Получи документы

Дидактические игры и игровые упражнения в подготовительной группе по ФЭМП

Екатерина Ванюшина
Дидактические игры и игровые упражнения в подготовительной группе по ФЭМП
▼ Скачать +Заказ

Дидактические игры и игровые упражнения в подготовительной группе по ФЭМП

КОЛИЧЕСТВО

развитие представлений о множестве

совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 20

Закрепление знаний о цифрах от 0 до 9

совершенствование представлений о понимании отношений между числами натурального ряда

закреплять умение составлять число из единиц в пределах 10

Публикация «Дидактические игры и игровые упражнения в подготовительной группе по ФЭМП» размещена в разделах

активизировать умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10

совершенствовать представление о монетах, их наборе и размене

"Найди столько же" Воспитатель показывает цифру. Дети находят в группе соответствующее количество предметов и обосновывают свой выбор. (Одни часы, две вазы, две картины)

Воспитатель уточняет: «Цифра один (два) показывает число один (два)».

Воспитатель называет количество предметов, дети показывают соответствующую цифру.

«Назови число» Воспитатель уточняет у детей: «Какое число называется предыдущим? (Число, меньшеенаодин.)Какое число называется последующим?» (Число, большеенаодин.)

Затем воспитатель по очереди бросает детям мяч и просит назвать предыдущее и последующее число к числам 2 (7, 9, 5) и пропущенные числа в следующих рядах: 1,, 3; 5, 6,, 8; 8,, 10.

«Назови предыдущее и последующее число» У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек c кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит после и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети определяют предыдущее и последующее числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее (последующее) к обозначенному на карточке числу и почему эти числа назвали соседями.

«Собираемся в поход» Воспитатель предлагает детям собрать вещи в поход и уточняет, что необходимо взять с собой.

На столе находятся компас, корзина, рюкзак, часы, термос, кружка, компьютер, телефон. Воспитатель дает детям задание выбрать шесть предметов, которые им понадобятся в походе. Затем уточняет: «Сколько каких предметов взяли? Какое число вы составили? Как составили число шесть?»

«Раскладываем урожай» В корзине фрукты (яблоко, груша, апельсин, мандарин, персик, гранат) и овощи (картофель, морковь, свекла, лук, помидор, огурец, кабачок, баклажан).

Воспитатель предлагает детям разложить фрукты и овощи на тарелках, затем сосчитать фрукты и обозначить их количество числом.

Далее воспитатель просит детей составить число 6 с помощью разных овощей и ответить на вопросы: «Сколько всего овощей? Сколько каких овощей? Как составить число шесть?»

«Заселим дом» Воспитатель уточняет у детей номер дома и количество этажей в нем. И объясняет: «На каждом этаже в двух квартирах живет по четыре жильца. На верхнем этаже в квартире слева проживают три жильца, а справа – один жилец. (Кладет круг в пустое окошко.) Сколько всего жильцов на этаже? Сколько жильцов слева? Сколько жильцов справа? Как составили число четыре? (Три и один.)Как еще можно составить число четыре?» (Два и два, один и три.)

Каждая команда предлагает свой вариант и демонстрирует его на доске, поясняя свои действия. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

«Делаем покупки» Воспитатель спрашивает у детей: «Какие покупки вы делаете вместе с родителями в разных магазинах? Чем рассчитываются за покупки (Деньгами.)Какие виды денег берут взрослые с собой в магазин? (Монеты и купюры.)Какие монеты вы знаете? На что указывает герб на монете? (Герб страны, из которой эта монета.) Как называются монеты в нашей стране? (Копейки, рубли.)На что указывает цифра на монете?» (На достоинство монеты.)

Дети рассматривают монеты-рубли и называют их достоинство.

Воспитатель обращает внимание детей на товары, разложенные на столе, и спрашивает: «В каком магазине мы можем купить эти предметы? (Канцелярские товары.) Как вы думаете, для чего нужны эти предметы?» (Для учебы в школе.)

Около каждого предмета воспитатель ставит ценник (от 1 до 10 рублей) и объясняет, что цена указывает на стоимость предмета. Предлагает детям купить школьные принадлежности и уточняет, как это сделать: посмотреть на ценник для определения стоимости предмета и подобрать соответствующие монеты.

Во время покупки дети поясняют свои действия: называют выбранный предмет, его стоимость и достоинство монеты, необходимой для осуществления покупки.

«Разложи счетные палочки» У детей по 4 счетных палочки одного цвета. Воспитатель предлагает разделить палочки на две части (кто как хочет) и разложить их на двух листах бумаги.

Затем воспитатель уточняет: «Сколько всего у вас счетных палочек? На какие два числа вы разложили число четыре?»

Обсуждаются все возможные варианты.

«Покажи цифры» Воспитатель спрашивает у детей: «Какая цифра спрятана, если вместе они составляют число восемь? Покажите на карточках, сколько камушков у меня в правой руке и сколько в левой руке, если всего их десять. Рассмотрите картинку. Сколько птиц на нижней (верхней) ветке? Сколько их всего? Покажите двумя цифрами другое расположение птиц на ветках».

После каждого задания дети обосновывают свои ответы, например: «Я показал два и восемь, так как эти числа вместе составляют число десять».

ВЕЛИЧИНА

закрепление счетных действий по заданной мере

закрепление умения делить предмет на 2-8 равных частей

формирование элементарных измерительных умений

«Строим дороги для машин» Воспитатель сообщает детям, что куклы хотят отправиться в гости на машине, но для этого нужно построить дорогу. Дети выполняют задание парами на ковре. В ходе упражнения воспитатель задает им вопросы: «Из каких деталей будем строить дорогу? (Из брусков.)Какой ширины должна быть дорога, чтобы по ней могла проехать машина? (Чуть больше ширины машины.)Как определить ширину машины?» (Сделать полоску бумаги равной ширине машины.)

Дети изготавливают образец-меру по ширине машины путем сгибания полоски бумаги. Затем они делают дорогу, провозят по ней машину и убеждаются в правильности выполнения задания.

«Фруктовый пирог» Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно приготовить из фруктов?» (Испечь пирог.)

Воспитатель показывает детям круглый пирог и предлагает разделить его на две равные части. Затем спрашивает: «На сколько частей вы разделили круг? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна вторая? Что меньше: половина или целое?»

Воспитатель просит детей каждую часть разделить еще на две равные части: «Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна четвертая? Что меньше: одна четвертая или целое?»

Воспитатель предлагает детям показать 2/4 круга и выясняет, как можно назвать 2/4 по-другому. (Половина.) Затем просит найти и показать 3/4 круга (выложить перед собой) и спрашивает: «Что больше: целое или три четвертых? Сколько четвертых частей в целом? А теперь разделите каждую четвертую часть пополам. (По показу воспитателя.) Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна восьмая? Что меньше: одна восьмая или целое? Сколько восьмых частей в каждой четверти (половине, целом? Сколько гостей можно угостить нашим пирогом?»

«Мишкина каша» На столе стоят три ведерка с разным количеством пшена. Воспитатель напоминает детям рассказ Н. Носова «Мишкина каша» и просит помочь мальчику найти ведерко с нужным количеством пшена: оно должно быть не самым тяжелым и не самым легким. («Как найти нужное ведерко с пшеном?»)

Воспитатель предлагает детям взять два ведерка и сравнить их по весу, взвесив на руках. Затем уточняет: «Какое ведерко тяжелее? Какое легче? Тяжелое ведро поставьте на стол. А теперь легкое ведерко сравните с третьим ведерком. Тяжелое ведро поставьте на стол, а легкое ведерко сравните с первым и со вторым ведром попарно и расставьте их в возрастающем порядке по тяжести, называя вес каждого ведерка с пшеном. Из трех ведерок выберите не самое тяжелое и не самое легкое».

«Найди отличия» На столе у воспитателя 2 шара (маленький железный и большой пластмассовый) и 2 деревянных кубика одного размера и веса, но разного цвета.

Воспитатель просит детей определить, из чего сделаны предметы, их сходство и различие. Представители команд выполняют задание.

Воспитатель уточняет, различаются ли предметы по весу и как это можно определить. Ребенок из одной команды сравнивает шары, ребенок из другой команды – кубики, взвешивая их на руках.

Проверка осуществляется еще одной парой детей из другой команды.

Затем делается вывод: «Железный шар тяжелее, чем пластмассовый, а пластмассовый шар легче железного шара. Кубики одинаковые по весу, но разные по цвету».

Воспитатель оценивает правильность выполнения заданий.

«Измеряем беговую дорожку» У детей полоски-дорожки одинаковой длины.

Воспитатель спрашивает: «Как узнать длину дорожки? С помощью чего можно ее измерить? (С помощью меры.) Что можно использовать в качестве меры?» (Полоску бумаги, счетную палочку)

Воспитатель уточняет правила измерения: начинать измерять нужно от начала дорожки слева направо; у конца меры следует поставить отметку карандашом и продолжить измерение, приложив меру к отметке и т. д.

Дети измеряют дорожки, считают количество мер и отвечают на вопросы: «Сколько раз мера уложилась в длине дорожки? На что указывает это число? Чему равна длина дорожки?»

«Чудесное правило» Дети встают полукругом. При помощи считалки они выбирают двух ведущих. Воспитатель предлагает детям измерить ширину комнаты шагами. Один ребенок измеряет комнату большими шагами-мерами, другой – маленькими. Дети считают количество шагов и на доске цифрами обозначают результаты.

Затем воспитатель спрашивает: «Какие числа получили при измерении ширины комнаты? Что можно сказать об этих числах? (Числа разные.)Ребята измеряли одну и ту же ширину? (Да, ширину комнаты.)Почему числа получились разные?»

Воспитатель выслушивает предположения детей и обобщает: «При измерении одной и той же величины разными шагами-мерами мы получили разные результаты: чем больше мера, тем меньше число при измерении, и наоборот – чем меньше мера, тем больше число при измерении».

ФОРМА

закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах и их свойствах, умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения

упражнять в умении моделировать геометрические фигуры

развитие умения анализировать форму предметов и их частей и воссоздавать предметы разной формы

«Танграм» У детей 4 счетных палочки и кусочек пластилина. Воспитатель предлагает детям сравнить палочки по длине и соединить их с помощью пластилина. Затем уточняет: «Какая фигура у вас получилась? (Квадрат.) Что есть у квадрата? (Стороны и углы.) Сколько сторон у квадрата? Сколько углов?»

Воспитатель показывает такую же модель квадрата и объясняет (одновременно показывая, что точка соединения сторон квадрата называется вершиной. Воспитатель просит детей показать и сосчитать вершины у квадратов.

«Как еще можно назвать квадрат? – уточняет воспитатель. – Правильно, многоугольник (четырехугольник)».

Воспитатель предлагает детям достать из конвертов фигуры для игры «Танграм» и спрашивает: «Как называются фигуры? Как еще их можно назвать одним словом? Что есть у этих фигур? (Стороны, углы, вершины.)А теперь давайте соберем из геометрических фигур лису Алису. (Показывает образец.) Из каких многоугольников вы составили лису?»

«Конструктор» Воспитатель читает стихотворение. Дети из геометрических фигур и счетных палочек составляют описанные в тексте предметы (см. рис. 13–16).

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Я взял три треугольника

И палочку-иголочку.

Их положил легонько я

И получил вдруг елочку.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга…

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль. И что за чудеса —

Велосипед стоит. Теперь катайся, школьник!

«Определяем форму печенья» Воспитатель предлагает детям найти в математических наборах все треугольники и четырехугольники, назвать фигуры, которые они знают, и подобрать обобщающее слово. (Многоугольники.)

Затем обращает внимание детей на геометрические фигуры на доске (печенье) и спрашивает: «Сколько углов у первой фигуры? Как можно назвать ее по количеству углов? (Пятиугольник.)Сколько углов у второй фигуры? Как можно назвать ее по количеству углов? (Шестиугольник.)Как можно назвать обе фигуры одним словом?» (Многоугольники.)

«Дорисуй предмет» У воспитателя листы ватмана с изображением геометрических фигур – круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Дети делятся на 5 команд.

Воспитатель раздает командам листы ватмана и предлагает дорисовать геометрические фигуры так, чтобы получился какой-нибудь предмет. Предварительно обсуждает возможные варианты. По окончании выполнения задания дети рассказывают о нарисованном предмете и его форме. Выигрывает та команда, которая придумает самый интересный предмет.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

совершенствовать умения ориентироваться на ограниченной плоскости

развитие способности к пространственному моделированию

«Запомни и выполни» (слуховой диктант) У детей листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель уточняет название сторон и углов листа.

Затем дает детям задания:

1) вдоль верхней стороны листа нарисуйте прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом);

2) в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом углу – желтым карандашом, в нижнем правом углу – зеленым карандашом);

3) посередине листа красным карандашом поставьте точку.

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу воспитателя.

Воспитатель уточняет: «Что и где вы нарисовали?»

Дети называют детали, их цвет и месторасположение.

«Рисуем дорожку к участку» У детей листы бумаги с изображением плана территории детского сада (здание и участок детского сада).

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

– Придумайте, как мы будем обозначать направление движения. (Прямой линией со стрелкой.)

– Положите треугольник посередине листа. (Спортивная площадка.)

– Проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

– Положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок какой-то группы).

– Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

– Уточните дальнейшее направление движения до участка.

– Проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от детского сада до участка, используя слова, обозначающие пространственные отношения (прямо, налево, направо и т. д.).

«Улицы нашего города». На листе ватмана модель перекрестка с дорожными знаками, 2 светофорами и маленькими машинами. Дороги расчерчены для двустороннего и одностороннего движения.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает модель: уточняет названия знаков и что они обозначают. Затем предлагает найти здания детского сада и школы и рассказать о том, как пройти к школе. Воспитатель просит провести детей от детского сада к школе, соблюдая правила дорожного движения, и выясняет: «В какую сторону от детского сада нужно повернуть? До какого дорожного знака дойти? (Нужно дойти до светофора.)На какой свет будем переходить дорогу? Какой свет горит сейчас? (Красный.)Что нужно делать, когда горит красный свет (Стоять. (Воспитатель меняет красный свет на желтый.) Что нужно делать, когда горит желтый свет?» (Стоять.)

Воспитатель меняет желтый свет на зеленый. Ребята переводят детей на другую сторону и объясняют, что сначала нужно посмотреть направо и на светофор – не изменился ли свет, и только потом либо переходить дорогу, либо остановиться.

Затем воспитатель спрашивает: «В какую сторону нужно продолжить движение? Где мы будем переходить дорогу?» (По «зебре» или где есть знак «Пешеходный переход».)

Дети убеждаются, что нет машин или что они остановились, и переходят дорогу. Они проходят мимо «стройки» со знаком «Проход запрещен». Потом идут по улице со знаком «Проезд запрещен», переходят улицу в разрешенном месте и подходят к зданию школы.

Аналогично ребята проводят детей по другому пути.

Воспитатель еще раз уточняет у детей названия дорожных знаков, что они обозначают и какие знаки знают еще.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

совершенствование представлений о временных отрезках (дни недели, месяцы, времена года)

развитие чувства времени

упражнение в определении и установлении времени по часам

"Живая неделя" Воспитатель вызывает к доске семь детей и предлагает им взять карточки, на которых нарисованы круги (от 1 до 7). Дети под музыку по заданию ведущего выполняют различные движения. По ее окончании они выстраиваются в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке нарисован один круг (понедельник, вторым – у которого на карточке два круга (вторник) и т. д. Проверка осуществляется путем переклички с называнием дней недели.

"Назови день недели" Воспитатель спрашивает у детей: «Какой день сегодня? В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернутся из похода школьники?»

– Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера?

– Мы улетаем на воздушном шаре в понедельник, а приземляемся через два дня на третий. Какой это будет день недели? (Среда.)

– Используя карточки с кругами, составьте неделю, начиная со среды. Назовите каждый день недели.

«Времена года». Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года, окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтый цвета. Желтая часть разделена еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый цвета.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет и их названия.)

Покажите на модели осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь три части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку».(Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Воспитатель показывает месяцы на модели.

«Определяем время выпечки» Воспитатель показывает макет часов и спрашивает у детей: «Что изображено на часах? Что показывает длинная стрелка? (Минуты.)Что показывает короткая стрелка?» (Часы.)

Воспитатель устанавливает на макете часов время начала выпечки и уточняет положение часовой и минутной стрелки (10.00). Дети называют время, установленное на часах.

Воспитатель предлагает детям установить на своих макетах часов время, когда будет готово печенье (через час). Дети устанавливают время самостоятельно и поясняют свои действия. Вызванный ребенок выполняет задания у стола воспитателя.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми второй младшей группы 1. Дидактическая игра «Разноцветная посуда» (ознакомление с цветом). Дети подбирают по цвету посуду, сравнивают, обмениваются предметами.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольниковПодвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.

Подвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движенийПодвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движений Данный материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре с целью организации для дошкольников прогулок, развлечений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и игровые упражнения в подготовительной группе по ФЭМП
Опубликовано: 12 марта 2020 в 19:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры и игровые упражнения в подготовительной группе по ФЭМП» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ванюшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД