Наталья Федотова
Дидактические игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Большие возможности заложены в игре — ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Через игру дети познают окружающий мир, овладевают духовными ценностями, усваивают предшествующий социальный опыт. Благодаря взаимодействию педагога и детей в игровой деятельности происходит отказ от авторитарного стиля воспитания и обучения детей.
Публикация «Дидактические игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Среди многообразия видов детских игр особое место занимают дидактические игры. «Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей».
Они направлены на решение конкретных задач обучения дошкольников, но в тоже время они имеют также большое воспитательное значение.
Будучи игрой с готовым содержанием и правилами, дидактическая игра организует деятельность детей, их взаимоотношения, указывая детям определенный способ действия, влияет на развитие самостоятельности, активности, выдержки, целеустремленности. Усвоение правил и подчинение им вырабатывают у детей умение действовать в соответствии с определенными нормами поведения, воспитывают положительное отношение к этим нормам. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.
Именно поэтому дидактическая игра может быть ценным средством экологического воспитания дошкольников. Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе. Игры также способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения и деятельности в окружающей природной среде.
Дидактические игры различны по игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности, по своему содержанию.
Участие детей в дидактических играх экологического содержания расширяет продуктивные, созидательные возможности детей при последующем взаимодействии с миром природы. И что особенно важно, в игре дети начинают активно действовать, размышлять, переживать, оценивать экологическую ситуацию, искать выход, принимать решение
В экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные дидактические игры : с предметами (картинками, настольно-печатные и словесные.