ксения пискова
Дидактические игры (упражнения) для развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В младшей группе при проведении дидактических игр воспитателю необходимо использовать стремление к самостоятельности, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В тоже время взрослый, несмотря на потребность ребенка действовать независимо, по-прежнему интересен ему как носитель самой разнообразной информации. Именно взрослый помогает ребенку выделить нужные свойства предметов и явлений, показывает более сложные приемы работы, нацеливает на игровые действия более высокого уровня, ставит перед малышом ряд задач, решение которых достигается при непременном соблюдении правил. Взрослый должен умело направлять самостоятельность детей в нужное русло.
Публикация «Дидактические игры (упражнения) для развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В последнее время раннее развитие становится неотъемлемой частью воспитания и развития детей, как в семье, так и в дошкольной образовательной организации. Одним из направлений раннего развития является развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка.
Одним способом совершенствования пальчиковой моторики является метод ковролинографии.
Коврограф – это современный вариант фланелеграфа, содержащий в себе неограниченные возможности. Он позволяет динамично и наглядно проводить любые игры–занятия и обладает рядом несомненных преимуществ.
Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные работу по развитию сенсорных способностей, по развитию психи-ческих процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Так же с помощью коврографа можно динамично и наглядно проводить игры и занятия по всем образовательным областям.
Ниже представлены некоторые дидактические игры по образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры, направленные на развитие познавательных способностей детей младшей группы
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности, познавательных интересов детей, сенсорное развитие, становление познавательной мотивации и формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Формирование элементарных математических представлений
Название игры: «Спрячь фигуры в домики»
Цель: развивать наглядно-образное мышление, внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, координацию движений рук.
Дидактические задачи:
- закреплять знания о геометрических фигурах;
- развивать умения соотносить предметы по цвету, форме, величине;
- повторить понятия «один», «много», «ни одного»;
- развивать стремление оказывать помощь, проявлять доброжелательность.
Возраст детей: 3 – 4 года.
Форма проведения: групповая.
Оборудование: коврограф; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разной величины (большие и маленькие) и разного цвета (синие, красные, зеленые, желтые); большой и маленький домики с контур-ными изображениями геометрических фигур; персонаж Слон Лип-Лип.
Игровые правила: разместить геометрические фигуры в соответствии с цветом, формой и величиной в домиках.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям 2 домика разной величины, и говорит: - «Сегодня в заповеднике весело и оживленно. Все жители заповедника собираются на центральную полянку, где состоится Праздник радуги. И Слон Лип-Лип решил приготовить своим друзьям подарки - домики с разноцветными фигурками. По дороге на полянку подул сильный ветер, и все фигурки из домиков рассыпались и перепутались. Лип-Лип очень рас-строился, что его друзья останутся без подарков. Давайте поможем Слону Лип-Липу разобрать все фигурки по цвету, форме и величине и разместить их в домиках».
После того, как дети справятся с заданием, воспитатель благодарит детей и говорит, что Праздник радуги состоялся, и друзья Лип-Липа по-благодарили его за чудесные подарки.
Представление об объектах окружающего и социального мира, ознакомление с миром природы
1. Название игры: «Кто где живет?»
Цель: развивать наглядно-образное мышление, внимание, воображение, зрительное восприятие, мелкую моторику, координацию движений рук.
Дидактические задачи:
- продолжать знакомить детей с дикими и домашними животными, учить правильно называть их;
- уточнить и расширить знания о внешнем виде животных и о месте их обитания;
- расширять словарный запас детей;
- побуждать положительные эмоции детей и желание помочь друг другу.
Возраст детей: 3 – 4 года.
Форма проведения: групповая.
Оборудование: коврограф; домашние животные (корова, овца, соба-ка, кошка, лошадь, свинья, коза); дикие животные (белка, еж, медведь, волк, заяц, лиса); место обитания домашних животных (дом, забор, дере-во) и диких животных (лес).
Игровые правила: узнать и назвать животных, определить место обитания животных.
Ход игры.
Воспитатель показывает животных детям и говорит: - «Посмотри-те ребята, кто у нас тут притаился? Животные так заигрались, что забыли «кто» и «где» живет. Давайте поможем им найти свои дома?»
Воспитатель по очереди показывает детям разных животных и вместе с детьми выясняет, как называется животное, какое оно дикое или домашнее, внешний вид животного и место его обитания. Игра продолжается до тех пор, пока все животные не найдут свои дома.
2. Название игры: «Овощи и фрукты»
Цель: развивать наглядно-образное мышление, внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, координацию движений рук.
Дидактические задачи:
- сформировать у детей представление об овощах и фруктах;
- формировать представление о том, где они растут;
- закрепить названия овощей и фруктов, учить называть и различать их;
- обогащать словарный запас;
- развивать стремление оказывать помощь, проявлять доброжелательность.
Возраст детей: 3 – 4 года.
Форма проведения: групповая.
Оборудование: коврограф; фрукты (банан, слива, виноград, яблоко, груша, ананас, апельсин, мандарин, лимон); овощи (капуста, свекла, кар-тофель, баклажан, морковь, лук, перец, помидор, огурец); две корзинки; персонажи: Слон Лип-Лип и Слоник Ляп-Ляп.
Игровые правила: распределить овощи и фрукты по разным кор-зинкам.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям овощи и фрукты, и говорит: - «Ребята, к нам сегодня пришли гости, Слон «Лип-Лип» и Слоник Ляп-Ляп. Слон Ляп-Ляп хочет научить маленького Слоника Ляп-Ляпа, различать овощи и фруктов. Давайте мы поможем ему в этом. Ребята, посмотрите, на коврографе расположены две одинаковые корзинки, в середине коврографа прикреплены овощи и фрукты. Давайте мы в одну корзинку положим фрукты, а в другую овощи».
После того, как дети справятся с заданием, воспитатель благодарит детей и говорит, что Лип-Липу удалось научить маленького Ляп-Ляпа различать фрукты и овощи.