Ирина Малозёмова
Дидактические игры «Правовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Правовое воспитание дошкольников
Игра «Я имею право.»
Цель: формирование элементарных правовых знаний у детей дошкольного возраста.
Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).
Публикация «Дидактические игры „Правовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Права детей. Игры, дидактические пособия
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Ход игры. Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право.» в виде знака «+». Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.
Игра «Разрешено - запрещено»
Цель: совершенствование нравственно-правовых понятий у дошкольников, умений классифицировать поступки по принципу
«разрешено - запрещено».
Ход игры. Выкладываются сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций (ребенок обижает ребенка, взрослый отпустил собаку в песочницу и т. д.) и разрешающих ситуаций (мальчик помогает девочке строить домик, ребенок вешает кормушку и т. д.). Детям предлагается рассортировать карточки и прокомментировать их.
Игра «Придумай правовой конец сказки»
Цель: совершенствование умений четко выражать свои мысли, и на основе полученных знаний.
Ход игры. Воспитатель читает любую сказку и предлагает придумать правовое решение возникшего конфликта. Например:
1) Кощей похитил Василису. Конец такой может быть: пришел Богатырь и сказал: «Ты нарушил право человека на свободу. Большой Сказочный Суд тебя накажет, даже в тюрьму отправит». Кощей подумал-подумал и решил не рисковать. Отпустил Василису».
2) К сказке «Заюшкина избушка». «В лесу был выбран совет справедливых животных, в котором были мудрая Сова, благородный Олень и гордый Орёл. Заяц пришел к ним и рассказал о своей беде. Сова, Олень и Орёл хорошо знали законы лесной жизни. Они вызвали лису на совет и сказали, что она не имеет права выгонять зайца. Лиса поджала хвост и освободила дом зайца. Стала строить и себе лубяную избушку. А зайчик помогал лисе и т. п.
Право на имя
Игра «Назови ласково»
Цель: формирование у ребёнка позитивного отношения к своему имени.
Ход игры. Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать, как его ласково называют дома. За каждый вариант имени даётся фишка. В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.
Игра «Найди себе пару»
Цель: закрепление знаний имени, учимся подбирать рифмующиеся имена.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого кто-нибудь из ребят назовёт своё имя, а то, чьё имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться.
Например, Оля – Толя, Галя – Валя, Тома – Рома и
т. д.
Игра «Назови своё взрослое имя»
Цель: закрепление знаний «взрослых» имен людей (имя, отчество); развитие речи дошкольников.
Ход игры. Воспитатель предлагает назвать ребёнку своё «взрослое» имя и дети называют имя, отчество.
Арсений. Арсений Сергеевич.
Игра «Образуй отчество» (с мячом)
Цель: совершенствование умений в образовании отчества от мужских имен; развитие речи.
Ход игры. Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич).
Игра «Назови по – другому»
Цель: формирование умений общаться со сверстниками, по - разному называя их имена.
Ход игры. Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно назвать по – другому.
Например, Оля – Ольга, Оленька, Олечка, Леля. Владимир – Вова, Вовочка. Володя, Володечка. Ваня – Ванечка, Иван, Ванюша.
Право на жилье.
Игра с мячом «Кому, какой дом»
Цель: создание условий для закрепления названий жилищ зверей и насекомых и др.
Ход игры. Все становятся в круг.
Воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.
Медведю – берлога, белке – дупло, волку – логово, птице – гнездо, пчеле – улей, человеку – дом и т. д.
Игра «Я живу на…»
Цель: формирование знаний детей о номере этажа, на котором живут, а так же своего домашнего адреса.
Ход игры. Все встают в круг. Воспитатель передаёт мяч ребё нку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
Вариант: «Мой домашний адрес».
Право на образование
Игра «На одну букву»
Цель: совершенствовать умения находить предметы, которые начинаются на заданную букву.
Ход игры. Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)
Игра «Ступеньки образования»
Цель: создание условий для закрепления знаний детей о том, чему учат на каждой ступени образования: в детском саду, в школе, в вузе и на предприятии.
Ход игры. Игра представляет собой набор карточек - кукол людей разных возрастов: ребенка, подростка, юноши и мужчины и 4 картинки ступеньки, на каждой из которой наклеено какое-либо учреждение: детский сад, школа, вуз, предприятие. Детям предлагается каждой карточке – кукле найти нужную ступеньку.
Право на отдых, развлечение, досуг.
Игра «Назови виды спорта»
Цель: формирование знаний о видах спорта: летние, зимние и используемый спортивный инвентарь.
Ход игры. Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
Вариант: Играют от 2 до … человек. Ребёнок выбирает картинку и называет вид спорта. Если он назвал вид спорта правильно, то картинку он забирает себе. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт картинок.
Игра «Угадай вид спорта по показу»
Цель: формирование умений выполнять движения, характерные для некоторых видов спорта, и узнавать их по показу.
Ход игры. Воспитатель или ребёнок показывает при помощи мимики и жестов какой- либо вид спорта, а дети отгадывают его.
Право на семью
Игра «Обязанности в вашей семье»
Цель: создание условий для развития логического мышления детей.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям выложить картинки членов семьи: мама, папа, бабушка, я; а затем перечислять обязанности каждого, выкладывая кружки за каждую обязанность. После всего предлагается детям проанализировать, у кого больше всего обязанностей в их семье? Как исправить ситуацию? (Перераспределить обязанности, например, мыть посуду может и ребенок, если ему
5-6 лет и т. д.)
Игра «Моих родителей зовут…»
Цель: закрепление знаний имени и отчества родителей.
Ход игры. Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
Игра - пантомима «Помогаю взрослым»
Цель: совершенствование умений для закрепления с детьми понятия «обязанности».
Ход игры. Ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать» их товарищ.
Право на жизнь
Игра «Спасатели»
Цель: воспитание чувства ответственности за жизнь другого человека.
Ход игры. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине, на острове, в горящем доме. На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения.
1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад.
2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.
3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.
4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.
Игра «Поводырь»
Цель: воспитание доверительного отношения друг к другу.
Ход игры. В комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведёт его, рассказываю, как двигаться. Например, «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдём его». Затем ведущий и ведомый меняются ролями.
Право на сохранение своей индивидуальности
Игра «Вопрос – ответ»
Цель: формирование знаний о чувствах собственного достоинства, уважения к мнению другого человека.
Ход игры. Дети по музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, Дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос: «Твоя любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сёстры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?». Воспитателю необходимо игнорировать сложившиеся пары, следить, чтобы все дети поучаствовали в игре.
По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий: «Вот мы какие!»
Игра «Угадай, кто это»
Цель: совершенствование умений воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.
Ход игры. воспитатель выбирает одного ребенка рассказчика. Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т. п. Дети угадывают, о ком идет речь.
Тот, кто догадался первым, выводит ребенка - «отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:
Станьте, дети, станьте в круг,
Станьте в круг, станьте в круг.
Я твой друг, и ты мой друг,
Добрый, добрый друг!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, трое детей внутри круга танцуют.
Игра «Узнай по голосу»
Цель: совершенствование навыков слухового восприятия через узнавание друг друга по голосу.
Ход игры. дети вместе с воспитателем встают в круг. Воспитатель с помощью считалки определяет водящего, который должен выйти в центр круга (в лес, и ладошками должен прикрыть глаза. Дети идут по кругу и произносят
текст: «Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя «Имя!»
Крепче глазки закрывай,
Кто позвал тебя – узнай!»
Воспитатель показывает на одного из стоящих в кругу детей, и ребёнок, на которого указали, говорит: «Имя!». Водящий должен по голосу определить, кто его позвал.
Право на культуру, национальную самобытность и родной язык
Игра «Наши соседи»
Цель: формирование знаний о культуре других народов, живущих в Новосибирской области.
Ход игры. Игра представляет собой пирамиду, состоящую из 4 граней и набор картинок с изображением элементов культуры народов нашего города – русских, татар, армян, таджиков. Играющим предлагается разместить на каждой грани 4 карточки (национальный костюм, национальный орнамент, национальное блюдо и государственный флаг, соответствующие определенной национальности.