Наталья Букало
Учебно-дидактическое пособие «Звукоград»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений работы детского сада является преемственность в работе дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Подготовка детей пятого-шестого годов жизни к обучению грамоте – составная часть умственного воспитания дошкольников в детском саду. Установлено, что на этапе подготовки детей к овладению грамотой более важной представляется работа со звуками, а не с буквами. «Первоочередная задача обучения грамоте состоит в том, чтобы открыть звуковую форму слова, ознакомить его со звуковым строением слов…. со звуковой материей языка – его звуками» (Д. Б. Эльконин). Известный психолог Д. Б. Эльконин говорит, что от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка, грамматики и связанной с ней орфографии. Пытаясь не дублировать общепризнанные школьные формы и методы подачи материала, учебно-дисциплинарные модели, максимально используя развивающую игру (более доступную и основную форму деятельности детей дошкольного возраста, было создано пособие «Звукоград». Оно явилось результатом обобщения, систематизации опыта работы ряда авторов (Д. Б. Эльконина, В. В. Волиной, Г. А. Каше, М. Ф. Фомичевой, Е. А. Пожиленко и др.)
Публикация «Учебно-дидактическое пособие „Звукоград“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2013
Дети, посредством игры, поэтапно, на чувственном уровне овладевают такими понятиями как: «звук: гласный и согласный, твердый и мягкий, звонкий – глухой». Дети как бы «ощущают» звук и представляют его образно (через картинки-символы звуков).
С помощью предлагаемого пособия и системы специальных игровых методов и приемов у детей совершенствуются артикуляционные навыки, на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими, слуховыми и тактильными ощущениями, происходит освоение грамоты аналитико-синтетическим звуковым методом.
Учебно-дидактическое пособие «Звукоград» представляет собой «город», в котором живут звуки. Каждая из улиц города имеет свое название: улица Певцов, улица Звонкая, улица Тихая. Название улиц и Звуковички, которые знакомят детей со звуками речи, помогают детям давать качественную характеристику звукам. Кнопочки – цветовые символы красного, синего и зеленого цвета, Звуковички в костюмчиках разного цвета (красного, синего и зеленого) являются сигналом-подсказкой: гласный или согласный здесь звук «живет», твердый или мягкий согласный. Дети в процессе работы с данным пособием самостоятельно «расселяют» звуки по улицам и квартирам города.
Гласные звуки живут на улице Певцов.
Согласные глухие – на улице Тихой
Согласные звонкие звуки – на улице Звонкой.
А еще в Звукограде есть дерево Певцов.
Листики этого дерева напоминают положение губ при произношении звуков А, О, У, Э, Ы, И, а Звуковичок в красном костюмчике, охраняющий дерево Певцов, напоминает, что эти звуки – гласные.
Под деревом сидят два Звуковичка: на камнях сидит Звуковичок в синем костюмчике, который будет охранять звуки, которые бывают только твердыми согласными (Ш,Ж,Ц, а Звуковичок в зеленом костюмчике лежит на мягкой подушке. Он будет охранять согласные звуки, которые бывают только мягкими согласными (Щ, Ч)
Такая зрительная подсказка, опора на наглядные и игровые методы работы с данным пособием, помогут в дальнейшем успешно усвоить грамматические нормы и орфографические правила родного языка ребятам в школе. И что самое важное: дети будут усваивать сложный учебный материал не путем механического запоминания, а осмысленно. Таким образом «обеспечиваются практические, материальные действия ребенка со словом, преодолевается вербализм в обучении», тем самым соблюдается один из главных психологических принципов обучения по системе Д. Б. Эльконина.