Лилия Малярова
Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры дошкольников
Речь ребенка необходимо формировать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. На этапах дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т. д.
Публикация «Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры дошкольников» размещена в разделах
Роль дидактической игры в развитии речи дошкольника:
• Пополнение и активизация словаря.
• Формирование правильного звукопроизношения.
• Умения правильно выражать свои мысли.
• Развитие связной речи.
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
В организованной и свободной деятельности мы с помощью дидактической игры решаем следующие задачи:
• Обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками;
• Развитие слухового восприятия, речевого слуха;
• Развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений;
• Формирование навыков восприятия и различения звуков речи.
Для того, чтобы достичь результата игры проводятся систематически: на прогулке, перед завтраком, в вечернее время, а также на занятиях по развитию речи.
В процессе формирования звуковой культуры речи используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, стихи, считалки. При правильной организации работы они не только способствуют формированию звуковой культуры речи, но и воспитывают детей, развивая умственные способности.
Артикуляционная гимнастика в картинках. Наглядно детям показываем сами упражнения, а они повторяли действия по изображению. Все упражнения очень легкие, детям очень нравится их выполнять. Ведь многие действия – это игра для малыша: надуть-сдуть щечки, улыбнуться, потрогать кончиком языка зубы и т. д. Проводя артикуляционную гимнастику, необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений: точностью движения, плавностью, темпом выполнения и т. д.
«Назови картинку»
Ребенку предлагают набор картинок с автоматизируемым звуком. Если ребенок произносит слово верно, то забирает картинку себе, а если нет, то картинка остается у взрослого.
Логопедическая игра на звуки.
Цель: автоматизация одного проблемного звука. Способствует, чтобы ребенок в дальнейшем чётко произносили этот звук в словах.
Игры с мячом: «Назови звук», «Мяч бросай – слово со звуком называй», «Слог да слог и будет слово, мы в игру играем снова» и т. д.
«Придумайте рифму к слову!» Улитка -, Корзина-, Кошка-… и т. д.