Татьяна Стрельникова
Дидактические игры по экологии (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Лес-что это?»
Цель: уточнить и расширить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных; развивать воображение, мышление.
Ход: Детям предлагаю послушать сказку.
Рисунок 1
Жил был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес.
Публикация «Дидактические игры по экологии (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«А что такое лес?»- подумал он. Лес-это ведь деревья. Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось: вот-вот пробежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются «лапы» елей и ветви берез.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой старичка-лесовичка. Потому что в каждом лесу обязательно должен быть лесовичок.
Рисунок 2
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы.
«Что случилось?»- удивился художник. «Почему засох мой лес?»
«Какой же это лес?» -вдруг услышал художник. «Тут одни только деревья». Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает. «Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?»
Рисунок3
«Правильно», - согласился художник, такого быть не может. И принялся рисовать новую картину: деревья, кусты, траву, цветы, грибы.
«Вот теперь хорошо», -похвалил сам себя художник,«вот теперь получился настоящим лес». Но прошло немного времени и деревья опять стали чахнуть.
«А почему лес гибнет?». «А потому лес гибнет»,- сказал лесовичок,- «что нет в нем насекомых».
Рисунок 4
Художник взял кисти и на цветах, на листьях, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.
«Ну, теперь все в порядке», -решил художник. И еще раз полюбовавшись на картину опять уехал куда-то.
Рисунок 5
А когда снова увидел свою картину, то не поверил своим глазам: на картине была лишь обнаженная земля, деревья стояли голые, голые, как зимой, даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными. А тут они потеряли свои иголки. Художник подошел к картине….и вдруг отшатнулся. Все на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев –было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.
«Это ты виноват!» -закричал художник. «Ты велел нарисовать насекомых, а они съели весь лес.» «Конечно, сказал лесовичок», -съели весь лес. «И даже меня чуть не съели. Что же делать?»- в отчаянии воскликнул художник. «Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?» «Никогда, если не нарисуешь птиц.»
Рисунок6
Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, решив, что картина закончена, лесовичок проговорил: «Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб…»
«Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь все есть.»
«Не все. Нарисуй разных зверей и зверюшек.»
Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть что у него получилось. Но вдруг услышал какие- то шорохи, попискивание, фырканье.
«Вот теперь это настоящий лес», - послышался из темноты голос лесовичка, теперь он будет жить.
Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. А может быть он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся, так что их совершенно невозможно увидеть.
Ведь живут в нем тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать. А еще живут в лесу удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и живут правдивые истории очень похожие на удивительные сказки.
Беседа по вопросам:
-Какую картину нарисовал художник?
-Кто съел весь лес на картине?
-Кого нарисовал художник, чтобы оживить лес?
-Красивая ли получилась картина?
-Как надо относиться к лесу?
Дидактическая игра «Природа и человек»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Дидактическая игра «Что это такое?»
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.
Ход игры:
воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.
Дидактическая игра «Живое – неживое».
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Ход игры:
воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.
Дидактическая игра «Узнай птицу по силуэту».
Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Ход игры:
Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.