Курчатова Ольга
Дидактические игры для дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью ДИ является создание благоприятных условий, стимулирующих процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр. Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.
Публикация «Дидактические игры для дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности материале до полного упрочнения навыка. Логопед формирует у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме для детей. Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и в развитии фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу. Дидактическая игра имеет определённую структуру, т. е. основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие ДИ: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат игры, подведение итогов.
При провидении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В игровой ситуации ДИ знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения ими не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники данной игры. Нарушается это условие и педагог становится на путь прямого обучения.
Таким образом, ДИ – это игра только для ребёнка. Для взрослого - она способ обучения.
В ДИ усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель ДИ и игровых приёмов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. В ДИ создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая самостоятельный действенный и чувственный опыт. ДИ позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль ДИ в учебном процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить свой собственный опыт. Игры и упражнения, в которых дети действуют путём проб и измерений, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие. ДИ имеют большое познавательное значение, т. к. расширяется кругозор детей, учатся выделять свойства предметов, находят в них сходства и различия и т. д. В ходе игры развивается речевая активность детей, воспитывается выдержка (ребёнок должен отвечать тогда, когда его спрашивают). ДИ проводятся педагогом со всей группой, с подгруппой и индивидуально, где ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, они формируют его движения, внимание, умение сосредоточится, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.
Игра – это сложное социально-психологическое явление. Являясь основным видом деятельности дошкольного периода, игра обеспечивает существенные достижения в физической, психической и личностной сферах, даёт эффект общего психического развития. В игре ребёнок учится управлять собой.
Варианты игр: Игры с мячом : «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой», «Разноцветные мячи», «Звуковая цепочка» с передачей мяча, «Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги». (ТА. Воробьева и О. И. Крупенчук «Мяч и речь» КАРОСанкт-Петербург,2003г).
Игры с прищепками : «Собери звуковые бусы», «Различай и называй», «Сороки».
(Пособие Ю. А. Фадеевой, Г. А. Пичугиной, И. И. Жилиной «Игры с прищепками : творим и говорим» – М. :ТЦ Сфера, 2011.(Библиотека логопеда).
Подвижные игры : «Цветы и пчелки», «Живая стрелка», «Найди свой домик»
(Сотникова В. Н. «Подвижные игры в работе с детьми ОНР» журнал «Логопед» №3/2011).
Дидактические настольные игры для автоматизация звуков
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; развитие фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза.
«День рождение Лунтика».
Цель: автоматизация звука [Л,Л] в слова, развивать словарный запас. Развивать внимание, память, зрительное восприятие.
Оборудование: картинка с изображением Лунтика; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.
Ход игры : У Лунтика - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Лунтику? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Л].
В ходе игры можно предложить ребенку: определить место заданного звука в словах (в начале, середине, конце); придумать предложение с названием любой картинки; разделить слово на слоги и посчитать их количество; выделить живое и неживое; назвать слова ласково; отгадать какой картинки не стало, закрыв ее карточкой.
«Холодильник». Цель: автоматизация и дифференциация поставленного звука С, Ш. Развитие памяти, пространственного представления.
Варианты игры : 1. Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).
2. Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т. п.
3. Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.
4. Дифференциация: на правую дверцу сложи продукты в названии которых есть звук С, на левую в которых есть звук Ш.
«Аквариум» Варианты игры : 1. Очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). Если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме.
2. Вариант игры со звуком Р. Ребенок вылавливает рыбку, проговаривает слово с автоматизированным звуком Р. Если звук Р в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме.
Взрослому очень легко проверить ребенка - в первом будут только синие рыбки, во втором- желтые, а в третьем зеленые. Эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления.
«Мы со звуком “Р” играем» стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а также автоматизировать звук [Р].
«Веселые осьминожки» хороша тем, что она многофункциональна. С её помощью вы можете автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать лексико-грамматические категории, связную речь.
«Весенняя полянка».
Цель: Закрепить правильное произношение звуков Ш - Ж, С –З. Учить составлять распространенные предложения.
Задачи: Учить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные. Учить определять место звуков Ш –Ж, С – З в словах. Развивать координацию движения рук. Развивать память, внимание, мышление.
Материал: панно, на котором изображена весенняя полянка. Картонные пчелки с одной стороны с изображением предметов и животных, в которых встречается звуки С –З, и картонные бабочки со звуками Ш –Ж. Пластмассовый сачок, к которому прикреплен магнит.
Описание: ребенок берет сачок, ловит пчелку и переворачивает ее, называя картинку, изображенную на обратной стороне. В одно ведерко он складывает картинки со звуком С, в другое со звуком З. Аналогично с бабочками. В ходе игры можно предложить ребенку: место заданного звука в слове, назвать слово ласково. Выбрать любую пчелку и составить предложение с этим словом.
«Парные картинки» Игра яркая, красочная, карточки с картинками подобраны на каждый звук. С этой игрой, я не только автоматизирую поставленные звуки, но и упражняю детей в употреблении существительных в ед. и мн. числе; а так, же в согласовании числительных с существительными.
«Улитка». Можно использовать несколько вариантов игры : плоскостная на карточках, где используются кубик и фишки; на детской пирамидке, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком.
«Что приснилось Зайке?» Автоматизация и дифференциация звуков З и ЗЬ. Ребенку предлагается взять облачко и сказать, что приснилось Зайке. Если он называет звук З правильно, картинка остается у Зайки, если нет, остается у логопеда.
Второй вариант игры : необходимо найти и назвать только те картинки, в которых звук З - твердый или только те, в которых звук З – мягкий.
«Накорми Зину пирожками и конфетами» Ребенку необходимо взять пирожок и назвать правильно и четко с чем он. Если ребенок называет правильно, то пирожок остается Зине, если нет, то пирожок остается у логопеда. Аналогично игра проводится с конфетами.
«Дружные пингвины» Увлекательная игра для подгруппы детей. Игроки по очереди бросают кубик и делают нужное количество ходов. Если ребенок остановился на синем шестиугольнике, то придумывает слово, содержащее твердый звук (например, Р, если на зеленом, то требуется назвать слово, содержащее мягкий звук (например, Рь). Выигрывает тот, кто первым придет к финишу. Особенно интересно, если дети используют вместо фишек игрушки пингвинов из Киндер-сюрпризов.
«Собери чемодан и рюкзак». Комплексная логопедическая игра на автоматизацию звуков. В комплекте 2 фона (синий и зелёный) - семья собирает чемодан на море, и семья отправляется на пикник в лес, предметные картинки. Необходимо собрать все вещи, которые пригодятся на море и вещи, без которых не обойтись в лесу. Называют картинки и выделяют звук Р, Л, С. (в зависимости от того, что автоматизируется).
Картинки: шоРты, саРафан, поЛотенце, БЛуза, РЕмень, чаСы, кРуг, РасЧеска, зубная паСта, кРЕм, туфЛИ, плееР, Сланцы, Шлепанцы, пЛатье, зеРкало, Зонт, фотоаппаРат, Сандалии, РубаШка, купаЛЬник, кроССовки, дЖинсы, теЛЕфон, Лак, боСоножки, тРуСы, Сумка, коШелёк, БРИтва, биЛЕты, кЛЮч, Зубная щетка, батаРЕйки, Шляпа, оЧки, моЧалка, футбоЛка, науШники, таБЛЕтки, паСпоРт, ноСки, маСка, тРубка, ноЖик, фонаРИк, бинокЛЬ, бейсбоЛка, удоЧка, пЛастыРЬ, пЛЕд, туаЛЕтная бумага, котеЛок, Лодка, бутеРброд, мыЛо, компаС, каРта, коСынка, Лопата, СпиЧки, тороР, Ракетки, пиЛа, теРмос, веРЕвка, воЛанЧик, паЛатка, шаШлык, соЛЬ.
Игры (тематические). «Веселые поварята»
Цель: Активизировать словарь по теме «Овощи». Учить составлять распространенные предложения. Учить детей составлять предложение с заданным словом. Развивать память, внимание, мышление. Усложнить: Что можно сделать с оставшимися овощами и фруктами? Как их можно приготовить? (баклажаны, кукуруза, огурец, помидор, ананас, банан и т. д.)
Материал: сотейник и кастрюля, вырезанные из картона. Картинки с изображением овощей.
Описание: перед ребенком выкладывают картинки кастрюли и сотейника.
Предлагается разложить овощи в сотейник, а фрукты в кастрюлю, сварить борщ, рагу и компот, сделать салат.
Игра «Считай и называй».
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры : Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи. Например, одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок. Одна куртка, две куртки … пять курток. Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребё нку ответить наоборот: Чистые ботинки – … грязные ботинки; Новые сапоги – … старые сапоги; Широкая юбка – … узкая юбка; Длинное пальто – … короткое пальто; Белый пиджак – … черный пиджак.
Игра «Разложи по полочкам».
Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.
«Веселый поезд» существует много вариантов этой игры и в этом её достоинство; по принципу исключения лишнего, решаются многие задачи коррекционного процесса. «Рассели по домикам». В домиках "он", "она", "они", "оно" живут слова мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. "Расселить" слова по домикам – интуитивно определить их род и число без названия терминов.
Игра «Посуда». Цель: Активизировать словарь по теме «Продукты» и «Посуда». Учить составлять распространенные предложения. Закреплять знания цветов и их оттенков. Развивать память, внимание, мышление.
Материал: Детский игровой набор посуды, картинки с изображением овощей, крупы (гречка, перловка и т. д.)
Ход игры. Детям предлагается открыть кастрюльку такого цвета, который называет логопед и сказать, что в ней готовится. ( Пример: суп из рыбы-рыбный суп, из фасоли – фасолевый, из лука- луковый и т. д.)
Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.