Елена Ушатская
Дидактические материалы, влияющие на познавательный интерес у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.
Публикация «Дидактические материалы, влияющие на познавательный интерес у дошкольников» размещена в разделах
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с которыми, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, величине, форме, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и т. д. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре -нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Задание усложняется, ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу (например, найти среди всех картинок 2 самолета, 2 яблока).
Подбор картинок по общему признаку (классификация). В таких играх требуются некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки.
Запоминания состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может служить увеличение количества частей, а также усложнение содержание, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8-10 частей.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
В подготовку к проведению дидактической игры входят :
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей детей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др. ;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитателя и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения па занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определение количества игроков (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал и т. д.);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой.
Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениям о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает :
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они разрешают, запрещаю, предписывают);
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия игроков (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры. Это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которые дети добивались в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности ребят.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, будут ли они в неё играть.
Игры, направленные на умение называть цветовой тон.
Дидактическая игра «Живые лепестки»
Дидактическая задача : закреплять представления о делении цветов на теплые и холодные.
Материал : лепестки 12 цветовых тонов и оттенков, оранжевый и голубой круги.
Руководство:
Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. Двум водящим раздаются круги: оранжевый - «солнышко», голубой - «льдинка». Остальные дети получают по лепестку. Водящие встают друг против друга с поднятыми кружками и зовут: «Я льдинка! Все холодные цвета ко мне!» (то же говорит «солнышко»). Дети лепестки встают в ряд так, чтобы самые теплые цвета, были поближе к «солнышку», а другие дальше от него. Также располагаются и холодные цвета.
Игры, направленные на умение классифицировать предметы в группы
Дидактическая игра «Птицы (звери, рыбы)»
Дидактическая задача. Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Игровые правила. Называть птицу (зверя, рыбу) можно только после того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.
Игровые действия. Передача камешка, обыгрывание фантов.
Ход игры. Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружочек. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», - отвечает тот и быстро передает предмет следующему.
Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая. Если ребенок медлит, это значит, что он плохо знает птиц. Тогда другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и туже птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто-нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончанию игры заставляют выкупать его. Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.
Дидактическая игра «Назови три предмета»
Цель: Закреплять знания детей о родовых понятиях, развивать речеслуховую память.
Оборудование: Мяч
Содержание игры: Педагог бросает ребенку, стоящему в круге, мяч и называет родовое понятие (одежда, обувь, головные уборы, а дети должны назвать три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем педагог называет три видовых понятия, а ребенок должен назвать одно родовое, к которому они относятся. Далее педагог может давать задания попеременно. Задание можно усложнить, включив сезонную одежду и обувь.
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: Научить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.
Оборудование: На столе у педагога разложены предметы-игрушки для труда людей разных профессий: набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий).
Содержание игры: Педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.
Дидактическая игра «Сравнение предметов»
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
Дидактическая игра «Кто кем будет?»
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т. д.
Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.
Игры, направленные на развитие логического мышления.
Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
Дидактическая игра «Отгадывание небылиц»
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
Игры на развитие памяти
Дидактическая игра «Что исчезло?»
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
Дидактическая игра «Художник»
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
Запомни и воспроизведи
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Дидактическая игра «Вспомни и покажи»
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д.).
Дидактическая игра «Цепочка действий»
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.
- Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.
Например, называете семь фраз.
Мальчику холодно.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.
- Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.
Игры на развитие внимания
Развитие зрительного внимания
Дидактическая игра «Найди два одинаковых предмета»
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
Дидактическая игра «Исключение лишнего»
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
Дидактическая игра «Найди отличия»
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
Дидактическая игра «Выкладывание узора»
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.
Дидактическая игра «Нанизывание бусинок»
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-, нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.
Дидактическая игра «Рисование по клеточкам»
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
Дидактическая игра «Лабиринт»
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
Дидактическая игра «Назови предмет»
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
Дидактическая игра «Сколько чего?»
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
Дидактическая игра «Дорисуй»
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.
Дидактическая игра «Зачеркни»
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
Дидактическая игра «Разведчики»
Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.
Дидактическая игра «Выложи фигуру»
Для этой увлекательной игры понадобится 10-30 палочек (можно спичек). Играть лучше вдвоем. Ведущий складывает из палочек фигурку (домик, елочку, звездочку, дает рассмотреть и через 2-4 секунды закрывает листом бумаги. Другой участник игры должен за это короткое время запомнить фигурку, а затем по памяти выложить ее в соответствии с образцом. Не расстраивайтесь, если не сумеете с первого раза правильно выложить фигурку - это очень сложное задание.
Дидактическая игра «Нитка и клубок»
Эта группа упражнений носит название "задачи Пиаже" по имени известного швейцарского психолога. Возьмите две нитки одинаковой длины, предложите ребенку убедиться в том, что они действительно одинаковы. Пусть он сам их измерит, подержит в руках. Затем на его глазах смотайте одну из ниток в клубок. Уточните теперь: какая из ниток длиннее? Обычно ребятишки-дошкольники указывают на ту, что размотана. В этом случае спросите: почему он так думает, что произошло с длинной ниткой в клубке? Попросите ребенка размотать клубок и сравнить длину ниток. Убедился ли он в том, что, несмотря на форму, длина остается неизменной? Предложите ему другую подобную задачку. Покажите две полоски бумаги одинаковой длины и на его глазах сложите одну из них в гармошку. Какая из полосок длиннее? Можно показать два одинаковых стакана с одинаковым количеством воды. Затем перелить воду из одного стакана в другой, более узкий и высокий. Где воды стало больше? Детишки любят разгадывать разные задачки-шутки. Например: цапля на одной ноге весит 10 кг, сколько она будет весить на двух ногах? Что тяжелее - 1 кг железа или 1 кг ваты?
Игры для зрительной памяти
На столе расставляются в любом порядке 7 игрушек, предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предлагаете малышу расставить все, как было раньше.
Упражнение-тест "Один и много"
Вы называете один предмет, а малыш во множественном числе, например: книга - книги, собака - собаки, дерево - деревья, ухо - уши, морковь - моркови, стул - стулья, лебедь - лебеди, свеча - свечи, ножницы - ножницы, окно - окна, пальто - пальто и др. Если ребенок не допустил ошибок - поздравляем вас, ваши воспитательные усилия не пропали даром. Если он сделал 1-2 ошибки - надо заниматься дальше, если же больше 3 ошибок - ежедневное чтение в течение получаса должно стать для вас приятной обязанностью.
Чтобы усилия были эффективными, необходимо:
Не допускать, чтобы ребенок скучал во время занятий. Необходимо заинтересовать его. Если ребенку весело, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями.
Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если что-то не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов малыша. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку заданий, превышающих его интеллектуальные возможности.
В занятиях с ребенком нужна мера. Не пытайтесь предлагать задания, если малыш утомлен, займитесь чем-то другим.
Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите малыша за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Успехов вам и больше веры в себя и в возможности своего ребенка!
упражнения с дошкольниками
Игры на развитие слухового внимания
Дидактическая игра «Что звучало»
Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.
Дидактическая игра «Четыре стихии»
Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Дидактическая игра «Послушай и воспроизведи»
Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.
Игры на развитие моторно-двигательного внимания
Дидактическая игра «Кто летает?»
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Дидактическая игра «Ухо – нос»
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
Список литературы
1. Агаев, Е. С. Формирование элементов логического мышления [Текст]/ Е. С. Агаев// Дошкольное воспитание. – 2012. -№1. -С. 78-89.
2. Алабина, Л. В. Сборник упражнений и дидактических игр [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. В. Алабина. – М. : ЦГЛ, 2003.
3. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст] / Н. П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1987.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : пособие для воспитателя детского сада[Текст] / А. К. Бондаренко – М. : Просвещение, 2005.
9. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1997.
10. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 1989.-С. 83-90.
11. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1998.-C.128.
12. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
13. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение[Текст] / Р. И. Жуковская. – М., 2005.
14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста[Текст] : книга для воспитателя детского сада. / Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 2009.
15. Короткова, Н. А. Современные исследования детской игры [Текст] /Н. А. Короткова //Вопросы психологии. – 2005. - № 2. - С. 163 – 168.
16. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая. – М., 2002. - С. 61.
17. Соколова, Ю. М. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет[Текст] /Ю. М. Соколова – М. : Эксмо, 2003. - С. 23-30.
18. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. – М., 2002.
19. Фролов, А. А. Развитие познавательной активности у дошкольников [Текст] / А. А. Фролов. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 4. - 400 с.
Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1996
20. Эльконин,Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни развития детей [Текст] /Д. Б. Эльконин//Дошкольное воспитание. – 1976. - № 5. - С. 23.