Наталья Агамэдова
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей
Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, предложно-падежные конструкции, сочетание существительных с числительными; образовывать притяжательные прилагательные, закреплять навык звуко-буквенного разбора.
Коррекционно-развивающие:
развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Оборудование:
аудиозапись «Голоса птиц», м/м презентация «Зимующие птицы», панно из ковролина, плоскостные изображения птиц и корма для них (на липкой ленте, кубик с цифрами и изображениями птиц, плоскостные фигуры для моделирования, мяч, бельевые прищепки трех цветов (красный, синий, зеленый, картинки с изображениями птиц, простые карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Ребенок входит, звучит аудиозапись голосов птиц.
- Чьи голоса мы услышали? (Птичьи.)
- Посмотрит на экран и назови птиц, которых ты видишь (Ворона, сорока, воробей, дятел, сова, клест, свиристель, голубь)
- Можем мы услышать сейчас в лесу или на улице голоса этих птиц? (Да. Это зимующие птицы.)
- А теперь посмотри, какая птица лишняя на экране?
Игра «Четвертый лишний».
2. Пальчиковая игра «Кормушка».
- Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная).
- Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм.)
- Давай смастерим кормушку.
Пальчиковая игра «Кормушка» (Дети говорят и выполняют движения) :
Ребята дощечки пилили, пилили
(«пилят» ребром одной ладошки по другой)
И дружно кормушку для птиц смастерили
(постукивание кулачком по ладони)
В нее мы насыплем для птиц угощенье :
(щепоткой «сыплют»)
Немного семян и остатки печенья,
И сала на ветки развесим немножко.
(загибают пальцы на обеих руках)
А чтобы на птичий обед посмотреть,
(смотрят через «очки»)
Чуть-чуть отойдем («шагают» пальцами по столу)
И не будем шуметь (указательный палец к губам)
3. Игра «У кормушки».
(Падежное управление.)
- Посмотри, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажи, кого и чем ты накормишь (ребонок на мониторе соединяют изображение птицы и корма. Говорят: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.»)
4. Игра «Что изменилось?»
(Употребление имен существительных в форме родительного падежа единственного числа.)
- Когда я скажу «ночь», закроешь глаза, а когда скажу «день» - откроешь и скажешь, что изменилось. (Не стало голубя. Снегирь и воробей поменялись местами и т. д.)
- А какой зимующей птицы не было и не могло быть на кормушке? (Совы.) – Почему? (Это хищная птица, которая питается грызунами и охотится по ночам.)
5. Выполнение зыукового анализа слов.
- Давай выполним звуковой анализ слов – СОВА (Выполняет и комментирует действие). Поделить на слоги.
6. Физкультминутка «Снегири».
(Координация речи с движениями.)
Вот на ветках посмотри (По 4 поворота головы в каждую сторону поочередно)
В красных майках снегири.
Распушили перышки, (Потряхивание кистей рук и по 2 удара ладонями по бокам)
Греются на солнышке.
Головой вертят (Повороты головы)
Улететь хотят (Машут руками)
Кыш! Кыш! Улетели! (Кисти рук разжимают – «кыш», машут руками)
За метелью, за метелью!
7. Игра с кубиком «Сколько птиц?».
(Употребление существительных с числительными).
Дети по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены разные цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т. д.)
8. Игра «Веселый воробей».
(Употребление предложно-падежных конструкций).
На мониторе изображения: дом, забор, скамейка, елка, снег.
Логопед демонстрирует действия воробья, а ребенок говорит, что происходит. (Воробей сел на крышу дома. Воробей улетел с крыши. Воробей залетел за дом. Воробей вылетел из-за дома.)
9. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?»
(Образование притяжательных прилагательных.)
- Я называю часть тела какой-нибудь птицы и бросаю мяч тебе. А ты ловишь мяч и отвечаешь, чья это часть тела и возвращаешь мяч мне:
Голова совы (совиная голова)
Клюв вороны (вороний клюв)
Крылья снегиря (снегириные крылья)
Хвост воробья (воробьиный хвост)
Глаза голубя (голубиные глаза)
10. Игра «Назови ласково».
- Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давай назовем наших птичек ласково (Ребенок называет птиц ласково – воробышек, воронушка, голубок, снегирек, синичка, совушка).
11. Итоги.
- Что тебе больше всего понравилось в занятии?
- Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.