Анна Бутенко
Фольклорно-познавательное мероприятие в рамках регионального компонента «Три Спаса на Дону» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Приобщение детей к русским народным традициям, традициям донских казаков;
Задачи :
-познакомить с обрядовыми играми, приметами и обычаями этих трех православных праздников «Медовый спас, Яблочный спас, Ореховый спас»;
-воспитывать любовь к русской культуре;
-развивать творческие способности, любознательность;
-создать радостную атмосферу праздника;
-способствовать развитию двигательной активности детей.
Публикация «Фольклорно-познавательное мероприятие в рамках регионального компонента „Три Спаса на Дону“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2020
Ход мероприятия:
(Беседа с детьми сопровождается презентацией)
Слайд 1-2.
Для казаков — людей, исповедующих Православие и возделывающих плодородные земли, август- период сбора урожая вместе с церковными праздниками, именуемые в народе «Спасами» был очень важен.
В августе начинался сбор урожая и первые дары, выращенные в трудах и заботах, по древней традиции, идущей от Ветхого завета, казаки приносили в храм для освящения. Это благодарность и хвала Богу за то, что он дал человеку жизнь, возможность трудиться и пищу.
Слайд 3.
14 августа. Первый Спас имеет несколько названий «Спас на воде или мокрый», «Маковей», «Медовый».
Спас на воде. Почему? В августе -в период жары в давние времена бушевали тяжелые болезни и эпидемии. Так в Константинополе, в 9 веке, чтобы остановить болезнь, люди взяли в руки Крест Животворящий и крестным ходом пошли по городу. Так же освящали воду и окропляли людей. Свидетели говорили, что случилось ЧУДО- люди исцелялись, а эпидемия прекратилась.
Традиция водосвятия и крестного хода сохранилась в церквах и по сей день, а праздник называется: «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня»
Слайд 4.
Название «Маковей» в действительности происходит от имени семи мучеников – братьев Маковеев, пострадавших за православную веру, день памяти которых также отмечается 14 августа. В народе же такое его название переосмыслили, и связали его с растением маком, который созревает к этому времени.
Слайд 5,6.
Третье название- Медовый спас. К августу ульи у пасечников практически переполнены и именно в это время на пасеках начинают сбор меда, его заготовка на зиму. Люди несут в церковь святить маковые головки и мед. Считается традицией угощать в праздник Спаса практически всех окружающих и нищих. Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем.
Не стоит забывать и о том, что праздник совпадает с началом Успенского поста, а мед и мак- угощение, которые поддержат силы строго постящихся казаков.
У казаков прижились следующие пословицы и поговорки:
«Пчела и на себя, и на людей, и на Бога трудится»
«Маленькая пчела человека большому учит»
«На первый Спас и нищий медку попробует»
«Пчёл держать – не в холодке лежать.»
«Всяка муха жужжит, да не пчеле чета»
«Доброго человека и пчела не жалит»
У казаков даже песня сложена про златую пчёлочку.
Динамическая пауза.
(на время динамической паузы презентация приостанавливается)
1. Разучивание казачьей песни «А пчёлочка златая»
2. Подвижная игра «Где цветок - там и медок»
Правила игры: дети делятся на 2 команды, по количеству детей появляются на поляне цветы, с пыльцой (можно использовать ватные диски). По одному, с ведёрком в руках, пчелка облетает все цветы, с одного забирает пыльцу, возвращается в улей и отдаёт ведёрко. Чья команда быстрее собёрёт медок?
Слайд 7,8.
По православному канону Второй Спас совпадает с праздником Преображения Господня, а по народному календарю – с проводами лета. В этот день казаки со своими семьями должны исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы сделать шаг к своему собственному преображению. В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты и ягоды. По традиции в этот день готовили, начинали делать заготовки на зиму, различные компоты и варенья.
Слайд 9-16.
Словарная работа над казачьим словом «узвар», «взвар».
Динамическая пауза.
1. Исполнение казачьей песни (разученной несколько дней назад) «Ой, сад во дворе»
(обратить внимание на слова «скорей поспевай изумруд ягода», сказать, что в некоторых вариантах исполняется «изюм ягода») О какой ягоде идёт речь?
2. Игра «Собери урожай яблок».
Правила: дети разбиваются на 2 команды, перед каждой командой дерево с привязанными на ниточках яблоках. Рядом на стульчике безопасные ножницы. Нужно по дорожке подбежать к яблоньке, взять ножницы, аккуратно срезать яблочко, оставить ножницы на стульчике, вернуться к команде с яблоком, опустить его в корзину. Чья команда быстрее соберёт урожай?
Слайд 17,18.
Ореховый спас или Хлебный.
29 августа (на следующий день после праздника Успения Богородицы). Обычно к этому времени орехи окончательно вызревали и их также святили во время церковной службы. Несмотря на то, что называют этот Спас Ореховым, основное его название – «Хлебный Спас». Страда была в разгаре, заканчивалась уборка урожая зерна и из новой муки впервые выпекали каравай. Такой хлеб обязательно относили в храм для освящения, и только потом вкушали всей семьей. Также пекли хлеб для малоимущих, угощали родных и прохожих, близким дарили символичные подарки: орехи, булочки, пироги испеченные своими руками.
Слайд 19,20
Есть еще одно название – «Холщевый Спас». Праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа.
Некогда пришел к Христу посланец-художник и попросил разрешения запечатлеть Иисуса, чтобы его изображение помогло исцелить больного князя-владыку Эдессы. Однако у живописца не получалось написать образ Спасителя. Тогда Христос умылся, вытер лицо холстиной, и на ней отчетливо проступили его черты. Он передал этот кусок ткани князю, тот быстро излечился, а чудотворная материя стала реликвией.
По завершению сельскохозяйственных работ, в народе начинались весёлые гулянья. Ко времени наступления Третьего Спаса Успенский пост уже заканчивался и можно было не ограничивать себя в выборе меню…
Динамическая пауза.
1. Игра «Ловкий казак и орех на скаку плёткой собьёт!».
Правила: дети делятся на 2 команды, каждой выдается конь (на палке). На полу рассыпаны орехи (грецкие). Нужно по одному палкой довести орех до намеченного места. Назад вернуться галопом на коне. Кто быстрее собёрет урожай орехов.
Итог: Итак, ребята мы сегодня познакомились с традициями казаков празднования для них трёх важных летних праздников.
В первый Спас – мед едят, во второй – яблоки снимают, детей угощают, третий Спас – ткут холсты и продают, орехи собирают, да хлеб из муки нового урожая выпекают.
Ой, ты спас Маковей
Для нас меду не жалей!
Яблочный спас
Фрукты овощи припас!
Ну, а хлебный спас - Успенья час,
Лето закрывает, осень встречает!
А сейчас по старинному казачьему обычаю, в Хлебный спас, я угощаю всех вас булочками, испеченными своими руками с молитвой и вам на благо, из муки нового урожая!