МААМ-картинки

Дидактические основы применения игровых технологий в образовательном процессе

Нестерова Марина Андреевна
Дидактические основы применения игровых технологий в образовательном процессе

Дидактические основы применения игровых технологий в образовательном процессе

В современной педагогике и дошкольном образовании активно используются игровые образовательные технологии.

Игровая технология — это определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, подведению ее итогов.

Обучение и воспитание дошкольника в игре реализуется как опосредованный процесс, часто ребенком неосознаваемый, но затрагивающий психологические закономерности усвоения знаний, так как основан на использовании ведущего вида деятельности данного возраста.

Публикация «Дидактические основы применения игровых технологий в образовательном процессе» размещена в разделах

Образовательный процесс с использованием игровой технологии строится как целостный процесс, включающий игры и упражнения, объединенные общим содержанием, сюжетом или персонажем. В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком — целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебнопознавательной направленностью.

Цель игровой технологии — создание мотивационной основы для развития и формирования умений и навыков деятельности детей.

Задачи игровой технологии:

— достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности ребенка;

— подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее результативность.

Использование игровых технологий в работе с детьми имеет ряд преимуществ, но также и некоторые недостатки. В качестве аргументов за активное применение игровых технологий приводятся следующие:

— они способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

— несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

— способствуют использованию знаний в новой ситуации;

— объединяют коллектив и формируют ответственность.

В качестве сложностей использования игровых технологий называются следующие доводы:

— трудности в организации и проблемы с дисциплиной;

— подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

— увлекаясь игровой оболочкой, можно потерять образовательное содержание;

— невозможность использования на любом материале.

Игровая деятельность как средство обучения. Дидактическая игра в образовательном процессе детского сада

Для характеристики игры или игровых приемов в качестве развивающих или обучающих средств необходимо определить их основные отличительные особенности как дидактического метода или приема.

Отличительные признаки игры как метода и приема обучения следующие:

— наличие педагогической цели;

— содержание основано на учебном материале;

— существование правил;

— стимулирующий (соревновательный, мотивирующий характер;

— наличие запланированного педагогического результата;

— критерии оценки успешности.

Дидактическими свойствами обладают все виды игр. Помимо сюжетно-ролевой игры в качестве обучающей основы в детском саду используют игровые приемы обучения и игры с правилами: дидактические и развивающие.

Дидактическая игра — это разновидность игр с правилами, специально созданная с целью обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра может выступать в разных амплуа: как метод, средство или форма обучения. Специфика дидактической игры состоит в наличие четкой обучающей цели (чаще всего познавательной, которая представлена в виде выполнения игровых задач, правил и действий.

В дидактической игре познавательная задача (например, в игре «Чудесный мешочек» — научить выделять признаки предметов) дается ребенку не прямо, а опосредованно, замаскированно через игровую задачу (угадать, какие предметы лежат в «чудесном мешочке»). Ребенок не понимает, что, играя, он участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого обучения, т. е. непреднамеренно обучается.

Дидактические основы применения игр в образовательном процессе базируются на стремлении дошкольника входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

Дидактическая игра имеет следующие структурные элементы:

— цель отражает познавательное содержание или дидактические задачи. Дидактическая (обучающая) задача ориентирована на развитие познавательных процессов (восприятие, воображение и т. д.) и на закрепление знаний, умений и навыков (умение выделять признаки предметов, группировать предметы по признакам и т. д.). Дидактическая задача дается ребенку в виде игровой задачи: «найди одинаковые картинки», «кто быстрее разложит картинки по группам»;

— сюжет (сценарий) представляет собой подробное описание содержания и хода игры, последовательности действий игроков и предполагаемых результатов;

— правила игры отражают сущность игры, разного рода предписания, логический порядок игры, ее кодекс;

— игровые действия позволяют решить игровую задачу и направлены на выполнение игрового правила, например «подбери картинку», «загадай загадку»;

— дидактические материалы, пособия и оборудование (игрушки, бытовые предметы, природоведческие материалы, с которыми дети производят игровые действия;

— оценка показывает меру продвижения ребенка в решении дидактических задач, предлагаемых данной игрой;

— результат демонстрирует конкретные достижения игровых действий при выполнении учебной задачи (знания, умения, отношения). Педагогу необходимо отличать результат от игрового результата (выигрыш-проигрыш) и акцентировать внимание на успехах игроков, даже незначительных.

Все структурные элементы дидактической игры тесно взаимосвязаны и их деление весьма условно.

Виды дидактических игр:

— игры с предметами (игрушками, природным материалом);

— настольно-печатные;

— словесные.

В играх с предметами и природным материалом используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками — формой, цветом, величиной, качеством; учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Игры с природным материалом (семенами растений, листьями, разнообразными цветами, камушками, ракушками) организуются чаще всего во время прогулки. В таких играх закрепляются знания детей о природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. В каждом виде существует большое разнообразие, например игры с картинками могут проводиться как подбор картинок по парам или по общему признаку, в виде запоминания состава, количества и расположения картинок, как составление разрезных картинок, в виде описания, рассказа о картине с показом действий, движений и т. д.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих: «Краски», «Молчок», «Черное и белое». В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Словесные игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке их к школе.

В зависимости от содержания дидактические игры также подразделяются:

— на математические;

— речевые;

— музыкальные;

— сенсорные;

— природоведческие;

— для ознакомления с окружающим миром.

Содержание и методы развития дидактической игры детей раннего и дошкольного возраста

Методика организации и сопровождения дидактической игры реализуется на трех основных этапах.

1. Подготовка к проведению игры.

2. Проведение игры.

3. Анализ проведенной игры.

Воспитатель в процессе работы на первом этапе производит отбор игры в соответствии с дидактическими задачами, программными требованиями и возрастом детей; определяет оптимальное количество играющих, время и место проведения игры в процессе организованного обучения; готовит необходимый дидактический материал; изучает правила и ход игры.

Начиная дидактическую игру, воспитатель должен вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это возможно с помощью различных приемов, таких как считалки, загадки, сюрпризы, проблемные вопросы, сговор на игру. Воспитатель, организуя игру, учитывает ее радостный, занимательный характер, не уподобляет ее проведение скучному дисциплинарному занятию.

На втором этапе воспитатель объясняет правила и ход игры, показывает дидактический материал и игровые действия; определяет свою роль в игре (играющий, болельщик, арбитр); подводит итоги игры. Воспитатель может вмешиваться в игру: отмечает удачные ходы, находки ребят, шутит, подбадривает, вселяет в детей уверенность в своих силах.

Третий этап состоит в анализе воспитателем собственных приемов подготовки и проведения дидактической игры.

Содержание и педагогические методы развития дидактической игры в младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет).

Дидактические игры для детей этого возраста направлены в основном на сенсорное развитие и на развитие речи. Дети учатся подбирать предметы по величине, цвету; собирать пирамидку, картинку из четырех — шести частей и т. д. Младшие дошкольники упражняются в различных способах игровых действий с игрушками-вкладышами, сборными игрушками (башенками, пирамидками, с подручными материалами (шарами, полосками, брусками). Воспитатель активно включается в игру, придумывает новые задачи, побуждает усваивать новые, более сложные правила и действия.

Младшие дошкольники способны действовать в соответствии с простыми правилами, самостоятельно играть с дидактическими материалами, осознавать результат игры, взаимодействовать со сверстниками в коллективной игре.

Содержание и педагогические методы развития дидактической игры в среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет).

Дидактические игры для детей этого возраста направлены на закрепление представлений о свойствах предметов; на совершенствование умений сравнивать предметы по основным признакам; на формирование умений группировать, составлять целое из частей (паззлы, мозаика). Воспитатель учит детей правилам простых настольно-печатных игр («Лото», «Домино»).

Дети данного возраста способны менять свое поведение согласно вводимым игровым правилам, осознавать зависимость результата игры от правильности решения игровой задачи. Так как дети пятого года жизни имеют непроизвольный характер внимания, памяти и поведения, то им непросто бывает сосредоточиться и противостоять трудностям в игре, принимать усложнение игровых задач, действий и правил. Однако при целенаправленной работе воспитателя дети в конце года умеют объяснить простые правила игры, выступить в роли ведущего, самостоятельно играть, налаживать взаимоотношения в процессе проведения дидактической игры в группе из четырех—шести человек.

Содержание и педагогические методы развития дидактической игры в старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет).

Дидактические игры для детей этого возраста имеют разнообразную тематику и охватывают все стороны развития ребенка. Они направлены на обогащение и систематизацию знаний о природе, предметах окружающего мира, явлениях общественной жизни.

Воспитатель в процессе проведения дидактических игр учит сравнивать предметы, подмечая незначительные различия в их признаках (величине, форме, цвете, материале); воспитывает культуру честного соперничества в играх соревновательного характера и т. д

Дети в старшем дошкольном возрасте способны анализировать ход игры и оценивать ее результат, понимать словесные объяснения в игре, не опираясь на показ; подчиняться правилам в групповых играх. Старший дошкольник начинает осознавать познавательную задачу дидактической игры.

К концу дошкольного возраста дети способны самостоятельно придумывать и оформлять дидактические игры, объяснять их содержание и правила сверстникам; исполнять роль ведущего. За счет роста уровня произвольности поведения старшие дошкольники способны планировать самостоятельную игру, налаживать сотрудничество с партнерами по совместной игре, договариваться с участниками коллективной игры об очередности ходов, выборе ролей, позиций и т. д.

Игровая деятельность становится более осознанной, она направлена уже не только на сам процесс игры, но и на достижение результата.

Воспитатель в старшей и подготовительной к школе группах ограничивает долю своего участия в проведении дидактических игр и действует в роли советчика, помощника, наблюдателя. В конце игры он может отметить достижения каждого участника, обращая внимание на степень самостоятельности, честности поведения в игре.

Используя игру как средство обучения воспитателю следует помнить о соотношении дидактического и игрового содержания, так как, если чрезмерно усилить обучающее воздействие, то игра превратится в занятие, если увлечься занимательностью, то можно уйти от задачи обучения, нарушить основное положение о том, что в игре ребенок учится «играя, но не играючи». Необходима продуманная педагогическая пропорция, мастерство. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру, как деятельность интересную, близкую детям, радующую их.

Публикации по теме:

Дидактическое развивающее пособие из ткани «Мягкая книга» для применения в воспитательно-образовательном процессе «Новый год»Дидактическое развивающее пособие из ткани «Мягкая книга» для применения в воспитательно-образовательном процессе «Новый год» ЧАСНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №167 ОАО «РЖД» «СКАЗКА» "Мягкая книга" – развивающее пособие для применения в.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Консультация для воспитателей «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе посредством игровых технологий» Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Современный детский.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические основы применения игровых технологий в образовательном процессе
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 21:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД