МААМ-картинки

Дидактические игры для развития активного словаря детей 4–5 лет

Фикс Ольга Леонидовна
Дидактические игры для развития активного словаря детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры для развития активного словаря детей 4-5 лет.

Содержание:

1. Игры на развитие словаря существительных.

2. Игры на развитие глагольного словаря.

3. Игры на развитие словаря прилагательных.

Публикация «Дидактические игры для развития активного словаря детей 4–5 лет» размещена в разделах

Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний ребенка о предметах. Его пассивный и активный словарь обогащается за счет слов - названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, особенности поверхности и т. д., а также слов, характеризующих пространственные и временные отношения.

Актуальность

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится в то время, которое отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность.

Цель: Создание условий для обогащения словаря детей дошкольного возраста через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр.

Задачи:

1. Развивать память, восприятие, мышление.

2. Расширять представления детей об окружающем мире, других людях, о себе и о своей деятельности.

3. Создавать положительный эмоциональный настрой деятельности и повышающий ее результативность.

4. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру и людям, живущим в нём.

Объект исследования: Формирование словаря у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.

Ход работы:

1. Игры на развитие словаря существительных.

Игра №1 «Кто скорее соберет»

Цели:

1. Закреплять в словаре детей обобщающие понятия: овощи, фрукты;

2. Учить детей группировать овощи и фрукты;

3. Воспитывать быстроту реакции, выдержку и дисциплинированность.

Дидактический материал: 2 корзинки. Карточки с изображением различных овощей и фруктов.

Ход игры:

В игре могут участвовать 2 ребенка. Одному ребенку дается задание собрать в корзину овощи, другому - фрукты. По сигналу дети начинают выполнять задание. По окончании - проверяются корзины, дети должны назвать, что они положили в корзины.

Игра № 2 «Кто кем был или что чем было»

Цель: Расширение словаря существительных и знаний об окружающем.

Ход игры:

Воспитатель задает детям вопросы. Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью) и т. д. ?

2. Игры на развитие глагольного словаря.

Игра №3 «Кто как разговаривает?»

Цель: Расширение глагольного словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Дидактический материал: Мяч.

Ход игры:

В первом варианте я, бросая поочередно каждому ребенку мяч, называла какого-либо животного. Например: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья и т. д. Дети, возвращая мяч, должны были правильно ответить, как то или иное животное подает голос. Например: мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает и т. д. Во втором варианте игры я бросая мяч ребенку спрашивала: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. Дети должны были назвать подходящих животных.

Игра№4 «Подскажи словечко».

Цель: Развитие глагольного словаря, мышления, быстроты реакции.

Дидактический материал: Мяч.

Ход игры:

В этой игре дети становились в круг. Я, в ходе игры бросая мяч поочередно каждому ребенку, задавала вопросы: Ворона каркает, а сорока? Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? Дети, возвращая мяч, отвечали: Сорока стрекочет. И т. д.

3. Игры на развитие словаря прилагательных.

Игра №5. «Скажи какой»

Цель: формировать словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета.

Дидактический материал: Фрукты в коробочке.

Ход игры:

Взрослый достает из коробки предметы, называет их ("Это груша", а ребенок называет признаки ("Она желтая, мягкая, вкусная". "Это помидор". - "Он красный, круглый, спелый, сочный". "Это огурец". - "Он. продолговатый, зеленый, хрустящий").

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Список использованных источников:

1. Артемова, Л. В. Окружающий мир дидактических игр дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей. - М. : Просвещение, 1992. - 96 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика - Синтез, 1999. - 272 с.

3. Белобрыкина, О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 1998.

4. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. и доп. М., «Просвещение», 1977.

5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко - М. : Просвещение, 2005. - 160 с.

6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Спб. : Союз, 1997.

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Дидактические игры для групп раннего развитияДидактические игры для групп раннего развития В 2016 году я набрала группу раннего развития, это дети от 1,6 до 2 лет. Мои малыши не дают мне расслабляться. Они очень любознательны,.

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Дидактические игры для сенсорного развития детей своими рукамиДидактические игры для сенсорного развития детей своими руками Сенсорное воспитание — целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов:.

Дидактические игры для сенсорного развития дошкольниковДидактические игры для сенсорного развития дошкольников Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактические игры и задания для развития речиДидактические игры и задания для развития речи Дидактические игры и задания для развития речи. Одной из главных задач стоящих перед воспитателем научить ребенка правильно и четко произносить.

Дидактические игры для развития внимания. 2 частьДидактические игры для развития внимания. 2 часть Цель. Развивать устойчивость зрительного внимания во время нахождение предметов. Задачи. Развивать умение у детей последовательно рассматривать.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Дидактические игры для сенсорного развития детейДидактические игры для сенсорного развития детей Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для развития активного словаря детей 4–5 лет
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 11:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры для развития активного словаря детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Фикс Ольга Леонидовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД