Наталья Кайдалова
Дидактические игры как средство формирования навыков звукового анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать +Заказ
Одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе является сформированность у него навыка звукового анализа. «Первоочередная задача обучения грамоте состоит в том, чтобы открыть ребенку звуковую форму слова, ознакомить его со звуковым строением слов…со звуковой материей языка – его звуками» (Д. Б. Эльконин).
Публикация «Дидактические игры как средство формирования навыков звукового анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Развитие у дошкольников способности к звуковому анализу является необходимой предпосылкой для овладения ими чтением и письмом, для дальнейшего усвоения грамоты, грамматики и орфографии.
У детей с общим недоразвитием речи готовность к звуковому анализу находится на очень низком уровне, так как у них имеются трудности в звукопроизношении и фонематическом восприятии. Слово для детей с нарушениями речи лишь средство общения, а отдельные звуки в слове они не слышат. Звуковой анализ для таких детей недоступен. Поэтому дети с общим недоразвитием речи без целенаправленной коррекционной работы оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы.
У таких детей с одной стороны неустойчивая психика, а с другой – наблюдается пониженная работоспособность и быстрая утомляемость, поэтому в работе с ними необходимо использовать дидактические игры и упражнения.
Использование их в работе с детьми с ОНР поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, интерес и внимание, а также улучшает результативность в формировании навыков звукового анализа.
Для формирования навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи я разработала следующие игры :
«Веселая карусель»
Цель: Развивать фонематическое восприятие; учить подбирать картинки к звуковым схемам.
Ход игры : Логопед демонстрирует детям карусель (помещает на магнитной доске) и читает стихотворение:
Карусели, карусели,
Сели, сели, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Затем поясняет: «Эта карусель не простая, волшебная. В ней будут кататься животные. Каждое животное нужно посадить в свою кабинку, соблюдая условие: звуковой состав названия животного должен соответствовать звуковой схеме на кабинке».
Дети выходят по одному, берут изображение животного, называют его и говорят в какую кабинку его нужно посадить. Затем ребенок должен назвать все звуки по порядку, сопровождая показом изображения звуков на схеме. Если название животного действительно подходит к данной звуковой схеме, животного сажают в кабинку, если нет – подбор необходимой кабинки продолжается.
«Разложи фрукты и ягоды по тарелкам»
Цель: Развивать фонематическое восприятие; учить подбирать слова к звуковым схемам.
Ход игры : Логопед закрепляет картонные тарелочки со звуковыми схемами на магнитной доске и предлагает детям положить на каждую из них фрукт, соблюдая условие: звуковой состав названия фрукта должен соответствовать звуковой схеме на тарелочке.
Для упражнения детей в определении количества звуков в слове можно использовать игры :
«Веселый поезд»
Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах, формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные.
Оборудование: Данное пособие представляет собой три плоскостных вагона: зеленого, синего и красного цвета. В каждом вагоне по три окна. На крышах вагонов кармашки, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 3 до 5).
В пособие входят плоскостные изображения животных, вырезанных по контуру с магнитами на обратной стороне (можно использовать животных из игры «Веселая карусель»).
Ход игры:
I вариант
Логопед читает стихотворение и сопровождает чтение демонстрацией пособия (размещает вагоны на магнитной доске) :
Мы сегодня на вокзале
Чудо-поезд провожали.
Торопил гудком народ
Машинист Ученый Кот.
Первый в поезде вагон
Словно небо голубой!
Едут в нем к лесной опушке
Кот, лисица и лягушка.
А вагончик номер два
Весь зеленый, как трава.
Едет в нем в Сыр-город мышка,
К бабушке любимой мишка.
А зубастый крокодил
Свой конечный пункт забыл.
Третий в поезде вагон
Во второй вагон влюблен.
Покраснел он от смущенья,
Просит он у всех прощенья.
Едут в нем на Света Край
Лев, жираф и попугай.
Он поедет по оврагам,
По полям и по лесам.
Куда надо отвезет
Машинист Ученый Кот.
Затем логопед поясняет: «Перед нами веселый поезд для животных. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названии которых три звука, во втором – четыре, в третьем - пять звуков».
Выходит ребенок и берет картинку с изображением животного. Ребенок отчетливо называет его, говорит, сколько звуков в данном слове, и помещает картинку в окошко соответствующего вагона: «Конь должен ехать в первом вагоне, потому что в слове конь три звука : К, О, Нь» и т. п.
II вариант
Данное пособие можно применять для формирования навыка дифференцировать твердые и мягкие согласные. Для этой цели используются два вагона: синий и зеленый. В синий вагон будут помещаться картинки, в названии которых спрятался заданный твердый согласный, а в зеленый – мягкий согласный звук.
«Куда сядет насекомое»
Цель: упражнять в определении количества звуков в словах.
Ход игры : Логопед читает стихотворение:
«Божьи коровки»,
Все сюда летите!
Выбрав для себя цветок,
Сядьте в сердцевину.
Цветок непросто подобрать:
Нужно звуки сосчитать.
На магнитной доске помещаются картонные цветы с картинками в сердцевинах и «божьи коровки» с определенным количеством пятнышек на спине.
Логопед поясняет, что на каждый цветок нужно посадить свое насекомое, ориентируясь на количество звуков в названии картинки.
Выходит ребенок, выбирает цветок, называет картинку, четко проговаривая все звуки, и считает их. Затем берет «божью коровку» с таким же количеством кружочков и «сажает» ее на цветок.
«Саночки»
Цель: 1. Учить определять количество звуков в слове.
2. Формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход игры:
I вариант:
Логопед помещает на магнитную доску плоскостные санки и зачитывает стихотворение:
Санки с горки покатились
С них картинки все свалились.
Перепутались в снегу,
Ни одной я не найду.
Помогите же, ребята,
Навести мне здесь порядок.
В словах звуки вы считайте,
Санки с цифрой подбирайте.
Логопед объясняет, что санки с картинками катились с горки, перевернулись и все картинки рассыпались. Нужно разложить картинки по саням, соблюдая условие: количество звуков в названии картинок должно соответствовать цифре, закрепленной на санях.
Ребенок выходит к доске. Выбирает картинку, называет предмет, изображенный на ней, считает звуки и помещает картинку на санки с цифрой соответствующей количеству звуков в слове.
II вариант:
Это пособие можно использовать для формирования умения детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. Для этой цели используют зеленые и синие сани. На синие сани дети будут помещать картинки с заданным твердым согласным звуком, на зеленые – с мягким согласным звуком.
Использование данных дидактических игр и упражнений в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи облегчает процесс формирования у них навыков звукового анализа. Это не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике дислексии.