Ирина Шитякова
Дидактические игры в развитии познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)
▼ Скачать
Дидактические игры в развитии познавательных процессов
детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)
Содержание
Актуальность
1. Теоретический анализ использования дидактических игр в развитии познавательных процессов детей с ОВЗ (ТНР)
1.1. Дидактическая игра в системе дошкольного образования. Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр.
1.2. Психофизиологические особенности детей с ОВЗ (на примере
Публикация «Дидактические игры в развитии познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
детей с ТНР
2. Практика использования дидактических игр в развитии познавательных процессов детей с ОВЗ (ТНР).
2.1. Система дидактических игр для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ.
2.2. Результат использования дидактических игр для детей с ТНР
Заключение.
Список литературы
Актуальность
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Коррекционная направленность в работе по развитию высших психических функций предусматривает развитие мнестической деятельности (восприятие, систематизацию и последовательное воспроизведение информации) :
- необходимо осуществлять избирательный подбор дидактического материала, игровых упражнений, мнемотехнических приемов для развития зрительной и слухо-речевой памяти;
- совершенствовать следующие характеристики: объем памяти, динамику и прочность запоминания, семантическую устойчивость, тормозимость следов памяти, стабильность регуляции и контроля.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо подбирать такие дидактические игры, которые будут обеспечивать коррекцию имеющегося нарушения, способствовать развитию познавательных процессов. Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специфическими признаками дидактических игр являются преднамеренность, планированность, наличие учебной цели и предполагаемого результата. Подбор специальных дидактических игр проводится воспитателем при непосредственном взаимодействии с логопедом.
Предмет опыта - условия использования дидактических игр в развитии познавательных процессов детей с ОВЗ (на примере детей ТНР).
Цель работы: выяснить влияние дидактических игр на процесс развития речи детей дошкольного возраста.
Выдвигается следующая гипотеза: если при построении работы по развитию речи детей дошкольного возраста опираться на дидактические игры, то процесс развития речи детей дошкольного возраста будет протекать более успешно.
Предположила, что использование дидактических игр повысит эффективность педагогической работы по развитию познавательных процессов детей с ТНР, если будет создана картотека систематизированных дидактических игр по развитию познавательных процессов у таких детей.
Задачи опыта:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу влияния дидактических игр на развитие познавательных процессов детей с ОВЗ (на примере детей ТНР);
2. Изучить психофизиологические особенности детей с ОВЗ (на примере детей с ТНР);
3. Описать систему дидактических игр для развития познавательных процессов у детей, страдающих ТНР;
4. Составить картотеку дидактических игр для развития познавательных процессов у детей, страдающих ТНР.
1.1. Дидактическая игра в системе дошкольного образования. Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр
Игра, как ведущая деятельность, имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеческой культурой и др., выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания.
Педагоги выделяют два вида дидактических игр, которые способствуют развитию познавательной активности ребенка в восприятии социального опыта:
- игры, в которых осуществляются манипуляции с игрушками, предметами через которые формируются изучаемые признаки, понятия;
- игры, которые носят творческий характер, в которых познавательная активность развивается средствами творчества, организации креативной деятельности.
Самого же ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не владеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре, зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет чему-то научиться в легкой, непринужденной форме, и, следовательно, является средством развития познавательной активности дошкольника
В настоящее время существует огромное разнообразие дидактических игр. Воспитатель может использовать целый комплекс дидактических игр, направленных на устранение тех или иных тяжелых нарушений речи в зависимости от имеющихся условий. (Классификация дидактических игр в Приложении 2)
1.2. Психофизиологические особенности детей с ОВЗ (на примере детей с ТНР)
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы.
Особенности развития познавательных процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.
У детей, имеющих речевую патологию снижается не только уровень речевого развития, но наблюдается снижение уровня познавательной сферы. При исправлении речевых дефектов можно воздействовать на различные особенности психического развития ребенка, которые мешают нормальному функционированию речевой деятельности.
У детей, имеющих тяжелые нарушения речи, как правило, имеются определенные проблемы в интеллектуальном развитии, а именно:
- недостаточное развитие произвольного внимания,
- недостаточной развитие памяти,
- недостаточное развитие восприятия,
- недостаточное развитие словесно-логического мышления,
- плохое усвоение знаний и представлений,
- неустойчивость эмоционально-волевой сферы,
- неумение подчинять свои действия правилу.
Рассмотрим особенности различных психических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Восприятие – ощущения, обобщенные с понятиями, простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа. От ощущений его отличает целостность. Восприятие предметно. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются нарушения фонематического восприятия.
2.2. Результат использования дидактических игр для детей с ТНР
В начале и окончания использования дидактических игр для детей с ТНР была проведена диагностика группы детей по развитию речи. Результаты которого показаны в диаграмме. (Рисунок 1)
Цель: проверка освоения адаптированной образовательной программы по реализации основной общеобразовательной программы; выявление индивидуальных показателей речевого развития детей с ОНР.
Задачи мониторинга:
определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, элементарных навыков по подготовке к обучению грамоте на начало и конец учебного года.
Направления мониторинга:
изучение степени сформированности компонентов речи: связной речи, словаря, грамматического оформления речи, звуковой культуры речи, особенности подготовки детей к обучению грамоте.
Субъект мониторинга: дети в возрасте от 4 до 5 лет.
Время проведения мониторинга: сентябрь 2021 года, декабрь 2021 года.
Количество детей : 8.
Методы мониторинга:
· беседы;
· создание игровых (естественных) диагностических ситуаций.
Методическая основа мониторинга:
· Нищева, Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – СПб. : «Издательство «Детство – Пресс», 2019.
· Нищева, Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) – СПб. : «Издательство «Детство – Пресс», 2019.
Обследовано 8 детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Диагностика проводилась по направлениям:
• состояние звуковой культуры речи (звукопроизношение)
• состояние связной речи
• состояние грамматического строя речи и навыка словообразования
• состояние готовности к обучению грамоте
• состояние словаря.