Перминова Елена
Конспект занятия по экологии. «Грибы. И зачем они нужны?» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перминова Елена Юрьевна
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
Тема «Грибы. И зачем они нужны!»
Цель: познакомить детей с ролью грибов в природе и их значимостью для экосистемы
Задачи.
Обучающие: формировать и актуализировать представления о грибах, съедобных и несъедобных, о строении гриба, размножении, о пользе грибов для природы, человека, животных; дать понятие, что грибы относятся к царству грибов.
Развивающие: развивать общую моторику, внимание, мышление, способность логически излагать свои мысли, интерес к грибам, умение внимательно слушать воспитателя, товарища по группе.
Воспитательные: продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к грибам, взаимоуважение при ответах детей.
Планируемый результат занятия:
1. Дети смогут обогатить свои знания о грибах и их пользе для человека, животных, деревьев.
2. Дети смогут расширить словарный запас новыми терминами (споры, трубчатые грибы, пластинчатые грибы, грибница).
Предметно-практическая среда: картинки с различными видами грибов, картинка «Строение гриба», картинка «трубчатый гриб», картинка «пластинчатый гриб», картинка «лось», картинка «белка»; наклейки для детей, Незнайка (вырезан из бумаги).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Мотивационный этап — дети свободно сидят на ковре.
Ребята, посмотрите, кто это пришел к нам в гости? Да это же Незнайка. Незнайка, нам принес конверт.
- Я не умею читать, прочитайте, пожалуйста, что там написано?
- Незнайка, да это же загадка! Мы поможем тебе разгадать ее.
Воспитатель читает детям загадку: «Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях на дорожке. Встала шляпка из травы – нет под шляпкой головы?» (Гриб)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно о грибах.
Незнайка: «Грибы! И зачем они нам нужны!»
Воспитатель: «Незнайка, мы тебе поможем это узнать! Ты только послушай!»
Основной этап
(Незнайка время от времени хвалит детей, вставляет свои фразы)
Обсуждение с детьми, что они уже знают о грибах. Дети рассказывают, то что они знают о грибах. Воспитатель дополняет, если это нужно, ответы детей.
Воспитатель. Знаете ли вы, где растут грибы? (В лесу, на опушке, на дереве, под деревом, на пне, на хлебе.) Грибы относятся к большой группе живых организмов — царству грибов. Посмотрите на картинку и скажите: «Из чего состоит гриб?» (Шляпка, ножка, грибница). Грибница похожа на переплетенные нити, которые подсоединяются к ножке гриба.
Рассказать детям о том, что бывают пластинчатые и трубчатые грибы (показать на картинках виды).
- Как выдумаете, чем отличаются грибы от растений по строению?
Ответы детей.
- А чем же грибы отличаются от растений по способу размножения?
-Чем размножаются растения? (Семенами.)
А как размножаются грибы? Ответы детей.
- Грибы размножаются спорами. Споры находятся между пластинками и трубочками в нижней части шляпки гриба. Споры очень маленькие, мы не можем увидеть их глазом, только под микроскопом. Споры очень легкие. Поэтому, когда дует ветер, он уносит их далеко-далеко. Попав в подходящие условия, споры прорастают грибницей и на следующий год на этом месте вырастают грибы. Таким образом, грибы могу вырасти на совсем другом месте, даже в другой стране.
Еще грибы размножаются грибницей. Поэтому их нельзя вырывать из земли. Гриб нужно срезать ножом и присыпать землей, чтобы оставшаяся часть ножки не сгнила, а лучше их выкрутить из земли.
- Ребята, а какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные)
- Какие съедобные грибы вы знаете? (Белый гриб, сыроежка, лисички, опята, подберезовик, подосиновик, масленок, моховик, дождевик).
Дети по одному подходят и берут картинку с грибом, показывают всем детям, угадывают, что это за гриб.
Воспитатель: «Что вы знаете об этом грибе?»
Воспитатель. Белый гриб — Боровик редко растет в одиночку, если тебе попался один, то внимательно посмотри вокруг. Это самый вкусный гриб. Не темнеет при сушке. Говорят, что белый гриб полезен при лечении легких и сердца.
Сыроежки. Их шляпки бывают самого разного цвета и красные и зеленовытые, и бурые и черно-бурые, и розовые, и белые, и сине-зеленые, и коричневые, с разными оттенками. Сыроежки легко крошатся – хрупкие.
Лисички растут в разных лесах и в хвойных, и лиственных. Их можно встретить целой большой семьей. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Но сперва их надо обязательно отварить. В лисичках есть витамин А. Этот витамин улучшает зрение.
- Почему лисички получили такое название? (Ответы детей)
Опята растут очень большими пучками на пнях, корнях, стволах хвойных и лиственных деревьев. Сперва гриб нужно отварить, а потом можно жарить, сушить, мариновать или солить. Полезны для здоровья. В них есть медь и цинк.
Подберезовик растет в лиственных лесах, где растут дубы, березы, тополя, лещина. Любит освещенные места.
Подосиновики растут в лиственных и смешанных лесах с осиной. Очень вкусный гриб. Его можно даже мариновать.
Масленок растет большими семьями в сосновых лесах, на опушках, около тропинок и дорог, на открытых местах, под одинокими соснами. Называется так, потому что верхняя часть шляпки покрыта слизистой пленкой. Гриб жарят, маринуют, солят, сушат. Некоторые виды маслят помогают от головной боли и от других недугов.
Моховик растет в лесах разного типа. Обычно во влажных местах, в некоторых районах его называют болотником. Как вы думаете почему? (Растет рядом с болотом.)
Дождевик. По форме напоминает грушу. Растет в разных лесах, в траве. Называется дождевиком, потому что появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. Со временем дождевик становится темно-коричневым сморщенным грибом. Тонкая оболочка лопается и из нее высыпается мельчайшая, коричневая пыль - это споры гриба. Гриб этот съедобен, пока мякоть белая.
(И так далее, если остается время можно поговорить о других грибах)
Съедобные грибы - ценный продукт, они содержат много витаминов и полезных веществ.
Незнайка: «Ребята, кто из вас ел грибы? Что это было за блюдо?» (Ответы детей)
Вы любите собирать гриба? (Да.)
ФИЗМИНУТКА № 1. (Дети имитируют движения согласно тексту)
Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Гриша шел, шел, шел.
И грибок нашел.
Раз грибок. Два грибок.
Положил их в кузовок.
Все тихонечко вздохнем.
Вновь грибы учить начнем.
Воспитатель. Собирая грибы, надо быть очень осторожными и внимательными, потому что у многих съедобных грибов есть двойники, очень похожие на настоящие, их называют ложными. Эти ложные грибы – двойники – несъедобны.
Дети по одному подходят и берут картинку с несъедобным грибом, показывают всем детям, угадывают, что это за гриб.
Желчный гриб — двойник белого гриба, боровика. У желчного гриба внизу шляпки – розовый слой, а на ножке – темный сетчатый рисунок. У боровика, под шляпкой – белый слой, а ножка – покрыта тонкой красноватой сеточкой.
Ложные лисички - растут по соседству с настоящими лисичками, но их легко отличить по форме и окраске шляпки. У настоящей лисички шляпка с волнистым краем яично-желтого цвета, а у ложной - шляпка с ровными краями, от красновато-оранжевой до медно-красного цвета.
Ложный опенок. У ложного опенка нет «юбочки» на ножке. А у настоящего опенка есть «юбочка» на ножке.
Кроме ложных грибов, есть и ядовитые грибы.
Мухомор.
- Что вы знаете о мухоморе? (Ответы детей)
Самый известный мухомор – это мухомор красный. Есть еще и мухомор пантерный и мухомор вонючий (белая поганка) – смертельно ядовит!
Бледная поганка. Этот гриб смертельно ядовит. Всегда у бледной поганки есть белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый (или почти белый) разорванный мешочек в нижней части гриба.
Незнайка: «А какую пользу приносят грибы?»
- Ответы детей.
Все грибы и съедобные, и несъедобные приносят пользу природе. Нити грибницы грибов опутывают корни деревьев. Грибница помогает деревьям добывать из земли воду и питательные вещества.
Собирая съедобные грибы, не сшибайте и не топчите несъедобные и ядовитые грибы. Они приносят пользу: лечат некоторых животных, например, лося. Он может съесть до 5 мухоморов.
Мухомор – красивый гриб,
Только очень ядовит.
Лоси ведь его едят
И при этом говорят:
Мухомор – целебный гриб,
Он для нас не ядовит.
Грибами питаются и лечатся многие животные. Заяц любит подберезовики. Дикий кабан любит боровики и подосиновики. Белка грибы просто обожает. Белки, слизни и сороки могут есть мухоморы. А вот еж грибы ест только в том случае, если больше вообще есть нечего.
Грибы – это санитары природы. Они разрушают пни, опавшие листья, сломанные ветки и превращают их в перегной. Перегной необходим растениям для питания.
Ну, и конечно-же грибы любят есть люди. Они вкусны и многие полезны для здоровья, например, опята и лисички.
Они очищают почву и воздух впитывая вредные вещества. Еще грибы кормят насекомых и дают им жилье.
- Нужно ли беречь грибы? А как их надо беречь? (Ответы детей)
Вспомним, что грибы размножаются грибницей. Поэтому их нельзя вырывать из земли. Гриб нужно срезать ножом и присыпать землей, чтобы оставшаяся часть ножки не сгнила, а лучше их выкрутить из земли.
Все грибы любят тепло и влажность. Поэтому в лес за грибами лучше идти после дождика.
ФИЗМИНУТКА №2 «За грибами»
В лес пойдем мы за грибами (ходьба на месте)
Соберем с тобой их сами (ходьба на месте)
Раз – грибок, два – грибок, (приседание)
Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)
Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой её касаются)
Побежим скорей домой! (бег на месте)
А сейчас ребята, мы поиграем в игру- викторину. Проверим вашу память и смекалку. Для этого давайте разделимся на 2 команды. Выберем капитанов.
Дети садятся за сдвинутые столы. Капитан команды решает, кто будет отвечать. На столе лежат картинки с грибами.
Команды отвечают на вопросы, выполняют задания и разгадывают загадки по очереди. За правильный ответ Незнайка команде выдает наклейку.
1. Где растут грибы?
2. Из каких частей состоит гриб?
3. Отбери пластинчатые грибы.
4. Отбери трубчатые грибы.
5. Чем отличаются грибы от растений по строению?
6. Чем отличаются грибы от растений по способу размножения?
7. Какие бывают грибы?
8. Какие съедобные грибы вы знаете? Дети должны показать грибы на картинках.
9. Какие несъедобные и ядовитые грибы вы знаете? Дети должны показать грибы на картинках.
10. Какую пользу приносят грибы?
11. Нужно ли беречь грибы и как?
12. Когда лучше собирать грибы?
Загадки.
1. На толстой белой ножке
Коричневая шляпка
Наверняка любой грибник
Найти мечтает … (боровик)
2. Притаился незаметно
Под березой, в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (подберезовик)
3. Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке
беленькие конопушки. (мухомор)
4. Шоколадно-бурый гриб
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут … (масленок)
Команда, которая набрала большее количество наклеек, победила.
Рефлексивный этап
Дети и Незнайка встают в круг и по очереди отвечают на следующие вопросы:
- Ребята, что вам запомнилось на этом занятии?
- Что понравилось больше всего?
Незнайка: «До свидания, ребята».
- До свидания, Незнайка.