Кочева Любовь
Дидактические игры из бросового материала для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно- следственных связей. Также развиваются такие качества как : любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Публикация «Дидактические игры из бросового материала для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дидактические игры из бросового материала
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Поделки из бросового материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выделяют три вида мышления предметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет. Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6- 6,5 лет. Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Формы мышления Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Суждение – истинное и ложное - общее, частное и единичное - утвердительное и отрицательное; Понятие – житейское - научное; Умозаключение – индуктивное - дедуктивное - умозаключение по аналогии.
Внимательные родители и опытные педагоги, наблюдая за играющими детьми, часто отмечают, что дети проявляют слабый интерес к купленной игрушке или пособию. Часто используют их не по назначению или просто отбрасывают в сторону.
Самые лучшие, самые развивающие игрушки и пособия всегда выходят из рук близких для ребёнка людей. Основная цель создания всех пособий- способствовать развитию логического мышления, накоплению сенсорного опыта и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук. Требования к пособиям и игрушкам, сделанным своими руками: * Эстетичны * Безопасны для здоровья детей * Педагогически целесообразны
Рассмотрим некоторые примеры таких игр
Материал : ковролин, цветные губки для мытья посуды, липкая лента.
Изготовление: из губок вырезать геометрические фигуры разной формы и размера, из ковролина вырезать прямоугольник размером 25х30
Цель: учить форму и цвет геометрических фигур. Развивать творческие способности.
Задача: Знакомство с сенсорными эталонами. Развивать интерес и побуждать к действиям. Развивать мелкую моторику. Развитие наглядно- действенного, образного мышления, внимания, воображения.
«Чудесные рези ночки» Развивающая настольная игра для детей старше 4 лет
Цель игры : в процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика, скорость реакции, а самым маленьким игрокам игра помогает закрепить знание цветов и навыки счета. Играть могут дети от 4 лет, количество игроков – от 2 до 6.
Подготовка к игре: чтобы начать игру, сложите карточки в стопку. Положите посередине молоток или звонок так, чтобы все могли до него дотянуться, высыпьте рядом резинки, перемешав цвета. Перетасуйте все карты и разместите их, «рубашками» кверху, с другой стороны от молотка или звонка.
«Геометрическое лото» игра интересна тем, что можно выбирать несколько вариантов
Цель игры : закреплять знания о геометрических фигурах и цвете. Упражнять в счете фигур независимости от формы и цвета. Воспитывать способность детей сравнивать фигуры, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь, формировать сообразительность, сосредоточенность, быстроту мышления, развивать совместную игровую деятельность, уметь четко выполнять правила игры.
Ход игры (1). Играющим раздаются карточки с фигурами, ведущий достает из мешка фигуру, отдает игроку, у которого есть такая фигура на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю карточку.
Ход игры (2). Играющим раздаются карточки, дается задание сосчитать геометрические фигуры (только круги, только треугольники и т. д.) и найти цифры обозначающих количество фигур.
Ход игры (3) для индивидуальной работы. Ребенку дается карточка, предлагается найти все фигуры одной формы, называя ее цвет (красный квадрат, желтый квадрат, зеленый квадрат).
Ход игры (4) для индивидуальной работы. Ребенку дается карточка, предлагается найти фигуры заданного цвета, и назвать их (красный круг, красный прямоугольник, красный треугольник)
Ход игры (5) для индивидуальной работы. Ребенку дается карточка, предлагается сосчитать фигуры и сравнить их количество (больше, меньше, поровну).
«Крестики – нолики»
Цель и задачи: - тренировка логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти; - развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, сплочение группы; - выявление неформального лидера, генератора идей, организатора деятельности; - снятие эмоционального напряжения.
таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра является эффективным средством математического и сенсорного развития детей дошкольного возраста, что в дальнейшем помогает развитию логического мышления. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Развивая логическое мышление у дошкольников, мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики- залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности ребенка в целом.