Кемале Казиева
Дидактические игры как средство реализации ФГОС в первой младшей группе
▼ Скачать +Заказ
Дидактические игры как средство реализации фгос в первой младшей группе
Многие способности и таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: тонко чувствуют запах, цвет и звуки. Умственное воспитание также начинается через чувственное познание окружающего мира.
Публикация «Дидактические игры как средство реализации ФГОС в первой младшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
По словам Л. Выготского «для всякого обучения существуют оптимальные, т. е. наиболее благоприятные сроки: отказ от них неблагоприятно отражается на ходе развития ребёнка». Ранний младенческий возраст является наиболее благоприятным для формирования сенсорной культуры малыша.
Само понятие «сенсорика» происходит от латинского слова «sensus» - чувство. Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие у детей сенсорных эталонов (ощущений, восприятий, представлений). Целью сенсорного воспитания является - формирование сенсорных эталонов у детей, с помощью которых человек познаёт мир. Это: зрение, обаняние, осязание, слух, вкус. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс его обучения в будущем.
ФГОС ДО ставит перед нами следующие задачи по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста:
-развитие интереса к окружающим предметам и активное взаимодействие с ними; -эмоциональное вовлечение в действия с игрушками и другими предметами, стремление проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; -стремление проявлять самостоятельность в игровом поведении; -владение активной и пассивной речью.
Лучший способ развития и закрепления сенсорных навыков у ребёнка превратить любое занятие в игру, которая является основной деятельностью детей раннего возраста и включает в себя такие игры, как: хороводные, подвижные, пальчиковые, сюжетно – ролевые, игры с правилами и т. д.
Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игра - занятия и дидактические игры. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования, для повышения интереса детей к занятию использует разнообразные игровые приемы, и др.
Роль дидактической игры очень велика, она помогает узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Только работая в системе проведения дидактических игр, можно успешно повышать уровень сенсорного развития детей от 2 до 3 лет. В своей работе с детьми мы используем не только традиционные, но и не традиционные дидактические игры и пособия, такие как:
Сенсорный коврик – это коврик, состоящий из нескольких материалов разной фактуры. Он сшит из разных кусочков ткани, бусин и пуговиц. Используется как напольное, так и настольное пособие.
Разноцветные стаканчики, изготовленные руками наших мам. Эти игрушки многофункциональны, их можно ставить друг на друга строить башни. В них есть дырочки, их можно использовать для экспериментирования с водой.
Игры-шнуровки – развивают мелкую моторику, формируют навыки шнуровки, способствуют развитию речи.
«Бизиборт» - развивает творческое мышление, моторику рук, интеллект. Помогает адаптироваться к бытовой среде, тренирует логическое мышление, развивает координацию, память.
Напольная сенсорная ширма - развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, определение цвета, ориентирование в пространстве.
Д/и «Посади цветочек в лунку»
Цель: развитие мелкой моторики; сенсорного восприятия.
Ход игры : необходимо найди лунку для каждого цветочка, цветочку будет хорошо только в лунке своего цвет
Д/и «Гусеницы»
Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорное развитие, развитие воображения.
Ход игры : игра соревнование, на шнурок одеваются крышечки от бутылок с отверстием, одного или разных цветов, в зависимости от задания воспитателя, чья гусеница получиться больше.
Д/и «Волшебный мешочек»
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.
Д/ и «КРУГ, КВАДРАТ»
Цель: Учить группировать предметы по форме.
Ход игры : Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т. п.».
Д/ и «Пирамидки»
Цель: способствовать развитию глазомера, логического мышления, наблюдательности, изучить цвет и форму предмета.
Ход игры : 2-3 пирамидки с насадками разных форм и цветов.
Снимите насадки со всех пирамидок и перемешайте их. Рассматривая по одной, называйте цвет и форму насадок. Разрешите ребенку собрать пирамидки так, как ему вздумается. Если на одну пирамидку нанизаны разные детали, обратите на это внимание малыша. Еще раз смешайте насадки, помогите ребенку собрать пирамидки правильно. Комментируйте свои действия: «Для этой пирамидки нам нужны кольца. Давай найдем все кольца. Теперь нам надо выбрать самое большое кольцо» и т. д. Сравнивайте кольца по размеру и цвету. Объясняйте ребенку: «Вот это кольцо – большое, а вот это — поменьше, давай найдем самое маленькое колечко».
Д / и «Панно из пуговиц»
Цель: Развитие мелкой моторики, мышления, внимания, усидчивости.
Ход игры : на досочке обтянутой тканью пришиты множество пуговиц, разных цветов и величины, ребенку предлагается соединить пуговички одинакового цвета или величины с помощью резинок. Цвет резинки указывается воспитателем.
Д / и: «Покорми поросенка»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: поросенок сделанный из пластиковой бутылки, желуди.
Ход игры : Воспитатель предлагает покормить поросенка инсценируя, что он проголодался. Ребенок «кормит поросенка».
Все эти дидактические игры и пособия, изготовленные педагогами и родителями наших воспитанников, мы используем для развития мелкой моторики пальцев рук, для обучения простейшим способам детей с предметами, для обогащения сенсорного опыта в процессе знакомства с величиной, цветом, звуками и запахом.
Анализируя свою работу с детьми используя дидактические пособия по сенсорному развитию можно сделать следующие выводы:
- успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- большинство умеют группировать и соотносить в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.);
- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).