молотком»
Игра сортер; «Малчонки - бочонки»
Игра: «Грибочки»
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Игра: «Пирамидка»
Игра: «Пирамидка - геометрик»
Игра: «Тактильное мемо»
Игра: «Деревянная шнуровка»
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Игра: «Найди домик крошке - кролику»
Игра: «Бусы»
Игра: «Пирамидка сортер»
Игра: «Рыбалка»
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Игра: «Вкладыши - животные»
Игра: «Вкладыши – домашние животные»
Игра: «Бизиборд»
Игра: «Бизиборд – дикие животные»
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Игра: «Мини –панель :Ягоды»
Диагностика
Диагностика
Планирование на следующий год
Диагностика сенсорного развития детей от 1 года 3 месяцев до 3 лет.
Диагностика.
Возраст.
Форма.
Величина.
Цвет.
1 год
3 мес.
Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.
1 год
6 мес.
Ориентируется в 4 контрастных формах: шар, куб, кирпич, призма (в 3 см).
1 год
9 мес.
Ориентируется в 3 контрастных величинах с разницей в 3 см.
2 года
Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор по образцу однородных парных предметов – варежки).
2 года
6 мес.
Ориентируется в 6 контрастных формах: шар, куб, кирпич, призма, цилиндр, конус (подбор к образцу).
Ориентируется в 4 контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов).
3 года
Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу).
Называет 4 цвета.
Сенсорное развитие от 1 года 3 месяцев до 3 лет.
Игры-занятия.
Возраст.
Форма.
Величина.
Цвет.
Матрешки.
Пирамида.
1 год
3 мес.
Игра со строителем. Прокатывание шариков.
2 контрастные матрешки: одна раскладывается, другая – нет.
Пирамида из 4-5 колец одного размера.
Называние всех цветов
1 год
6 мес.
Занимательные коробки. Соотнесение формы предмета к форме отверстия ( 2 формы: круг, квадрат).
2 раскладывающиеся матрешки контрастной величины
4-5 колец двух контрастных величин
1 год
9 мес.
То же ( 4 формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
3 контрастные матрешки: две раскрываются, одна – нет.
6 колец трех контрастных величин.
Дидактические игры на цвет. Найти однородную пару «Оденем куклу».
2 года
Подбор к образцу предметов близкой формы (неваляшка, елка).
3 контрастные раскрывающиеся матрешки.
4-5 колец контрастных величин (через кольцо – 1-е, 3-е, 5-е, 7-е, 2-е, 4-е, 6-е, 8-е).
Сортировка (подбор по
образцу).
Называние всех цветов и оттенков.
2 года
6 мес.
Соотнесение формы плоскостных предметов к изображению.
Дидактические игры с матрешками из 4-6 частей.
Пирамида из 6-8 колец.
Цветное лото.
3 года.
Составление разрезных картинок из 2 частей. Мешочек наощупь.
Пирамида из 8-10 колец.
Дидактические игры : принеси, назови.
Кроме того: Дидактические игры :
• С природным материалом.
• На развитие слухового внимания.
• Загадки на уточнение свойств предметов, обобщение («Что белое?», «Кто плавает?», «Кто, что летает?»).
Диагностика игры и действий с предметами детей с 1 года 3 месяцев до 3 лет.
Возраст.
Диагностика.
Игры и занятия.
1 год
3 мес.
Воспроизводит ряд разученных действий:
• Кормит куклу (кукла, чашка).
• Строит башню, поезд (2 кубика, 2 кирпичика).
• Нанизывает на стержень кольца одной величины.
Показ предметов и действий с ними.
Сюжетные показы.
1 год
6 мес.
Отображает отдельные действия:
• Кукла, расческа.
• Кукла, носовой платок.
Наблюдения.
Руководство играми с проблемной ситуацией.
1 год
9 мес.
Воспроизводит несложные постройки типа ворот, скамейки, перекрытия.
Предложение использовать в игре предметы-заместители.
2 года
Отображает ряд последовательных действий, решает «проблемную ситуацию» «Купание куклы» (кукла, ванночка, губка, полотенце, кубик, мыло).
Воображаемые предметы.
2 года
6 мес.
Игра носит сюжетный характер (мама, врач, парикмахер, шофер, продавец). Несколько действий, игры вдвоем, планирует, воображает.
Кукольный театр.
Игры с ролями.
Настольные игры с сюжетными игрушками.
3 года
Начало ролевой игры.
Дидактические игры.
Строительные игры.
Диагностика речевого развития детей с 1 года 3 месяцев до 3 лет.
Возраст.
Диагностика.
Игры и занятия.
Понимание речи.
Активная речь.
1 год
3 мес.
Запас понимаемых слов быстро растет. Предметы:
• Игрушки – часы, машина, мячик, собака.
• Одежда.
• Ориентировка в окружающем.
Лепет, облегчающий слова в обычной ситуации двигательной активности.
1. Чудесный мешочек (предметы с называнием).
2. Отдельные картинки.
3. Экскурсии в помещение.
4. Игры звуками.
5. Игры пальчиками.
6. Показ предметов в действии.
1 год
6 мес.
Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в конфликтной ситуации). Предметы:
• Кошка белая, черная, маленькая. Собака белая, большая.
• Ложка игрушечная, ложка десертная, совок.
Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос: «Кто это?». Слово облегченное и правильное.
Материал: кукла, зайчик, машина, котенок.
1 год
9 мес.
Понимает изображение несложных сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос: «Где?» :
• Мальчик кормит собаку.
• Мама купает малыша.
• Дети обедают.
Обозначает свои действия словами, применяя 2-х словные предложения (в естественной ситуации, игре, общении).
1. Сюжетные показы.
2. Картинки в действии, несложные.
3. Выполнение поручений (найди, принеси, поставь).
4. Рассказы без показа.
5. Подговаривание четверостиший.
6. Мелочь.
2 года
Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.
При общении со взрослым пользуется 3-х словными предложениями в естественной ситуации.
2 года
Грамматика.
Вопросы.
1. Теневой кукольный театр.
2. Экскурсии, наблюдения.
3. Рассказы без показа, сказки.
4. Рассказы по картинке.
5. Дидактические игры.
Лото «Малышам», «Кому что нужно?».
6 мес.
В речи использует многословные предложения в естественной ситуации.
«Где?», «Куда?».
3 года
В опыте речи ребенка появились придаточные предложения
«Почему?», «Когда?».
Показатели развития детей второго года жизни.
Линия
1 год 3 месяца
развития
Показатели
Методика выявления
Сенсорное развитие (С)
Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба).
Перед ребенком выкладывается маленький куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает.
Общие движения (О)
Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется).
Взрослый наблюдает за ребенком во время игры – выполняет ли он указанные движения.
Игра (И)
Умеет воспроизводить в игре различные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.).
Перед ребенком раскладывается кукла, тарелочка – предлагается покормить куклу.
Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика, при этом малыш должен воспроизвести постройку «дома», «машины» (взрослый может показать).
Нанизывает на стержень 4-5 колец.
Ребенок должен выполнить все три действия.
Речь активная (РА)
Пользуется лепетом и облегченными словами (машина «би-би», собака «ав-ав»).
Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, пользуется он лепетом и словами.
Речь понимаемая (РП)
Значительно увеличивается запас понимаемых слов.
По просьбе взрослого находит 3-4 игрушки.
Находит предметы обуви, одежды.
Выполняет действия по слову (покорми куклу, положи спать).
По слову ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем ручки и т. д.).
Ребенок выполняет задания.
Навыки (Н)
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи может съесть с помощью взрослого.
Линии
1 год 6 месяцев
развития
Показатели
Методика выявления
Сенсорное развитие (С)
Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику кубик).
Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом.
Ребенок выполняет оба задания.
Общие движения (О)
Движения более скоординированные, перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу).
Ребенку предлагается перешагивание через палку или брусочки, лежащие на полу, приставным шагом. Взрослый может показать.
Игра (И)
Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т. д.).
Взрослый раскладывает перед ребенком предметы: куклу и расческу, куклу и носовой платок и говорит: «Кукла не причесана», «У куклы грязный нос».
Ребенок причесывает куклу и вытирает нос.
Речь активная (РА)
В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы.
Из мешочка или коробочки неожиданно показываются предметы (кукла, зайчик, петушок, котенок) и спрашивает: «Кто это?» или «Что это?». Ребенок называет предметы облегченно или правильно («ля-ля», «кукла»).
Речь понимаемая (РП)
Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине.
Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, собака белая, кукла. Взрослый предлагает найти собачку одну или другую. Затем поменять местами и спросить еще раз: «Где собачка?».
Навыки (Н)
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Во время кормления ребенок съедает жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
Линии
1 год 9 месяцев
развития
Показатели
Методика выявления
Сенсорное развитие (С)
Играя, различает три разных по величине предмета (например, три куба).
Взрослый достает кубы один из другого, ставит их в разнобой, после чего предлагает ребенку собрать. Ребенок собирает кубы соответственно величине (10 см, 7 см, 4 см).
бщие движения (О)
Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20 см.
Ребенок должен пройти по доске указанного размера без помощи взрослого (войти и сойти может при помощи взрослого).
Игра (И)
Строит «ворота», «скамейку», «домик».
Взрослый предлагает ребенку построить «ворота», при этом один раз показать (ставить два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально).
Речь активная (РА)
Пользуется 2-х словными предложениями.
Взрослый наблюдает как ребенок во время игры и различных режимных моментов сопровождает свои действия 2-х словным предложением. Например: «Кукла спать».
Речь понимаемая (РП)
Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок.
Ребенку предлагается рассмотреть одну за другой четыре картинки с изображением знакомых сюжетов. Например «мальчик поит лошадку», «дети умываются и спрашивают» : «Кто на картинке?», «Что делает?».
Ребенок может ответить одним словом.
Навыки (Н)
Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого.
Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные, туфли (расстегнутые, чулки. Взрослый может помочь немного.
Линии
2 года
развития
Показатели
Методика выявления
Сенсорное развитие (С)
По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
Перед ребенком раскладываются варежки (носочки) трех цветом в следующем порядке : красная, синяя, зеленая, синяя, красная, зеленая, синяя. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета.
Общие движения (О)
Перешагивание препятствия, чередуя шаг.
На расстоянии 20 см на полу раскладывается 2-4 брусочка, через которые ребенок перешагивает чередующим шагом. Взрослый может показать.
Игра (И)
В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Например: куклу купает и вытирает.
Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла, ванночка. Ребенку говорят: «Кукла грязная». Ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый ничего не показывает.
Речь активная (РА)
Пользуется 2-3-х словными предложениями при общении со взрослыми.
Во время игры, режимных процессов, ребенок должен обращаться ко взрослому с речью (3-х словным предложениями).
Речь понимаемая (РП)
Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье).
Взрослый рассказывает ребенку короткий рассказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После чего задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает словом или коротким предложением.
Навыки (Н)
Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого.
Во время одевания взрослый смотрит – может ли малыш сам одевать шапку, ботинки, носки. При этом можно немножко помочь.
Показатели развития детей третьего года жизни.
Линии
2 года 6 месяцев
развития
Показатели
Методика выявления
Сенсорное развитие (С)
Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Материал: 4-х цветные карты (12 х 9, 8 одноцветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы (знакомые, красные карандаши, красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает, чередуя предметы. Спрашивает, на какую карту положить предмет. Ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета.
Общие движения (О)
Переставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики на расстоянии между ними 20 см).
Материал: 3 кубика. Взрослый раскладывает на полу 3 кубика на расстоянии 20 см и предлагает ребенку перешагивать. Ребенок приставным шагом должен перешагивать через 3 кубика.
Игра (И)
В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет) 2-3 действия.
Материал: разные сюжетные игрушки дл я игры в доктора, парикмахера. Взрослый предлагает ребенку разнообразные игрушки в неподсказывающей ситуации. Ребенок выполняет 2-3 связанных между собой действия.
Речь активная (РА)
Строит предложения из 3 и более слов.
Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую для него тему. В речи ребенок употребляет хотя бы один раз предложение более 3-х слов.
Навыки (Н)
Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевает шапку, рубашку, штаны, пальто.
Линии
3 года
развития
Показатели
Методика выявления
Сенсорное развитие (С)
Называет 4 основных цвета.
Материал: 8 цветных предметов по 2 каждого цвета но разной формы. Например: красный мяч, красный флаг и т. п. (знакомые). Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает какого цвета. Ребенок называет один предмет хотя бы один раз.
Общие движения (О)
Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующим шагом.
Материал: кубики или другие предметы (высотой 10-15 см). взрослый расставляет предметы и предлагает ребенку перешагнуть через препятствия.
Игра (И)
В играх исполняет роль. Например, играя с куклой, говорит «мама», «доктор».
Материал: разнообразные сюжетные игрушки. Взрослый наблюдает за игрой ребенка. Ребенок отобрал какой-либо сюжет и выполняет роль, которую сопровождает словом.
Речь активная (РА)
Употребляет сложные предложения.
Взрослый наблюдает за ребенком во время деятельности или беседы с ребенком. Ребенок хотя бы раз в своей речи употребляет сложное предложение.
Навыки (Н)
Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки.
Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевается и с помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки.
Список использованной литературы:
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
4. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.
5. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997.
6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. :,1956
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб. : Союз, 2009. - 203 с.
8. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2004. – c. 86-89
9. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 1. : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Автор – составитель Е. Н. Панова. – Воронеж, 2007. – 79 С.
10. Запомни картинки: развиваем память (для детей 2-3 лет). Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О. Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2013.
11. Круглова А. М. Развивающие игры для малышей от 1 до 3 лет / А. М. Круглова. – М. : РИПОЛ классик, 2012. – 96 С.
12. Маханева М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
13. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. –М. 2000
14. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. – Гомель, 1993.
15. Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. – 1995. – №4.
16. Найди отличия: развиваем внимание (для детей 2-3 лет). Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О. Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2014.
17. Пилюгина Э. Г. «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет». Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.
18. Развиваем речь / Ирина Посохова. – Издательство: Клуб семейного досуга. – Харьков, Белгород, 2012.
19. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста : учеб. пособие / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 301 с.
20. Зинченко, В. П. Психологическая педагогика / В. П. Зинченко. - Ч. 1. - Живое знание. - Самара: Самарский дом печати, 1998. - 296 с.
21. Филатов, Ф. Р. Психология /Ф. Р. Филатов. - Ростов н/ Д: Феникс, 2004. - с. 164 - 169.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт. Дошкольного образования