Шилова Екатерина
Дидактические игры и упражнения для развития связной речи у учащихся младших классов c ОВЗ в процессе внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение полно, связно, последовательно и понятно передать окружающим содержание готового языкового сообщения или самостоятельно составить языковое высказывание. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка.
Публикация «Дидактические игры и упражнения для развития связной речи у учащихся младших классов c ОВЗ в процессе внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Дидактические игры
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности.
Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались такие ученые как: К. Д. Ушинский, В. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. М. Бородач, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко и др.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточную устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
Работа по развитию связной речи с первоклассниками и второклассниками на I этапе коррекционной работы начинается с формирования фразы, с расширения и обогащения словарного запаса.
Учащиеся усваивают понятия «предмет» и «слово, которым назван предмет», «действие» и «слово, которым оно «названо», «признак» и «слово, которым назван признак». После чего у детей формируются понятия «слов, обозначающих предмет, действие и признак».
Затем специалист проводит работу над структурой предложения, грамматическим и интонационным оформлением. Отработав структуру простого двусоставного нераспространенного предложения, переходим к работе над распространением предложения путем введения второстепенных членов (дополнения, определения, обстоятельства) и его грамматическим оформлением (согласование и управление различных частей речи, употребление предлогов).
Огромную помощь в развитии этих навыков, могут оказать специальные дидактические игры и упражнения, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесным проговариванием, театрализованные (подражания, драматизации, фантазии, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным. Мы знаем, как сложно заставить ребенка делать то, что нужно. Поэтому я часто беру основные методики, по которым работаю с детьми, перекладываю упражнения в формат игры. Игры вовлекают ребенка в процесс, и он с удовольствием выполняет учебную задачу.
Игры и упражнения по развитию связной речи
Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель - развитие у детей умения строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое воспитателем предложение, опираясь на наводящие вопросы.
Пример: взрослый начинает предложение так: «Дети идут. (Куда? Зачем)»
Д / и «Снежный ком»
Цель: Способствует развитию памяти, умения распространять предложения и логически выстраивать члены предложения.
Ход игры : Первый игрок называет нераспространенное предложение:
«Машина едет». Второй повторяет сказанное предложение и прибавляет свое слово, третий повторяет услышанное и добавляет свое слово и т. д. Слова можно добавлять в любом месте предложения. Получается распространенное предложение, которое увеличивается от игрока к игроку. Машина едет по дороге. - Большая машина едет по дороге. - Большая машина едет по широкой дороге и т. д. Игра заканчивается, когда кто-либо ошибается или пропускает слова в растущем предложении.
Д/и «Кубики»
Цель - закрепление понятий слова-предметы, действия, признаки; развитие умения строить простые распространенные предложения.
Детям предлагается бросить поочередно кубики, на гранях которых картинки, изображающие предметы, действия, признаки, и составить предложение. Или одновременно бросить 4 кубика и составить предложение. (Использовала картинки из пособий Н. А. Коняхиной).
Д/и «Фильм, фильм, фильм…
Цель - развитие у детей умения строить предложения, грамматически правильно оформлять его, использовать нужные по смыслу предлоги.
(Можно использовать картинки из пособий Н. А. Коняхиной).
В прорези кинопленки вставлены ленты с картинками (слова-предметы, действия, признаки, предлоги, передвигая картинки, ребенок составляет различные предложения по заданию учителя (воспитателя).
Д/и «Пойми меня»
Цель - развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Взрослый показывает детям коробочку и говорит, что в ней приготовлены для детей разные подарки. Ребенок должен, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Воспитататель (учитель) спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Педагог рассказывает про свой подарок, давая речевой образец. После этого дети рассказывают про свои подарки. Когда подарок угадан, открывают свою картинку.
Игровое упражнение «Составь загадку»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
Ход игры : Опиши ягоду, фрукт, овощ, который ты больше всего любишь, или животное по его действиям, а мы отгадаем, («Он круглый, красный, сочный, вкусный; «Он ходит, жуёт, бодает, блеет.)
Д/и «Магазин»
Цель: Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Игровой материал: предметные картинки по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Игрушки» и т. д.
Вариант игры : ребенок описывает предмет, который хочет купить, не называя его. Если описал предмет верно, то забирает картинку себе.
Д/и «Путешествие на трамвае»
Цель: Формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему,формирование умения выполнять активную роль в диалоге.
В игре могут участвовать несколько детей (4-6человек).
Расставляют стулья (парами, как в трамвае, между ними делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети - пассажиры отвечают ему, составляя предложение о том, до какой остановки они едут и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т. п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают свои места в «трамвае». Педагог («кондуктор») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети и др. Эту игру можно использовать как игровой сюжет для основного занятия.
Игровое упражнение «Что хорошо, что плохо?»
Цель - развитие у детей связной речи, высших форм мышления - анализа, синтеза.
Мороженое (Хорошо, потому что оно вкусное, летом освежает. Плохо, потому что можно заболеть ангиной).
Телевизор (Хорошо, потому что можно смотреть любимые мультфильмы, узнать что- то новое, интересное; плохо – если долго смотреть телевизор и сидеть близко к экрану, можно испортить зрение).
Игровое упражнение «Если бы…»
Цель - развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления - синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Педагог (воспитатель, учитель) предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то…»
«Если бы я стал невидимым…»
«Если весна не наступит никогда…»
Д/и «Кто больше знает»
Дидактическая задача : помогает обогащать у детей знания о предметах, воспитывать находчивость, сообразительность.
Ход игры : Воспитатель - Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать, как он может быть использован. Постарайтесь сказать как можно больше.
(Например, стакан - можно пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши).
Д/и «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры : Взрослый, предлагает слово-предмет и задаёт вопрос «что делает?», а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Солнце – что делает? (Светит, греет.)
Ручьи – что делают? (Бегут, журчат.)
Снег – что делает? (Темнеет, тает.)
Птицы – что делают? (Прилетают, вьют гнёзда, поют песни.)
Капель – что делает? (Звенит, капает.)
Медведь – что делает? (Просыпается, вылезает из берлоги.)
Игровое упражнение «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания.
Ход игры:
Педагог (воспитатель, учитель) называет какое-либо животное, а ребёнок произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Пример:
-Собака. (Стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.)
-Кошка. (Мяукает, ласкается, царапается, лакает.)
-Мышка. (Шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.)
-Змея. (Ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.)
2 вариант : Дети получают картинки из тематического «Лото» с изображением животных. Не показывая картинку, необходимо рассказать о своем животном с помощью слов-действий другим участникам.
Игровое упражнение «Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти.
Ход игры:
Воспитатель называет глагол, а ребёнок называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Пример:
-Идёт. (Человек, животное, поезд, пароход, дождь)
-Бежит. (Ручей, время, животное, человек, дорога)
-Летит. (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт)
Д/и «Радуга»
Цель: согласование слов-предметов со словами-признаками, подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Воспитатель называет слово, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Пример:
(Мак, огонь, флаг.)
-Оранжевый. (Апельсин, морковь, заря)
-Жёлтый. (Цыплёнок, солнце, репа)
-Зелёный. (Огурец, трава, лес)
(Небо, лёд, незабудки)
Синий. (Колокольчик, море, небо)
-Фиолетовый. (Слива, сирень, сумерки)
Или наоборот: Воспитатель (учитель, бросая мяч ребёнку, называет существительное, а ребенок прилагательное, правильно согласовывая его с существительным.
У детей с ОНР встречается много ошибок в употреблении предлогов, они неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол + существительное с предлогом. Работая над правильным употреблением предлогов и над предложно-падежным управлением, можно использовать в работе следующие игры :
Игра «Поле чудес»
Цель: уточнение пространственного значения предлогов, развитие у детей умения правильного употребления предлогов, построение предложений со словами-предлогами.
В 1 туре детям предлагается закончить предложение по картинкам, подбирая нужный по смыслу предлог.
Во 2 туре детям предлагается самостоятельно придумать предложение с выпавшим по стрелке предлогом.
В супер - игре ребенок, набравший наибольшее количество баллов, определяет на слух употребленные в предложении предлоги.
«Живые картинки», «Небылицы»
Цель: закрепление значения предлогов, навыка правильного употребления предлогов, развитие внимания.
Ход игры:
Иллюстрация стихотворения выкладывается ребенком на магнитной доске.
Затем предлагаем ребенку послушать перепутанную историю и также изобразить ее с помощью картинок, а затем рассказать ее правильно.
Текст:
Как-то раз я ждал гостей – много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испек.
Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно все сложилось.
Чтобы строчки не забыть, я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что ж, придется мне опять эти строчки повторять:
«На стене висит корзина, а в корзине той картина.
У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».
Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
«На стене висит (картина). А под ней стоит (корзина).
В той корзине (кошка спит). Рядом с ней (клубок лежит)»
Вот теперь порядок полный! Ждет всех нас пирог огромный!
Аналогично использую и другие стихи.
Эффективнее всего предлоги осваиваются в активных действиях самого ребенка с предметами, а не в занятиях по книжкам. Ребенок скорее освоит предлог «на», расположив игрушечную собачку на будку, чем, рассматривая картинку в книжке, на которой собачка сидит на будке.
Можно также предложить детям самим придумать необычные строчки с предлогами – небылицы и выложить картинки в соответствии со значением предлога. Здесь важно, чтобы ребенок ориентировался именно на значение предлогов, а не на жизненную логику. Это более трудная задача. Такое экспериментирование со словами развивает языковое чутьё, творческие способности.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Предлагая детям описанные выше игры, вы сможете интересно и эффективно улучшить речь обучающихся с ОВЗ.
Список использованных источников:
Выготский, Л. С. Детская речь [Текст] / Л. С. Выготский. Москва: Просвещение, 2016,-420 с.
Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М. : Просвещение, 2008,— 67-85 с.
Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2015, - 214 с.
Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи [Текст] / Т. А. Ткаченко. - СПб: Детство-пресс, 2009,—215 с.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников [Текст].- М. : Изд-во Института Психотерапии, 2011-240с.