Марина Якимова
Конспект НОД для подготовительной группы «Экскурсия по малой Родине. Село Горняк»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Горнякский детский сад», Можгинского района
Конспект НОД для подготовительной группы «Экскурсия по малой Родине».
Воспитатель: Якимова М. В.
Горняк, 2024г.
Конспект НОД для подготовительной группы «Экскурсия по малой Родине».
Цель: формирование знаний у детей о малой Родине.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с историей села Горняк.
-Способствовать расширению представлений дошкольников о малой Родине, о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений.
-Обобщить представления детей о подвигах героев в годы Великой Отечественной войны.
Развивающие:
-Развивать интерес детей к познанию объектов окружающего мира.
- Развивать диалогическую монологическую речь.
-Развивать умение детей участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника и отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение, интерес к истории малой Родины, эмоционально-положительное отношение к истории села.
- Воспитывать желание больше узнать о своей малой Родине.
-Воспитывать уважение к защитникам и героям Отечества, вызвать позитивный и эмоциональный отклик и чувство гордости.
- Воспитывать у дошкольников нравственные и патриотические качества личности, через ознакомление с историей малой Родины.
Словарная работа: беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, объяснение малая Родина,
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседы о селе, рассматривание фотографий с видом села.
Ход НОД
Кто меня слышит - хлопни в ладошки!
Кто меня видит - топни ножками!
Раз, два, три - скорей ко мне беги!
Вот какие молодцы! Дружно все пришли ко мне.
Воспитатель: Ребята, слышите кто – то стучится в двери.
Ответы детей: Да
Воспитатель: А пойдемте все вместе и посмотрим, кто к нам пришел.
Воспитатель открывает дверь.
Гость: Здравствуйте!
Воспитатель и дети: Здравствуйте!
Ответы детей: А вы кто?
Гость: ребята, я ехал из далека и проезжал мимо ваше село и мне показалось очень интересным название села. И мне очень захотелось узнать историю происхождения села. Вот я и решил заглянуть к вам в детский сад и узнать историю села.
Ребята, а вы мне поможете?
Ответы детей: да.
Гость: я только увидел село, каким было раньше. А на самом - то деле пока я ехал к вам, мне показалось село очень красивым, большим и интересным.
Воспитатель: У нас село очень красивое. История села очень интересная.
Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать свою малую Родину.
Ответы детей и гостя: можно посмотреть фотографии, а можно отправиться на экскурсию…
Воспитатель: а на чем же можно отправиться на экскурсию?
Ответы детей и гостя: на машине, на автобусе, на поезде, а можно пешком…
Воспитатель: я ребята, предлагаю вам сегодня отправиться на экскурсию пешком по нашей малой Родине.
А как вы думаете, что такое малая Родина?
Ответы детей: Малая Родина - это место где мы родились, где живем, где живут наши близкие и друзья, где наш дом.
Воспитатель: правильно, ребята. Наша малая Родина - это наше с вами село Горняк.
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам отгадать загадку.
Это, что за чудесный дом?
Сто детишек в доме том
Дом детишкам очень рад,
Что же это …
Ответы детей: детский сад
Воспитатель: правильно ребята. Предлагаю начать экскурсию с нашего детского сада.
Что вы знаете про детский сад?
Ответы детей: детский сад большой, туда много ребят ходит, сотрудников много: заведующая, воспитатели, заведующий хозяйством, помощники воспитателя, повара, сторожа, дворник. В детском саду весело, можно поиграть с разными игрушками и можно узнать что-нибудь новое и интересное.
Воспитатель: молодцы, ребята. Но мне бы хотелось вас познакомить с историей детского сада.
Слайд 1
Свою историю Горнякский детский сад начал давным-давно… В поселке Горняк в жилом доме по улице Коммунальной впервые был открыт детский сад.
Вскоре построили современное кирпичное здание. Детский сад получился светлым и уютным, с просторными группами и спальнями.
А со временем в здание детского сада перевели медпункт и сельскую библиотеку.
Наш детский сад возглавляет энергичная и заботливая заведующая Лебедева Т. А. Сегодня в детском саду функционирует 3 группы.
Воспитанники и педагоги детского сада ежегодно участвуют в районных и республиканских конкурсах и соревнованиях. Регулярно занимают призовые места.
Ответы детей и гостя: очень интересно, а мы это еще не знали.
Воспитатель: ну, что ребята продолжаем нашу экскурсию.
Ответы детей: да
Воспитатель: ребята, кто из вас знает историю с. Горняк?
Ответы детей и гостя: познакомьте нас с историей с. Горняк.
Воспитатель: Давным-давно, где мы живем не было таких красивых мест, домов, детского сада, школы, магазина, клуба, медпункта, библиотеки и почты.
Слайд 2
Село Горняк Можгинского района существует очень давно, рядом с деревней Гозег нашли залежи известкового камня.
Экскаваторов в то время еще не было, поэтому камень грузили вручную. Рабочим выдавали фартук, пару лаптей и рукавиц. Но фартуки и рукавицы быстро рвались, поэтому их много раз штопали.
Добывали камень двумя способами: открытым - летом и подземным - зимой. Добытый камень поднимался «на гора» при помощи воротов на деревянных санках откатчиками.
С началом Великой Отечественной войны потребность в камне увеличилась.
Появился карьер, построили цеха, люди стали приезжать на работу в карьер, расселяли их в дома местных жителей.
Вдоль основной дороги рабочие начали самовольно строить себе дома. Так появился поселок Нахаловка.
А в дальнейшем его переименовали в п. Горняк.
Вот мы с вами ребята, узнали историю с. Горняк, но в нашем селе есть еще улицы. Наша экскурсия продолжается по улицам села.
Ребята, кто из вас знает, как называется улица, где находится наш детский сад?
Ответы детей: улица называется Коммунальная.
Воспитатель: Кто из вас подскажет: «Какие здания стоят на этой улице?»
Ответы детей: Детский сад, медпункт, библиотека, магазин, клуб, почта и еще стоит памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Воспитатель: правильно, ребята. А как вы думаете, в честь кого поставлен памятник?
Ответы детей: в честь памяти погибшим в Великой Отечественной войне.
Воспитатель: Много наших земляков ушло на фронт, чтобы защищать нашу малую Родину от врагов. Многие, защищая нашу землю не вернулись в своё родное село.
Наши солдаты были храбрые, сильные, мужественные. Они не жалели своей жизни, чтобы защитить Родину, народ. Их имена выбиты на гранитной плите. В честь их подвига был поставлен обелиск (памятник) в нашем селе.
Памятник находится в центре села Горняк, близ территории Дома культуры. На бетонном постаменте установлена стела с монтированными мраморными табличками с датой "1941-1945".
В правом верхнем углу стелы вмонтирован мраморный прямоугольник, на котором выбита рельеф-надпись: "Павшим в боях за отчизну Советскую вечная память бессмертна".
Ребята, а как вы думаете, на какой улице находится школа?
Ответы детей: на улице Мира.
Воспитатель: Умнички! А может из вас кто - то знает историю создания школы?
Ответы детей: мы не знаем историю создания школы. Мы знаем, что в школе учат читать, писать и туда ходят наши друзья.
Воспитатель: Презентация (слайд 3)
История школы началась в д. Лудзи-Шудзи в частном доме Сергеевых была основана начальная школа первой ступени для местных крестьян.
В дальнейшем школа в с. Горняк перешла на кабинетную систему обучения, был возведён одноэтажный пристрой к зданию школы, где в настоящее время размещаются мастерская и кабинеты начальных классов. Открыта, а затем переоборудована, школьная столовая, переоборудован спортзал.
В 2021 году Горнякской школе, одной из старейших школ Можгинского района, исполнилось 120 лет. Это солидный возраст, крепкий фундамент для новых взлётов и свершений.
В 2023 году на базе нашей школы открылась Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».
Центр состоит из четырех лабораторий: химическая, физическая, биологическая, информационно – технологическая и коворкинг – пространства.
Кабинеты оборудованы современными приборами и инструментами для работы обучающихся и педагогов: демонстрационными комплектами и цифровыми лабораториями по физике, химии и биологии, шахматными столами, образовательными конструкторами по робототехнике.
Ответы детей: интересно.
Воспитатель: Ребята, но в нашем селе еще есть и другие улицы. Предлагаю вам вспомнить названия улиц села.
Ответы детей: есть еще улица Спорта, Новая, Солнечная, Лесная, Труда, Молодежная, Речная и Южная.
Воспитатель: мы с вами узнали названия всех улиц нашей малой Родины.
На этих улицах села многие из вас живут. Но мы ребята с вами еще не успели познакомиться с историей происхождения улиц. Мы с вами ребята, обязательно узнаем истории происхождения улиц.
Я вам предлагаю узнать у своих родителей, бабушек и дедушек происхождение улиц, где вы живете и рассказать своим друзьям.
Ответы детей: хорошо.
Воспитатель: ну вот ребята, наша экскурсия подошла концу и нам пора возвращаться в детский сад. Много где мы побывали, много, что мы повидали. Но с каждым днем наше село становится краше и интереснее.
Мы любим свое село и гордимся им.
Ребята, вам понравилась наша экскурсия?
Ответы детей и гостя: да. Было очень интересно и увлекательно.
Воспитатель: Что нового узнали про свою малую Родину?
Ответы детей: Узнали историю с. Горняк, детского сада и школы. Также закрепили названия улиц нашего села, но мы еще не узнали историю происхождение наших улиц.
Гость: Спасибо вам ребята, история происхождения села очень интересная и увлекательная. Мне очень понравилось с вами сходить на экскурсию. Но в следующий раз когда, я буду проезжать ваше село постараюсь заглянуть к вам в детский сад и узнать историю происхождения ваших улиц.
До свидания ребята! До скорой встречи!
Воспитатель и дети: До свидания!
Воспитатель:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной,
Ты не найдешь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдем,
Свою страну, наш общий дом.