Ольга Охотникова
Дидактические игры и их влияние на развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация на тему:
«Дидактические игры и их влияние на развитие речи детей дошкольного возраста"
Выполнила: воспитатель 2 группы
раннего возраста
Охотникова О. Н.
Высшая категория
1 слайд «Дидактические игры и их влияние на развитие речи детей дошкольного возраста»
Публикация «Дидактические игры и их влияние на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Роль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста. Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта.
Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития ребёнка она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.
2 слайд
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
3 слайд
Роль дидактических игр в развитии речи детей
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.
В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
4 слайд
Основные виды дидактических игр
Игры с предметами (игрушками)
Настольно-печатные игры
Словесные игры
5 слайд
Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.
6 слайд
«Собери мячи по цвету в корзинки (ведёрочки)»
Цель: продолжать формировать умения правильно определять и называть цвет предмета и дальше играть с ним, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать находчивость, ловкость и внимательность
. Материал: корзинки (ведёрки) четырёх цветов, мячи четырёх цветов.
Словарь: красный, жёлтый, зелёный, корзинка (ведёрко).
Ход игры Мячи четырёх цветов рассыпаны на столе (ковре, обследуют их, закрепляют цвет. Детям раздают корзинки (вёдра)- («домики») такого же цвета. По команде: «Раз, два, три мячи в «домик» собери!» дети начинают собирать мячи по цвету своей корзинки (ведерка). По окончанию игры дети анализируют : правильно ли собрали мячи. (Игра проводится несколько раз, сопровождается вопросами к детям и ответами. (Каким цветом ты собрал мячики? Итог игры.
7 слайд
Игра "Спрячь мячик"
Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций. развить понимание предлогов на, под, около, за
Оборудование: мяч, стул
Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их, воспитатель спрашивает малыша Куда он положил мяч?
8слайд
Игра "Чего не стало?"
Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память, совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя.
Оборудование: игрушки.
Ход. Взрослый выставляет на столе четыре любые игрушки. Показывает их детям, дети называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
9 слайд
«Моталочки»– это традиционные народные игры и забавы для малышей в возрасте от 2 до 6 лет.
Цель: Они направлены на тренировку мелкой моторики пальцев рук, которая напрямую связана с развитием умственных способностей и речевых навыков., ловкость, внимание, быстроту, сосредоточенность; воспитывать интерес к играм соревновательного характера;повышать эмоциональное состояние детей.
. Ход игры : ребёнку даётся палочка и уточняется кто к ней привязан?-Мышка, Какого цвета?- серого. и т. д Ребенок держит палочку с двух сторон, к которой привязаны«ёжик» «ленточка» или «мышка» на веревочке, начинает крутить палочку, наматывая веревочку.
Побеждает тот, кто справился первым с заданием.
10 слайд
Дидактическая игра : «Собери целое. Овощи, фрукты»
Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества. обогащать и развивать словарный запас; учить правильно произносить названия фруктов и овощей, развивать мышление, внимание и память.
Что ты собрал, как это называется (яблоко, морковь, лимон,груша) Каким цветом (жёлтый, оранжевый, зелёный)
Назови все плод, желтого, оранжевого, зеленого цвета.
11 слайд
Прищепки Игра «Ёжик».
Безусловно, главная цель использования прищепок в работе с дошкольниками — это развитие тонких движений пальцев рук. По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой, «. есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по развитию речи, правомерно и необходимо применение разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук.
Чтобы данный вид тренинга пальцев не оказался для детей скучным и утомительным занятием, предлагается озвучивать действия с прищепками веселыми стихотворными текстами и сопровождать их разнообразными игровыми приемами.
Цель : Учить детей различать и правильно называть цвета и их оттенки, учить сопоставлять цвет предмета с цветом прищепки, развивать мелкую моторику рук, память, мышление и речь.
Оборудование: шаблоны, прищепки.
Ход игры : Отгадайте,кто это такой? На спине иголки, длинные и колкие
А свернётся в клубок- ни головы, ни ног.
Дети отвечают-ёжик. Покажите, где у ежа глазки, ушки, носик?-дети показывают. Воспитатель говорит:давайте поможем нашему ёжику найти иголочки. Детям выдаётся шаблон, они прикрепляют к спине ёжика прищепки.
«Солнышко» Ход игры :загадать загадку о солнышке, прикрепить прищепки- уточнить каким цветом солнышко, прищепки. Назвать что бывает Круглым и жёлтым ---жёлтый цыплёнок, жёлтая репа, жёлтое яблоко, жёлтые лимоны)
12 слайд
Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания.
13 слайд
Дидактическая игра по ознакомлению с природой
«Кто что ест?»
Цель:
• Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; закреплять умение различать и называть животных.
Активизировать в речи ребёнка глаголы : ест грызёт лакает и т. д
• Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук;
• Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
Необходимый инвентарь: Вырезанные из картона изображения животных, изображения еды животных.
Играть можно двумя способами:
1. Подбирать животному угощение, например, "Ребята, коровка хочет есть, давайте найдём для неё угощение, что любит есть корова?"
2. Искать, кто из животных любит выбранное угощение, например, "Так, это у нас морковка, кто любит кушать морковку, кого накормим морковкой?"
14 слайд
Не только кошкин дом
Задачи: развивает внимание, зрительную память, речь, звукоподражание,знакомство с окружающим миром.
Ход игры : детям раздаются карточки с изображением домиков и задаётся вопрос? «Кто здесь может жить?»(на конюшне, в конуре, коровнике) Ребё нок отвечает: лошадка, собачка, корова и т. д. Ребёнку надо найти карточки с изображением этих животных, затем воспитатель спрашивает : Как лает собака? Гав-гав
Как мяучит кошка? Мяу-мяу
Как мычит корова? Му-му
15 слайд
Большой-маленький.
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры 1 :детям раздаются карточки например с маленьким стулом, надо найти карточку с большим стулом, карточка с изображением маленького банана- найти скарточку с изображением большого банана и т. д Задаётся вопрос детям Это какой стул?- большой, маленький. Это какой банан?
Цель 2 развитие грамматических способностей (словообразование). Задача: упражнять детей в образовании слов с уменьшительно-ласкательной формой.
Ход игры 2 Взрослый показывает картинку по очереди (большую и маленькую, называет картинку, изображающую большой предмет. Ребёнок называет соседнюю картинку, изображающую маленький предмет, использую уменьшительно-ласкательные суффиксы. Пример: Взрослый называет «Мяч». Ребенок говорит «Мячик». Ведро-ведёрко, солнце- солнышко и т д
16 слайд
Игра «Половинки» Разрезанные картинки»
Цель: научить составлять целое из двух частей.
Оборудование: картинки «Корова» «Собака» и "Кошка" «Петушок» (вертикальный разрез, на искось, разрезанные на две части.
Ход. Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет животное, как это животное кричит? которое получилось. Затем малыш составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку.
17 слайд
Дидактическая игра "Бизиборд"
Лучшая дидактическая игра - Бизиборд. Любопытство малыша не знает границ! Все нужно попробывать, открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивает творческое мышление и речь.
В процессе игры и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
«Кто в теремочке живёт?»
Цель. Продолжить знакомить с русской народной сказкой и её героями. Создать радостно-эмоциональное настроение. Расширять представление о диких животных. Упражнять в отгадывании загадок. Закреплять названия цветов (красный, зеленый, желтый, синий, белый). Развивать моторику рук, память, речь, воображение.
Дети открывают окошки, называют персонажей, цвет окошка, повторяют фразу «Кто, кто в теремочке живёт?» - это даёт возможность лучше запомнить сказку, запомнить основные цвета. Рассматривая животного, запоминают внешний вид и его отличительные признаки.
Для развития памяти игра «В окошке, какого цвета спряталась мышка?» и т. д.
18 слайд
Цвет и форма
Деткам раздаётся настольная игра с формами- квадрат, треугольник, прямоугольник и круг. Задаё тся вопрос: Каким цветом этот квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Разложи правильно.
19 слайд
Разное
Лабиринт, шнуровки, деревянные дощечки с животными, машинами ит. д, фрукты и овощи, грибочки-всё это дидактические игры которые способствуют развитию речи.
20 слайд
Словесные игры- Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.
21слайд
Картинки-действия "Кто, что делает"
Задачи: ходе игры развивать способность детей правильно отвечать на вопрос «Что делает?»
- уточнить, расширить и активизировать словарь ребёнка;
- развивать связную речь - учить отвечать на вопросы и самому их задавать;
- развивать внимание, наблюдательность;
Ход игры : детям раздаются карточки, даётся время, чтобы их рассмотреть. С детьми 2 -3лет, рассматривая картинки, нужно побуждать их показывать и называть знакомые предметы, отвечать на вопросы: «Кто изображен на картинке?» гусь, «Что делает гусь?» играет на дудочке и т. д.
22 слайд
Назови одним словом
Цель игры — развивать внимание, сообразительность,речь. Закрепить обобщающие понятия: мебель, посуда, животные, птицы, транспорт, обувь, овощи, фрукты и прочее.
Ход игры : Для игры используются карточки с предметами. Покажите ребенку карточку и предложите назвать изображенные предметы одним словом. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить все изображенные предметы. Например: «Что изображен она этой карточке? (чайник, кострюля, сковорода). Как можно их назвать одним словом? (Посуда)».Или «Что изображено на этой карточке (юбка, платье, галстук)-Одежда. и так далее.
23слайд
Звуковые диски на звукоподражание
Цель : звукоподражание, развитие мелкой моторики рук.
Ход игры : при произнесении изучаемого звука ребёнок одновременно произносит и проводит пальчиком по дорожке ощупывая её, (тем самым развивает пальчики).Так же пособие может расширять словарь ребё нка: шершавая дорожка, гладкая, узкая, широкая.
24 слайд
Найди и принеси игрушку.
Оборудование:т 4-5 игрушек –трактор, кукла, матрёшка, уточка, солнышко.
Ход игры :на столе или ковре расставить игрушки. Воспитатель просит ребёнка принести например куклу. Затем спрашивает «Что это?»ребёнок отвечает «кукла» или воспитатель говорит: Это кукла, повтори! ребёнок назывет игрушку. Игра повторяется.
25 слайд
Барабан. Дудочка.
Цель: формировать правильное и отчётливое произношение звука «б» «д» обучать регулированию голоса.
Оборудование : барабан, дудочка.
Ход игры : воспитатель показывает барабан (дудочку) стучит в него (играет на дудочке, сопровождая свои действия словами «Бам-бам-бам»(Ду-ду-ду).Так поёт барабан (дудочка) Затем предлагает ребёнку тоже поиграть на инструментах, и спрашивает: «Как поёт барабан? (дудочка).Ребёнок сначало отвечает с произвольной громкостью, затем по заданию взрослого громко или тихо. Важно добиваться чтобы ребёнок правильно и звонко произносил звуки, а звукоподражание -громко и тихо.
26 слайд
Картотека игр и заданий для малышей сделана своими руками
27 слайд
ЛЭПБУК по развитию речи с играми и заданиями тоже делала я.
28 слайд
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
29 слайд
Спасибо за внимание!