Ирина Потапова
Дидактические игры по математике (младший дошкольный возраст)
▼ Скачать +Заказ
ЛОТО «ФОРМА»
Цель: активизировать представления о геометрических фигурах, навыки ориентировки в пространстве; закрепить умение соотносить форму предметов с геометрической фигурой; активизировать мышление, произвольное и непроизвольное внимание, восприятие, память; развивать устойчивость, распределение, переключаемость внимания, умение сравнивать, соотносить, обобщать, классифицировать, монологическую и диалогическую форму речи.
Публикация «Дидактические игры по математике (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: 4 игровые карты-лото, на которых изображены геометрические фигуры; 24 маленькие голубые карточки с изображением предметов или объектов разной формы; 24 маленькие розовые карточки с изображением тех же предметов или объектов разной формы.
Вариант 1
Игровая задача: собрать как можно больше парных карточек с одинаковыми изображениями. Игра проводится в форме соревнования.
Ход игры : Все парные карточки (голубые и розовые) перемешиваются и кладутся на стол рисунком вниз. Первый игрок выбирает и переворачивает рисунком вверх две любые карточки. Если на них изображен один и тот же предмет, игрок берет их себе и открывает следующую пару карточек. Если карточки окажутся непарными, игрок кладет их на стол рисунком вниз. Ход переходит к следующему игроку.
Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество парных карточек.
Вариант 2
Игровая задача: быстрее соперников определить геометрическую форму изображенного на маленькой карточке предмета и заполнить карту-лото.
Игра проводится в форме соревнования.
Ход игры : 4 карты-лото раздаются всем игрокам поровну (по 1 или 2 шт.). 24 маленькие голубые карточки с изображением различных предметов кладутся на стол рисунком вниз. Воспитатель поочередно переворачивает и демонстрирует игрокам по одной карточке. Игроки определяют форму изображенного на карточке предмета и находят такую же геометрическую фигуру на своей карте-лото. Тот из игроков, кто сделает это первым, забирает карточку себе и накладывает ее на соответствующий сектор карты-лото.
Победителем считается игрок, который первым закрыл маленькими карточками все сектора своей карты-лото.
Вариант 3
Игровая задача: среди карточек с изображением предметов одной формы найти лишнюю карточку с изображением предмета другой формы.
Ход игры : У воспитателя 24 маленькие карточки голубого цвета; он выкладывает на стол перед игроками рисунком вверх 4 карточки с изображением предметов одной формы и одну карточку с изображением предмета другой формы. Игроки определяют лишнюю карточку, поясняют свой выбор.
Выигрывает игрок, давший наибольшее количество правильных ответов.
Вариант 4
Игровая задача: расположить карточки на столе в соответствии со словесной инструкцией ведущего.
Ход игры : На столе перед игроком находятся 24 маленькие карточки голубого цвета. Воспитатель предлагает расположить карточки на столе в соответствии с его указаниями, например: «Карточку с изображением предмета треугольной формы положи в центре стола, слева от нее расположи карточку с изображением предмета круглой формы, сверху карточки с изображением предмета круглой формы положи карточку с изображением предмета квадратной формы и т. д.».
Д/И «Найди пару»
Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным
качествам: величина, цвет; формирование пространственных отношений „право” -„ лево”
Оборудование: пары варежек трех размеров и разного цвета (желтого, красного, синего и зеленого цвета).
Игра:
1 вариант: Игровая задача: Найти пары варежек одного размера
2 вариант: Игровая задача: Найти пары варежек одного цвета
3 вариант: Игровая задача: Найти пары варежек с одним узором
Д/И «Подбери заплатку»
Цель: активизировать представления о геометрических фигурах, форме, цвете, величине; развивать мышление, внимание, восприятие, память, умение сравнивать, соотносить.
Игровая задача: быстрее соперников подобрать к своему платью соответствующие заплатки.
Оборудование: платье (2 красного, 2 желтого, 2 синего, 2 зеленого цвета) с вырезанными геометрическими формами разного размера; геометрические фигуры соответствующего размера и цвета.
Ход игры : Поможем кукле Кате починить платье. Каждый участник игры выбирает платье (по 1 или по 2шт). Все геометрические фигуры лежат перед игроками. Нужно подобрать к своему платью правильную заплатку.
Выигрывает тот, кто быстрее починит платье.
Д/И «Продолжи ряд»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разного размера и цвета; карточки с образцами разного расположения.
Игровая задача: продолжить ряд, заданный на карточке.
Д/и «Собери капельки в стакан»
Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.
Материал : Цветные стаканчики 4 основных цветов, кружочки разного цвета.
Игровая задача: Попросить детей собрать капельки в стакан
Ход игры : Играют 2 - 4 ребенка. «Наберем целый стакан одинаковых капелек». Выигрывает тот, кто быстрее соберет все капельки одного цвета в стаканчик.
Д/и «Собери лепесточки»
Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.
Материал : Карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепесточки.
Игровая задача: собрать цветочек.
Ход игры : дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как можно на рисунок наложить лепесточки одного цвета вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки. Красивые цветочки! А теперь вложите разноцветные серединки.
Д/и «Наряди матрешку»
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Материал : 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».
Игровая задача: заполнить рисунки-схемы соответствующими геометрическими формами.
Вариант № 1 – «Наряди» !
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».
Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится : треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.
Вариант № 3 – «Матрёшка на дорожке».
Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.
Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).
Вариант № 4 – «Найди матрёшке её дорожку».
Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр.
Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.
Д/и «Собери пирамидку»
Цель: Закреплять у детей умения устанавливать соотношения между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки, учить геометрические фигуры.
Материал : карточки с изображением различных форм пирамидок, геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы) разные по величине и цвету.
Игровая задача: выложить пирамидку по образцу.
Ход игры : перед детьми лежат карточки с изображением пирамидок, составленных из геометрических фигур. Опираясь на образец, нужно выложить выбранную пирамидку. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно выложит пирамидку.
Д/и «Бабочки и цветы»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
Материал : цветы-домики разного цвета, бабочки разного цвета.
Игровая задача: по команде воспитателя занять свои цветы-домики.
Ход игры : Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками.
Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать?
Бабочкам очень понравилось с вами играть».