Папки-передвижки

Дидактические игры по развитию речи

Екатерина Серова
Дидактические игры по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры по развитию речи

в рамках тематических недель.

Тема недели «Игрушки», «Детский сад и семья»

Дидактическая игра «Зачем нужны игрушки»

Цели:

• формировать умение у детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушке, отвечать на вопросы;

• формировать умение правильно употреблять в речи глаголы и прилагательные, сочетать их с существительными;

Публикация «Дидактические игры по развитию речи» размещена в разделах

- Все малыши любят играть в игрушки. Посмотрите: кукла, машина, мяч, пирамидка, неваляшка, конструктор. Как можно назвать все это одним словом? (Игрушки) Зачем нужны игрушки? Как можно в них играть?

Воспитатель называет машину. Дети называют действия, которые можно производить с машиной.

Машина – ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики, кукол и т. д.

Конструктор – из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу и т. д.

Мяч – бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать, передавать, бросать в кольцо, играть в футбол…

Кукла – одевать, гулять с ней, танцевать, укладывать спать, кормить, возить в коляске.

Дидактическая игра «Познакомим Мишку с игрушками»

Дети садятся на ковре в кружок. Игрушки стоят на столе перед ними. Воспитатель берет 6-7 игрушек и предлагает назвать их и запомнить. Затем накрывает игрушки скатертью. Незаметно от детей одну игрушку воспитатель убирает. Открыв игрушки, спрашивает у детей: «Какой игрушки не стало?»

Дидактическая игра «Кто у нас в гостях?»

Воспитатель читает стихотворение, а дети договаривают слова по смыслу.

Пыхтит как пышка Шапка и шубка —

Пухлый. (Мишка). Вот и весь. (Мишутка.)

Воспитатель показывает детям большого лохматого медведя (игрушку).

- Посмотрите, это Мишутка. Какой он? (Большой, лохматый, коричневый.) Какие у Мишутки лапы? (Большие, мягкие.) Какие ушки? (Маленькие, круглые.) Какие у Мишутки глазки? (Черные, как бусинки.) А как Мишутка ходит? (Переваливается с липы на лапу.)

— Кто хочет рассказать про Мишутку?

Сначала рассказывает педагог.

— Это Мишутка. Он большой и лохматый. У него мягкие лапы, ушки маленькие. Глаза у Мишутки как бусинки.

Дидактическая игра «Познакомим Мишку с игрушками»

Дети садятся на ковре в кружок. Игрушки стоят на столе перед и им и. Воспитатель берет 6—7 игрушек и предлагает назвать их п запомнить. Затем накрывает игрушки скатертью. Незаметно от детей одну игрушку воспитатель убирает. Открыв игрушки, спрашивает у детей: «Какой игрушки не стало?»

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Воспитатель приглашает детей в хоровод со словами:

Хоровод мы водим, весело играем,

Круг остановился — себя называем

Да так ласково!

Начинает игру воспитатель. Она называет свое имя и одно- нроменпо хлопает в ладоши: Та-ня, затем называет свое имя ласково и снова хлопает: Та-неч-ка.

Каждый ребенок выполняет задание. Например: Ле-на, Ле- ноч- ка. И т. д.

Воспитатель приглашает детей сесть на ковер возле себя. Все дети любят играть. С какими игрушками вы любите играть? (Ответы детей.)

Воспитатель вносит в группу куклу и обращается к детям: Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это? (Кукла.) Куклу зовут Маша. Как зовут куклу? (Хоровые и индивидуальные ответы.) Кукла большая или маленькая? (Большая.) Какие волосы у Маши? (Черные.) Какого цвета глаза у Маши? (Коричневые, карие.) У Маши длинные черные ресницы. (Дети рассматривают глаза и ресницы куклы.) Что надето на Маше? (Платье) Какое оно, какого цвета? (Синее.) Что на ногах у Маши? (Гольфы, ботинки.) Какого они цвета? (Гольфы белые, ботинки красные.)

После ответов детей воспитатель предлагает им послушать свой рассказ о кукле Маше.

Моя кукла Маша. Она большая. У Маши черные волосы. Глаза у Маши карие с длинными черными ресницами. На Маше надето нарядное синее платье. На ногах белые гольфы и красные ботинки.

Теперь кто-нибудь из вас расскажет про куклу Машу. (2-3 рассказа.)

— Как можно играть с куклой? (Одевать, кормить, брать с собой па прогулку, катать в коляске, уложить спать, петь ей колыбельную песенку.)

Воспитатель поет, дети подпевают:

Баю-баю-баю, куколку качаю.

Кукла засыпает, глазки закрывает.

Воспитатель предлагает желающим детям взять куклу на руки и спеть колыбельную.

- Ну вот, наша кукла уснула. Положим куколку в кроватку.

Дидактическая игра «Какие МЫ?»

Воспитатель, обращаясь к детям, просит их рассказать, какие мы? Мы. (Каждый ребенок называет прилагательное - дружные, веселые, хорошие, послушные, шумные, добрые, ласковые, красивые.)

Тема недели «Золотая осень», «Овощи и фрукты», «Грибы»

Дидактическая игра «Расскажи про осень»

Цели:

• формировать умение детей отвечать на вопросы, с помощью воспитателя пересказывать небольшие рассказы, развивать диалог;

• формировать умение детей употреблять в речи прилагательные, согласуя их с существительными, учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно- ласкательную форму существительных;

• Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков «в», «ф», произносить с разной силой голоса.

Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и задает вопросы. (Можно использовать иллюстрации «Осенние мотивы».)

— Листья на деревьях какие? (Желтые, красные.) Деревья осенью какие? (Печальные, разноцветные.) Трава какая? (Сухая, коричневая, желтая.) Небо какое? (Ясное или хмурое, пасмурное.) Тучи какие? (Серые.) Дождик осенью какой? (Холодный.) Осень какая? (Красивая, печальная, холодная, дождливая, разноцветная.)

Воспитатель читает стихотворение и обращается к детям:

Дождик, дождик кап-кап-кап, Все равно пойдем гулять.

Мокрые дорожки Наденем мы сапожки.

— Надевайте сапожки и отправимся гулять.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в лесу. Раз-два-три — посмотри! В лесу много деревьев, а деревья

— это вы! (Дети поднимают руки вверх.) Подул ветер, закачались деревья, зашумел лес. (Дети покачиваются вправо-влево.)

Ветер сверху набежал: «в-в-в» Дул он долго, зло ворчал: «ф-ф-ф».

Ветку дерева сломал. И деревья все качал: «ф-ф-ф».

Дети произносят звуки «в» и «ф» громко и протяжно. Роль ветра можно предложить ребенку.

— Как ветер дует? (Сначала тихо, еле слышно, затем сильно.) После игры дети собираются на коврике около воспитателя.

Дидактическая игра «Отгадай и назови»

Спрятался за пень, Кто проходит близко,

Шапка набекрень. Кланяется низко. (Гриб.)

- Какие грибы вы знаете? Все грибы можно есть? Почему? Что значит съедобные? И несъедобные? Как заготовить грибы на зиму?

Бусы красные висят, Очень любят бусы эти

Из кустов на нас глядят. Дети, птицы и медведи. (Ягоды.)

- Какие лесные ягоды вы знаете? (Малина, земляника, брусника, ежевика, клюква, черника, голубика, костяника, морошка.) Все ли ягоды можно есть? Как заготовить ягоды на зиму? Какие еще бывают ягоды? (Садовые.)

Дидактическая игра «Какой? какое?»

Варенье из черники - (черничное,

компот из земляники - (земляничный,

кисель из малины - (малиновый,

желе из голубики - (голубичное,

варенье из ежевики- (ежевичное,

сок из клюквы - (клюквенный,

пастила из клюквы-(клюквенная).

Мы по ковру идем с тобой –

Он разостлался сам собой,

Его никто не ткал.

Лежит у речки он лесной

И желт, и синь, и ал! (Луг.)

- Что такое луг? (Открытое место около реки за лесом.)

- Какие травы и цветы растут на лугу? (Перед детьми картинки цветов и трав.)

- Как их называют? (Луговые.)

- Какие еще бывают цветы? (Лесные, садовые, полевые.)

- Цветы можно рвать? Почему?

- Чем полезны луговые травы?

- Как заготовить лечебные травы на зиму?

Дидактическая игра «Назови ласково»

Гриб — грибочки; лес -. , пень-. , река-. , луг -. , куст -. , зверь -. , дерево-. , цветок -. , трава -. , лист -. , ягода-.

- А теперь скажи все это со словом лесной.

(Дети стоят полукругом. Педагог бросает мячик и называет: ягодка- ребенок должен продолжить: лесная ягодка.)

Гриб-. , зверь -. , птица -. , орехи -. , озеро-. , поляна-. , дорога -. , птица.

Дидактическая игра «Измени слово»

- В лесу растут разные деревья. Какие деревья вы знаете? (Береза, ель, сосна, клен, тополь и другие.)

- Про дерево - как можно ласково сказать? (Деревце.) Повторите вместе со мной - деревце. В лесу дерево не одно, а много. Как правильно сказать? (Много деревьев.)

- У дерева есть ветки. Много. (Веток, ветвей.) Одна. (Ветка.) Как ласково мы скажем? (Веточка.)

- На дереве растут листья. Много. (Листьев.) Осенью на дереве остался один лист. Как мы ласково его назовем? (Листик, листочек.)

- Под деревом трава, много. травы. Как мы ласково ее на- юном? (Травушка.) В траве цветы, много. (Цветов.) А на полями только один цветок. Как ласково его назовем? (Цветочек.)

- Около деревьев растут кусты, много. (Кустов.) А возле березы один куст. Как ласково его назовем? (Кустик.)

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ (используется театр на фланелеграфе).

Аня и Маруся взяли корзины и пошли в лес за грибами. До леса дошли быстро. Они шли от деревца к деревцу и искали грибы. И вдруг Аня поняла, что она потерялась. Испугалась девочка и закричала: «Ау-ау!» А лес отвечал: «Ау-ау!», «Ау-ау!»

Вопросы к тексту:

1. Как звали девочек?

2. Куда они пошли?

3. Как они шли по лесу?

4. Что произошло в лесу?

5. Как кричала Аня в лесу?

6. Что отвечал девочке лес?

Как вы думаете, ребята, чем закончилась эта история? (Дети предлагают свои варианты окончания рассказа.)

Дидактическая игра «Вершки — корешки»

Цели:

• формировать умение детей отвечать на вопросы, строить законченные предложения самостоятельно или с помощью воспитателя, отгадывать загадки;

•закрепить представления об овощах. Формировать умение образовывать, прилагательные от существительных и активно употреблять их и речи;

• формировать умение детей четко проговаривать слова, регулировать темп речи и силу голоса.

Детям предлагается разложить овощи по разным корзинкам.

В коричневую корзинку — овощи, которые растут и созревают

в земле, в желтую — которые растут и созревают на земле. Затем дети, с помощью воспитателя, составляют предложения. Например:

В коричневой корзинке лежат картошка, морковка, редиска, репа, потому что эти овощи растут и созревают в земле. В желтой корзинке лежат огурец, помидор, кабачок, потому что эти овощи растут и созревают на земле.

Воспитатель загадывает детям загадки. Дети должны назвать и показать тот овощ, о котором загадка. Глядите, не моргайте, рты не разевайте, ворон не считайте, поскорее отгадайте!

Расту в земле на грядке я — Красная, длинная, сладкая.

(Морковь.)

Зелен, и высок, и густ На огороде вырос куст. Покопай немножко — Под кустом. (Картошка.)

Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это?. (Репка.)

Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка, Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.

(Капуста.)

Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а. (Лук.)

(Огурец.)

Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я. (Свекла.)

Лежит меж грядок, Зелен и сладок.

Щеки розовые, а нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она.

(Редиска.)

Он круглый да красный, Как глаз светофора. Среди овощей нет сочней.

(Помидора.)

Дидактическая игра «Что растет в саду?»

Цели:

• формировать умение детей отвечать на вопросы, с помощью воспитателя составлять описательный рассказ по игрушке;

• формировать умение образовывать прилагательные от существительных и использовать их в речи, называть предметы и их части, закреплять в активном словаре обобщающие слова;

• формировать умение четко и громко произносить слова потешки и стихотворения, сочетая их с движениями.

Яблоко растет в саду? - Да.

Картошка растет в саду? - «Нет». (Почему)

Груша--- Да.

Помидор. - «Нет». (Почему)

Тыква. - «Нет». (Почему)

Апельсин. - Да.

Свекла. - «Нет». (Почему)

Мандарин--- Да.

Огурец. - «Нет». (Почему) И т. д.

После вопроса «Почему?» дети должны уточнить: «Потому что это овощ».

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять один фрукт и рассказать о нем. Например:

- Саша, что у тебя в руках? (Яблоко.) Какое оно? (Круглое, красное, большое и т. д.).

- Язычок из фруктов сварил варенье, посмотрите.

На фланелеграфе воспитатель выкладывает изображение банок с наклейками фруктов.

- Варенье из яблок как называется? (Яблочное.)

- Варенье из груш? (Грушевое.)

- Варенье из лимонов? (Лимонное.)

- Варенье из мандаринов? (Мандариновое.)

- Варенье из апельсинов? (Апельсиновое.)

- Наш Язычок поел варенье и облизнулся, вот так ( воспитатель показывает - язык двигается по верхней и по нижней губе дети повторяют: «Ах,какое вкусное варенье!»). Повторите, что сказал Язычок. (Дети по одному повторяют.)

Язычок сел на крыльцо (язык на нижней губе) и, чтобы не скучать, стал передразнивать всех, кто проходил и проезжал мимо.

Воспитатель проговаривает четко и медленно, а дети повторяют:

Просигналила машина: би-би-би.

Язычок передразнивал: би-би-би.

Зайчик стучал в барабан: бум-бум-бум.

Язычок передразнивал: бум-бум-бум.

Собачка играла в мячик: бах-бах-бах.

Язычок передразнивал: бах-бах-бах.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Используются картинки на фланелеграфе.

Воспитатель называет предметы, изображенные на картинках:

- Автобус, трамвай, яблоко. Что лишнее, почему? (Яблоко лишнее, потому что это фрукт, а автобус и трамвай - транспорт).

- Морковь, самолет, капуста. Что лишнее, почему?

- Земляника, малина, грузовик. Что лишнее, почему?

- Груша, апельсин, колесо. Что лишнее, почему?

- Кукла, мяч, троллейбус. Что лишнее, почему?

Дидактическая игра «Отгадай и назови»

Спрятался за пень, Кто проходит близко,

Шапка набекрень. Кланяется низко. (Гриб.)

- Какие грибы вы знаете? Все грибы можно есть? Почему? Что значит съедобные? И несъедобные? Как заготовить грибы на зиму?

Бусы красные висят, Очень любят бусы эти

Из кустов на нас глядят. Дети, птицы и медведи. (Ягоды.)

- Какие лесные ягоды вы знаете? (Малина, земляника, брусника, ежевика, клюква, черника, голубика, костяника, морошка.) Все ли ягоды можно есть? Как заготовить ягоды на зиму? Какие еще бывают ягоды? (Садовые.)

Публикации по теме:

Дидактические игры по развитию эмоциональной речи дошкольников Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи «Осенние листья». Часть втораяДидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи «Осенние листья». Часть вторая Предлагаю вашему вниманию цикл игр для детей старшего дошкольного возраста, по развитию речи, для их реализования использую шаблоны осенних.

Дидактические игры и дидактические упражнения по развитию речи дошколят «Поезд» В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций,.

Дидактические игры по развитию речи «Он-она-оно»Дидактические игры по развитию речи «Он-она-оно» Цель: Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; Подбирать карточки слова, подходящие.

Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников Решающее значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков,.

Дидактические игры по развитию речи «Транспорт»Дидактические игры по развитию речи «Транспорт» Игра «Транспорт» Цель: Систематизировать представления детей о разных видах транспорта; Развивать умение отгадывать загадки; Подбирать.

Консультация для родителей «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики» Консультация для родителей «Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики» Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря.

Нестандартные дидактические игры по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию детей Нестандартные дидактические игры по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию детей Нестандартные дидактические игры по сенсорному.

Педагогический проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря» 1. Анализ ситуации. Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно.

«Будь здоровым, не скучай. В игры разные играй!» Дидактические игры по физическому развитию«Будь здоровым, не скучай. В игры разные играй!» Дидактические игры по физическому развитию Презентация авторских дидактических игр по физическому развитию на тему: «Будь здоровым, не скучай. В игры разные играй!» Автор: Янтикова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по развитию речи
Опубликовано: 20 января 2017 в 21:25
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Серова (УИ 813388) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД