Татьяна Александровна
Дидактические игры по чтению художественной литературы и фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Сказкодом».
Игра №1
Цель: закрепить знания дошкольников о сказках.
Правила игры: в сказочном доме есть окошки, в которые необходимо поселить героев сказок. На каждом этаже можно поселить героев только одной сказки. В игре могут участвовать 2 – 4 ребёнка. Дети по желанию выбирают себе этаж, на котором будут жить герои. Побеждает тот игрок, кто быстрее заполнит окошки с героями сказки.
Игра №2
Цель: развивать умение составлять целую картинку из отдельных частей.
Публикация «Дидактические игры по чтению художественной литературы и фольклора» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Правила игры: собрать картинку из отдельных частей.
Игра №3
Цель: формировать у детей умение раскрашивать по образцу, не заходя за контуры фигуры.
Материалы: фломастеры, восковые мелки, карандаши, акварельные краски.
Игра №4
Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях.
Правила игры:
- разобрать таблицу и то, что в ней изображено.
- с помощью символов в таблице составить предложение.
Дидактическая игра: «Чудесное лукошко»
Описание игры: Данное игровое пособие рассчитано на дошкольный возраст. Оно может быть использовано в младшем, среднем, и в старшем дошкольном возрасте. Все зависит от содержания и сложности дидактических игр, которые может предложить дошкольнику воспитатель.
Изготовление Лукошка: из фанеры вырезается лукошко размер 70см на 48см, затем обтягивается коричневой тканью (флис). Все используемые для игр картинки ламинируются и с обратной стороны к ним прикрепляется липучка. На липучку картинки легко прикрепляются к Лукошку.
Мы представляем дидактические игры с младшим дошкольным возрастом по трем направлениям.
Дидактические игры организуются на основе сюжета художественного произведения. Чаще всего сказки.
Игра № 1 «В лес за грибами»
Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов
«один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».(Младший дошкольный возраст)
Правила игры: приглашаем детей в лес за грибами, которые необходимо собрать для Ежика из сказки В. Сутеева «Палочка – выручалочка». Уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).
Правила самостоятельной игры: Дети берут набор карточек со съедобными и ядовитыми грибами и самостоятельно выкладывают на лукошко грибы по принципу один - много. 2.2
1. Игра № 2 «Малина для медвежат»
Цель игры: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».
Правила игры. Воспитатель говорит:
- Ребята, медвежонок из сказки «Три медведя» очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? Сколько у нас медвежат? Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.
Правила самостоятельной игры: Самостоятельно дети могут взять набор для этой игры, расставить медвежат, и раздавать им малину: поровну, много и мало.
Игра № 3 «Угости зайчат» (по сказке «Мешок яблок» В. Сутеева)
Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько
– сколько, поровну», «одинаково», поровну». Вспомнить содержание художественного произведения.
Правила игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые, Как вы думаете, из какой они сказки? Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».
По предложенному образцу дети могут играть самостоятельно.
Игра № 4 «Угостим белочек орехами» (по сказке «Мешок яблок» В. Сутеева)
Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько
– сколько, поровну», «одинаково», поровну».
Правила игры. Воспитатель говорит:
«Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте мы их угостим орехами. Я белочек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим
орешками. Одной белочке дадим орешек, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило орехов? Сколько орехов? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и орехов поровну, их одинаково. А теперь вы угостите белочек орехами. Белочкам очень понравилось с вами играть».
По предложенному образцу дети могут впоследствии играть самостоятельно.
Игра № 5 «Кто в теремочке живет»
Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления групп предметов, активизировать в речи слова: «больше – меньше», «лево-право», «около», «над». Вспомнить содержание художественного произведения.
Оборудование: персонажи сказки «Теремок»
Правила игры: воспитатель предлагает детям вспомнить сказку
«Теремок». Расположить героев сказки по порядку. Выбрать самого большого- маленького. Самого высокого-низкого. Расположить мышку справа от теремка и т. п.
Дидактическая игра «Сказочный переполох».
Описание: игра предназначена для детей 3-7 лет и может быть использована в совместной деятельности детей, детей и воспитателя, детей и родителей.
Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной литературе.
Задачи:
• формировать умение узнавать сказки, их героев;
• закрепить знания детей о русских народных сказках;
• способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, мышления;
• развивать грамматический строй речи, знакомить с предлогами: за, перед, до, после, между;
• развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний;
• воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.
Игровые атрибуты: игровые поля, карточки к игре с заданиями, фигурки героев сказок, сюжетные картинки к сказкам, разрезные картинки сказок (пазлы).
«Расскажи сказку по картинке».
Правила игры: ведущий показывает игроку сюжетную картинку. Игрок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании можно рассказать сказку полностью.
«Кто лишний?»
Правила игры: на игровом поле выставляются герои одной из сказок и лишние герои. Игрокам до 5 лет, ведущий называет сказку. Игрок должен назвать кто лишний.
Игроки после пяти лет, должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.
«Я начну, а ты продолжи».
Правила игры: у ведущего в руках персонаж – герой сказки, которую игроки будут рассказывать. Ведущий начинает сказку (говорит одно – два
предложения) и передаёт игроку. Игрок продолжает, говоря тоже одно – два предложения, и передаёт следующему.
«Собери и расскажи сказку».
Правила игры: игроку необходимо сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.
«Собери из частей».
Правила игры: ведущий показывает игрокам фигурки героев сказок, узнает, как зовут героев. Затем показывает, что из частей можно сложить фигурку любого героя.
После этого части карточек перемешиваются, и ведущий предлагает игрокам отгадать загадку и сложить фигурку героя.
«Кто самый наблюдательный?».
Правила игры: ведущий показывает картинку с изображением сюжета одной из сказок и просит игроков описать, что изображено на картинке. Игроки перечисляют и описывают героев, события, предметы.
«Расскажи по картинке».
Правила игры: выбирается сказка. Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает, как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит игроков повторить, что он рассказал.
Затем ведущий берёт другую фигурку и просит игроков по очереди описывать героя сказки и следить, чтобы описания не повторялись.
Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д.
«Кто за кем?»
Правила игры: ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого игрок объясняет: кто за кем стоит, используя различные предлоги. Ведущий может задавать наводящие вопросы.
Если игрок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право- лево.
Дидактическая игра
«Сундук - путешествий по сказкам».
Описание: настольная игра направлена на рассказывание и придумывание сказочных историй. Дети могут приглашать бесконечное число сказочных персонажей и обыграть множество сказок, которые давно полюбились нашим деткам: "Колобок", "Теремок", "Маша и медведь" и другие сказки и персонажи, которые они только что узнали или выдумали сами.
Цель: развитие речи и творческих способностей детей через художественную литературу.
Задачи:
социально-коммуникативное развитие: способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого,
изменение атрибутики, внесение атрибутики, внесение предметов- заместителей или введение новой роли);
познавательное развитие: побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально положительный отклик на игровое действие; речевое развитие: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;
художественно-эстетическое развитие: продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Правила игры: правила игры несложные, как и положено детской игре. В настольной игре можно менять панно, выбирать разных персонажей. Сказка или игровой сюжет выбирается по договоренности с участниками игры.
Количество участников: играть в игру может как один ребенок, так и группа детей, выдумывая одну сказку используя уже готовые персонажи, так и изготовленные собственные персонажи из: лоскутков ткани, шерстяных ниток, бросового материала и т. д. Каждый ребенок может выбирать не более двух персонажей для обыгрывания сказки или сюжета.
Дидактическая игра-бродилка
«Знатоки сказок и мультфильмов».
Задачи:
Описание: игра предназначена для детей 5-7 лет и может быть использована в совместной деятельности детей, детей и воспитателя, детей и родителей.
Цель: освоение и систематизация знаний детей дошкольного возраста о сказках.
• обобщить знания детей о героях сказок, о сказочных предметах.
• учить эмоционально, передавать образ сказочного героя.
• способствовать развитию связной речи, внимания, воображения.
• развивать творческие способности детей.
• развивать смекалку, находчивость, терпение, выдержку.
Игровые атрибуты: игровые поля, фишки, кубик, карточки к игре с заданиями (по 8 шт.)
Правила игры:
В игре принимают участие до 6 человек. Игроки выбирают себе фишки, цветовую дорожку определённой тематики и ставят их на старт. Чтобы определить очередность хода каждого игрока, все участники бросают кубик. Первым ходит тот, у кого выпало большее количество очков. И так далее по убыванию. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее на нем количество ходов.
Игрок останавливается в круге с цифрой, каждому из которых соответствует задание на карточках того же цвета. Игрок выбирает карточку того же цвета и цифрой, что и круг.
Например: цветовая дорожка оранжевого цвета, круг с цифрой 1-
игроку необходимо взять карточку оранжевого цвета с цифрой 1 с соответствующим заданием.
Дидактическая игра «Цветик-семицветик»
Описание игры: данное игровое пособие рассчитано на дошкольный возраст. Оно может быть использовано в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Всё зависит от содержания и
сложности дидактических игр, которые может предложить дошкольнику воспитатель.
Дидактические игры организуются на основе сюжета различных художественных произведений.
Дидактическая игра № 1 по рассказу В. Катаева «Цветик-семицветик
«Собери все картинки к данной сказке»
Цель: способствовать развитию у детей речи, памяти, внимания, мышления, словарного запаса, вызывать у детей познавательный интерес при ознакомлении со сказкой.
Правила игры: ведущий в центр кладёт картинку из сказки. Ребёнок должен найти картинки по данному произведению из множества других картинок и расположить их на лепестках, при этом рассказывая, что на них изображено.
Дидактические игры-лото
Описание игры: Данное игровое пособие рассчитано на дошкольный возраст.
Цель: способствовать развитию у детей связанной речи, памяти, внимания, мышления, способности завершать начатое дело до конца.
Игра № 1 «Богатырская наша сила» по былине «Как Илья Муромец богатырем стал…»
Правила игры: В игре могут принимать участие от
2 до 6 человек. Карточки меньшего размера переворачиваются лицевой
стороной вниз, игрокам раздают карточки большего размера. Ведущий выбирает и переворачивает карточки лицевой стороной, а игроки накрывают ими совпавшие картинки, при этом называя, какое изображение им выпало. Выигрывает тот, кто первым накроет карточками все картинки.
Игра № 2 по рассказу В. Катаева «Цветик-семицветик» «Лото. Цветы»
Правила игры: игрокам предлагаются большие карты и маленькие
соответствующие им карточки для ведущего. Кто из игроков быстрее закроет
все окошки, тот и выигрывает, а затем рассказывает о том, что на его карточке.
Игра № 3 по белорусской народной сказке «Лёгкий хлеб»
Цель: способствовать развитию у детей зрительного внимания, логического мышления, связанной речи. вызывать у детей познавательный интерес при ознакомлении со сказкой.
что на его карточке.
Правила игры: Игрокам предлагаются большие карты и маленькие соответствующие им карточки. Кто быстрее закроет все окошки, тот и выигрывает, а затем рассказывает о том,
Игра – бродилка по сказке «Лисичка со скалочкой»
Разработчик: воспитатель Железнова Ю. Ю.
Описание игры: Настольно- печатная игра-бродилка - это универсальная игра, которая может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей по
изучение русских народных сказок. Игра помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. В любое удобное время ребенок просто открывает игру и с радостью повторяет изученные темы. Игра хорошо подойдет для занятий в подгруппах, где одновременно будут заняты несколько детей. Настоль- печатная игра развивает творческие способности и коммуникативные навыки. С помощью данной игры можно быстро и интересно проверить знания и умения детей по русским народным сказкам. Аудитория: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Цель: закрепление и систематизация знаний детей о русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».
Правила игры. В игре участвуют 2-4 человека. Дети выбирают очередность хода. Ставят фишки на «Старт». Участники по очереди бросают кубик, и передвигают фишки на выпавшее количество ходов. Если фишка попадает на желтый круг, то необходимо взять карточку «Эмоции», и выполнить задание (изобрази эмоцию). Если фишка попадает на красный круг, игрок берет карточку с заданием (повтори движение). Если фишка попадает на зеленый круг, игрок рассказывает, что происходит с героями на данном пути. Побеждает тот, кто придет первым к финишу.
Материалы: игровое поле (карта, игральный кубик, фишки (могут быть любые мелкие предметы).
Игровые действия детей: бросить кубик, сосчитать количество точек на кубике, передвинуть фишку на нужное количество ходов, в соответствии с выпавшим на круге цветом выполнить задание игры.
Результат игры: закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
Театрализованные игры для младшего дошкольного возраста
Игра № 1 «КИСКА» (Русская народная потешка)
Используется после прочтения русской народной сказки «Репка»
Цель: развивать творческий потенциал детей, обучать детей переключению внимания с одного движения на другое, согласовывая кукловождение с произнесением текста потешки.
Материал: Киска (мягкая игрушка).
Ход:
Педагог вносит Киску, дает возможность детям рассмотреть ее, потрогать, погладить. Затем читает русскую народную потешку «Киска» и показывает приемы кукловождения. Еще раз читает потешку, передаёт Киску ребёнку. Ребенок действует игрушкой в соответствии с текстом.
Педагог:
Идет кисонька из кухни, У ней глазоньки опухли,
(Ребенок ведет игрушку по столу, покачивая из стороны в сторону.)
О чем, кисонька, ты плачешь?
Ребенок: (Останавливает игрушку.)
Как мне, кисоньке, не плакать! Повар пеночку слизал,
(Покачивает игрушку в ритме потешки, чуть наклонив вперед.)
Да на кисоньку сказал.
(Возвращает ее в исходное положение.)
Игра № 2 «МЫШКА, МЫШКА, ЧТО НЕ СПИШЬ?»
(Русская народная шутка)
Используется после прочтения русской народной сказки «Репка»
Цель: Вызывать у дошкольников эмоциональный отклик на музыку и желание двигаться под нее. Мимикой и жестами передавать выразительность движений.
Материал: Шапочки мышек и кота.
Ход:
Педагог надевает детям шапочки мышек и кота
Педагог: Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою шуршишь?
Ребенок: Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится!
(Дети изображают испуг: сжимаются в комочек, дрожат).
Игра № 3 «ДАВАЙ ПОТАНЦУЕМ»
Используется после прочтения сказки В. П. Катаева
«Цветик -семицветик»
Цель: развивать внимание детей, учить реагировать на зрительные сигналы.
Материал: цветок, флажок, фортепиано.
Ход:
Ведущая предлагает детям потанцевать. Девочки пляшут только тогда, когда ведущая поднимает цветок, а мальчики — когда поднят флажок. Когда ведущая поднимает одновременно и цветок, и флажок, танцуют все вместе. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения.
Игра № 4 «УТРОМ ДЕД»
(Русская народная потешка)
Используется после прочтения русской народной сказки
«Бычок - смоляной бочок»»
Цель:
Продолжить обучение детей приемам управления верховыми куклами на гапите (палка, на которой крепится кукла). Помочь детям понять, что, если одна игрушка «говорит», то другая должна замереть и
внимательно «слушать», чтобы зрители могли определить, которая игрушка в данный момент поддерживает беседу.
Материал: ширма, куклы на гапите: дед, внучка
Ход:
За ширмой дети с куклами дед, внучка.
Педагог: Утром дед Спросил у внучки.
Дед: Почему не моешь ручки?
(Ребенок покачивает игрушкой - дед.) Педагог: Отвечает внучка.
Внучка: Я не белоручка!
(Покачивает игрушкой - внучка.)
Игра № 5 «МЫШИ ВОДЯТ ХОРОВОД»
(Русская народная прибаутка)
Используется после прочтения русской народной сказки «Репка»
Цель:
Продолжить обучение детей приемам управления настольными куклами. Помочь детям освоить «пляску кукол».
Материал:
Маленькие игрушки-мышки, кот.
Ход:
Перед началом потешки несколько детей ставят на стол игрушек- мышат, один ребенок на противоположном конце кладет игрушку-кота.
Ведущий:
Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот.
(Дети плавно водят мышат по столу.)
Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод.
(Дети импровизируют танцевальные движения кукол-мышат. С окончанием потешки кот их ловит.)