елена чупра
Дидактические игры по развитию речи дошкольников (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
1. «Слова - друзья»
Цель: учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова- друзья к заданным словам; Закрепить понятие о разных звуках.
Мишка - шишка, сынишка, малышка, пышка, фишка, мальчишка.
Зайка- майка-, незнайка, попрыгайка.
Лейка- скамейка; Лук- жук; Коза- стрекоза; Рак- мак; Санки- банки;
Чашка- рубашка; Галка- палка; Печка - свечка; Стол- пол…
2.«Замени звук»
Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Публикация «Дидактические игры по развитию речи дошкольников (старшая группа)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Ход игры:
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.
Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
3.«Какого звука не хватает?»
Цель: Учить узнавать слова в которых не хватает одного звука. Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
Материал: Предметные картинки на каждое слово.
Ход игры:
Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.
Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.
Вариант №1 : На солнышке грелся котёно., на него смотрел щено.
Мальчи. держит каранда., а девочка - красный ша.
В зоопарке жили: сло. ,бегемо., крокоди.
Вариант №2: Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.
4.«Измени слово»
Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Ход игры:
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:
друг — дружок,
пирог — пирожок,
сапог — сапожок,
снег — снежок,
рог — рожок,
луг — лужок,
творог — творожок,
флаг — флажок.
5.«Третий лишний»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры:
Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:
шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;
голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.
6. «Сердитый ворон»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.
Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .
В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.
7. «Назови слова со звуком [с'] и [с]»
Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с'] и [с].
Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с'] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с'], цвета.
8. «Самолет»
Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.
Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].
Дети строят самолет. Воспитатель -«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.
Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].
«Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами
И опять вернемся к маме.» А. Барто
9. «Карусель»
Цель:учить дифференцировать звук [ш ] в словах.
Дети становятся в круг, держась за веревку правой рукой. Идут по кругу и произносят слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели (медленно идем по кругу)
А потом кругом- кругом (немного ускоряемся)
Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)
После слова «бегом» дети бегут по кругу. Затем, после команды воспитателя «Поворот», дети берут веревку в левую руку и идут в другую сторону, произнося слова:
Тише, тише, не спешите (замедляемся)
Ш-ш-ш!
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два-
Тишина: ш-ш-ш,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: дети, какой звук вы произносили?
Дети: Ш-ш-ш.
10.«Слова – загадки»
Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.
Ход: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое.
11.«Большие и маленькие комары»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Ход: Дети делятся на две подгруппы: одна – большие комары, другая – маленькие. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та подгруппа детей «летает», как комарики.
Образец: зонт, земляника, зима, заяц, зеркало, золото, мозаика, пузырь и т. д.
В игре используются атрибуты – шапочки, изображающие большого и маленького комара.
12.«Чей домик»
Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах. Развивать фонематический слух детей.
Ход: Детям раздаются конверты с двумя плоскостными домиками с изображениями большого и маленького комара и по три картинки, в двух названиях которых есть звуки [з] и [з'], а в одной - нет. Они должны самостоятельно распределить картинки по домикам в соответствии с тем, какие звуки в них слышатся. Воспитатель, участвуя в этой игре, сознательно делает ошибки, побуждая детей исправлять их.
13. игра с мячом «Назови слова со звуком [з]»
Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком, дифференцировать звуки [з] и [з'] в словах.
Ход: Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [з]. Воспитатель спрашивает. Какой звук в этом слове [з] или [з'].
14.«Кто больше?»
Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры:
Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
15.«Услышишь — хлопни»
Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
16. «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цель: Развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры:
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
17.«Цепочка слов»
Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.
Материал: Мяч, значки и т. д.
Ход игры:
В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное, например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т. д.
Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.
18.«Эхо»
Вариант 1
Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний, а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:
[А], [У]. [У],[А],[ Ы].
[И], [О] - УА, ЫИ.
[И], [О], [Э]. ЭИ, АО
Вариант 2
Цель: Автоматизировать звук (например звук [С], развивать слуховое внимание, память.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд слогов (слов, а дети повторяют их в той же последовательности.
СА—СО—СУ—.
СУ—СА—СЫ—.
АС—ИС—УС —.
СЫ—СА—СО—СУ —.
СУ—СО—СЫ—СА —.
ЭС—АС—УС—ИС —.
СА—ИС—СО —.
ОС—УС—СЫ —.
СО—АС—СУ—.
САД—САНИ—САМОЛЕТ —.
СОМ—НОС—УСЫ —.
ОСА—КОСА—ВЕСЫ —.
СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — …
Вариант 3
Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р], закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).
Ход игры:
ЛА—РА —.
АЛ—АР—АЛ —.
РЫ—ЛЫ —.
ИЛ—УР—ОЛ —.
РА—ЛА—РА —.
ИЛ—АР—ЛУ —.
ЛЫ—РЫ—ЛО —.
РА—ИЛ—РЫ —.
АЛ—АР — …
ОР—УЛ —.
РЫБА—ЛУЖА —.
ЛОДКА—РАМА —.
РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ —.
ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА —.
КОРОВА—МОЛОКО—ВЕДРО —.
АРБУЗ—ГРОЗА—ПАЛКА —.
РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК —.
РАКЕТА—ЛАНДЫШ—ЛОЖКА—РЫЖИК —.
Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.
19. «Наш шалаш»
Цель: учить выделять звук [ш] в произношении.
Детям раздаются картинки с предметами, имеющими в своём названии звук[ш]. Один ребенок сидит в «шалаше», к нему по очереди подходят дети. Сидящий спрашивает каждого: «Что у тебя?». Дети отвечают: «У меня шапка»; у меня мишка; у меня кошка и т. д.
Сидящий в шалаше каждого приглашает : «Входи в наш шалаш».Когда все дети опрошены и приглашены, они становятся в круг и повторяют за воспитателем:
Мы построили шалаш,
Вот он, вот он, наш шалаш!
В шалаше мы будем жить,
Кашу пшенную варить,
В шалаше мы будем спать,
Книжки будем мы читать,
В шашки, шахматы играть,
Будем весело плясать.
20.«Загадки «поющих» звуков
Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.
Ход игры:
Воспитатель загадывает загадку о звуке, а дети должны назвать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Пример загадок о звуках:
Шире всех открывает рот - звук.
Губы трубочкой вытягивает - звук.
На вытянутый кружок губы похожи у звука.
Самая широкая улыбка у звука.
Приоткрывает рот и приподнимает язык - звук.
Приоткрывает рот и оттягивает язык назад - звук.
21.«Какой звук чаще звучит?»
Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Ход игры:
Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Зазудел комарик тонко:
З-з-з — поёт он звонко-звонко,
Повторяет много раз
Резвым мошкам свой рассказ.
22.«Громко-шепотом»
Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).
— Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно.)
Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са — (там летит оса, су-су-су (как прогнать осу, (я боюсь осу) и т. п.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.