Папки-передвижки

«Мокшень куд». Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе

Ирина Петровна
«Мокшень куд». Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Обобщить знания детей о быте, традициях мордовского народа, о предметах старины.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о нашей республике, знакомить детей с особенностями быта мордовского народа, продолжить знакомить детей с элементами мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора, обогащать словарь названиями предметов быта: печь, самовар, чугунок, лапти, горшок, совершенствовать технические навыки при создании композиций по мотивам мордовского орнамента; закреплять умение вырезать элементы мордовского узора;

Развивающие:

Развивать эстетический вкус у детей, мелкую моторику рук, слуховое и зрительное внимание, развивать творчество, фантазию, любознательность;

развивать интерес к продуктивной деятельности;

Воспитательные:

Воспитывать наблюдательность, любовь к родному краю, чувство патриотизма, дружеские отношения, умение заниматься сообща, воспитывать интерес и желание изучать мордовский язык.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: рисунок готовой мордовской избы, чугунок, самовар, лапти, горшок, дом с мордовскими узорами

Раздаточные: ложки на каждого ребенка, тарелочка, клей карандаши, заготовки бумаги, ножницы, гуашь, кисти для рисования, стаканчики для воды, мяч

Ход занятия

Дети входят в группу, встают полукругом на палас.

Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Ответы детей: Здравствуйте!

Воспитатель: сегодня я хочу вас пригласить в удивительное путешествие, а вот куда именно, вы узнаете, ответив на мои вопросы.

Скажите, вы знаете в какой стране вы живете?

Ответы детей: мы живём в России.

Воспитатель: верно и на каком языке мы говорим в России?

Ответы детей: мы говорим на русском языке.

Воспитатель: правильно, кто мне сможет, что - то сказать на русском языке?

Ответы детей: «привет», «пока», «я Дима».

Воспитатель: молодцы, все мы с вами знаем и общаемся на русском языке, но ребята, скажите, а в какой республике мы живем?

Ответы детей: мы живем в республике Мордовии.

Воспитатель: а как называется наш город?

Ответы детей: наш город называется Саранск.

Воспитатель: и на каком же языке говорят у нас в Мордовии?

Ответы детей: на мордовском языке.

Воспитатель: ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она красивая, самобытная и многонациональная. Мордва говорит на мордовском языке. Но этот язык знают не все! И сегодня я хочу вас познакомить с родным языком мордовского народа. Хотите немного о нем узнать и выучить несколько слов?

Ответы детей: да.

Воспитатель: для этого, я вам предложу пройти в мордовскую избу.

Дети проходят в мордовскую избу, садятся на стулья, вокруг стола, на столе стоит самовар, глиняная посуда, лапти, около избы стоит чугун.

Воспитатель: изба у меня небольшая, да красивая какая! Посмотрите на мордовские узоры, которыми она украшена. Какого они цвета?

Ответы детей: красного.

Воспитатель: а на что узоры похожи?

Ответы детей: на звезды.

Воспитатель: Молодцы. И коль пришли вы в гости, то нужно поздороваться, здравствуйте по – мордовски будет – шумбрат.

Давайте все вместе поздороваемся на мордовском языке и скажем шумбрат.

Ответы детей: шумбрат.

Воспитатель: В моей избе много интересных и незнакомых вам вещей. Давайте с вами осмотримся, и вы мне скажите, что вы видите? Отвечаем по одному.

Ответы детей: самовар.

Воспитатель: верно, по центру стола у нас стоит самовар, по-русски так и будет самовар, а вот по-мордовски пиже кирьга

Давайте повторим.

Ответы детей:

Воспитатель: из самовара пили вкусный чай. Что еще видите у меня в избе?

Ответы детей: лапти.

Воспитатель: лапти, по-мордовски будет карьхть

Давайте повторим.

Ответы детей: карьхть

Воспитатель: молодцы, раньше люди носили обувь сделанную из лыка Вот она как выглядит. Из него раньше делали посуду, игрушки, лапти. Что еще вы видите у меня в избе?

Ответы детей: горшок.

Воспитатель: горшок, по-русски, а по-мордовски чакш, давайте повторим.

Ответы детей: чакш.

Воспитатель: раньше в таких горшках хранили молоко, пили из него. Горшок сделан из глины и поэтому долго сохранял молоко прохладным. Что еще есть в моей избе интересного?

Ответы детей: чугунок.

Воспитатель: по-мордовски будет – цюгуння. Давайте повторим.

Ответы детей: цюгуння.

Воспитатель: как вы думаете для чего нужен чугунок?

Ответы детей: варить еду, есть из него.

Воспитатель: верно, в чугунке раньше готовили еду, готовили не на плите и не в микроволновке, а готовили в печи! Печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли матушкой. Печка не только готовила еду, но и грела весь дом. Печка по-мордовски будет – пянакуд.

Воспитатель: к вашему приходу, я кашу наварила, вкусную! С пылу жару, хотите я вас, ее угощу?

Ответы детей: да.

Воспитатель: каша горячая. Давайте пока она стынет, мы поиграем в игру, «Что было, что стало». Выходите и вставайте в круг.

Дети образуют круг на паласе.

Воспитатель: ребята, наша игра называется «Что было, что стало». Я буду называть современные предметы быта, а вы мне старинные предметы будете говорить. Например, сейчас, чтобы попить чай ставят чайник, а раньше ставили? Воспитатель бросает мяч ребенку, тот ловит мяч и должен ответить. После ответа бросает мяч обратно воспитателю.

Ответы детей: самовар.

Воспитатель: молодец. Кто запомнил, как самовар по–мордовски?

Ответы детей:

если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает, закрепляют.

Воспитатель: продолжаем игру. Сейчас молоко хранят в пакетах, а раньше где хранили молоко?

Ответы детей: в горшке.

Воспитатель: молодец. Кто запомнил, как горшок по–мордовски?

Ответы детей:

Воспитатель: чакш

если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает, закрепляют.

Воспитатель: продолжаем игру. Сейчас дом греется батареями или камином, а раньше, чем обогревали?

Ответы детей: печь. (пянакуд)

Воспитатель: молодцы. Сейчас еду готовят в кастрюлях, а раньше еду готовили?

Ответы детей: в чугунке.

Воспитатель: молодец. Кто запомнил, как чугун по–мордовски?

Ответы детей: цюгуння.

Воспитатель: Мы сейчас носим сапоги, туфли, а раньше что носили?

Ответы детей: лапти (карьхть)

Воспитатель: Мы сейчас одежду складываем в шкаф, а раньше где хранились вещи?

Ответы детей: в сундуке

(если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает, закрепляют)

Ну, вот и поиграли. Каша наша остыла, пойдемте пробовать?

Ответы детей: пойдемте.

Дети возвращаются в избу, садятся на стулья.

Воспитатель: каша наш остыла, еще вкуснее стала.

Открывает чугунок, нюхает кашу.

Как вкусно пахнет. Берите все по ложке и давайте пробовать кашу из мордовской печки! Приятного аппетита – Лацкас ярхцамс!

Дети берут ложки и едят кашу.

Воспитатель: вкусная каша?

Ответы детей: да.

Воспитатель: давайте ложки мы положим в тарелку и будем прощаться с мордовской избой. Скажем ей до свидание.

Ответы детей: до свидание.

Воспитатель: а по-мордовски до свидание будет вастомазонок. Давайте повторим все вместе.

Ответы детей: вастомазонок.

Дети вместе с воспитателем возвращаются на палас, встают полукругом.

Воспитатель: ребята, вам понравилось в мордовской избе?

Ответы детей: да.

Воспитатель: я предлагаю вам ее украсить мордовскими узорами, а вечером, покажем эту избу вашим родителям и расскажем, что мы в ней видели.

Проходите за столы. Работать мы будем в подгруппах. Давайте разделимся на мальчиков и девочек. Мальчики будут украшать крышу избы, а девочки саму избу.

Дети делятся на группы.

Воспитатель показывает готовый рисунок избы.

Воспитатель: ребята посмотрите, мордовская изба украшена красными звездами, это символ солнца, тепла и, добра.

Мы будем их вырезать из прямоугольников. Для начало сложим прямоугольник пополам, чтобы «спинка» смотрела вверх и от угла нижнего начинаем резать до середины. Потом разворачиваем наш прямоугольник. Воспитатель показывает.

Посмотрите, что у меня получилось. Таких фигур для одного узора нужно 4. Далее мы их все склеиваем, и получается узор.

Воспитатель не клеит сам, а показывает уже готовый узор.

Воспитатель: посмотрите, на крыше у нас будет один узор, состоящий из четырех фигур. А сама изба украшена по низу двумя такими узорами, для них вам нужно будет вырезать 8 фигур.

Также изба украшена разноцветами линиями. Они есть на крыше и внизу. Их мы будем рисовать гуашью.

Прежде чем приступить к аппликации, давайте разомнем наши пальцы.

Вейке, кавто, колмо, ниле!

Мон неинь нумолонь пиле!

Веете, кото, ды сисем!

Воргодсь нумолкась вирев!

Теперь приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей. По ходу работы воспитатель задает детям вопросы. Как будешь вырезать звезду? Сколько нужно квадратов для нашего узора? Где располагается узор на крыше? Где располагается узор на доме?

Воспитатель: давайте теперь нашу работу рассмотрим, сделаем шаг назад, чтобы всем было видно. И вспомним, какую избу мы с вами украшали?

Ответы детей: мордовскую.

Воспитатель: правильно. На каком языке говорят у нас в Мордовии?

Ответы детей: на мордовском.

Воспитатель: а еще на каком? На каком языке мы с вами говорим сейчас?

Ответы детей: на русском.

Воспитатель: верно. Ребята, а помните, в начале занятия, я сказала вам, что на мордовском языке говорят не все, скажите, а вы запомнили какие-нибудь слова на мордовском языке?

Ответы детей: чакш.

Воспитатель: что такое чакш?

Ответы детей: горшок.

Воспитатель: молодцы, а еще, какие слова запомнили? Как будет здравствуйте по мордовски?

Ответы детей: вастомазонок.

Воспитатель: верно. А из чего мы кашу ели сегодня?

Ответы детей: из чугунка.

Воспитатель: как он будет по-мордовски?

Ответы детей: цюгунне

Воспитатель: вот, сколько слов вы узнали сегодня на родном для нас мордовском языке. Каждый из нас, должен беречь культуру своего народа, не забывать язык и чтить традиции. Ведь язык для человека это инструмент общения. Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира. Вам говорю спасибо за занятие – сюкпря. И до свидание, вастомазонок ребята.

И давайте с нашими гостями тоже попрощаемся на мордовском языке и скажем вастомазонок.

Публикации по теме:

«Путешествие в Долину Гейзеров» занятие по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие в Долину Гейзеров» занятие по познавательному развитию в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с историей открытия Долины гейзеров Задачи: • Формировать представление о гейзерах; • Развивать познавательный.

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Зимнее чудо — снежинка» (старшая группа)Интегрированное занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Зимнее чудо — снежинка» (старшая группа) Художественно — эстетическое развитие Познавательное развитии Интеграция. Тема: «Зимнее чудо-снежинка» Старшая группа. Цель: Создание социальной.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возрастаИнтегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Мокшень куд». Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе
Опубликовано: 22 января 2025 в 22:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мокшень куд». Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Петровна (УИ 492262) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД