Ольга Горшкова
Дидактические игры по усвоению сенсорных эталонов для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Цвет».
1. «Накормим птичек».
Материал: 4 небольшие емкости основных цветов и наполнение для них таких же цветов (мозаика, крышки, маленькие кубики и так далее на усмотрение педагога, птички (можно вырезать из цветного картона). Весь материал представлен в 4 цветах: красный, желтый, зеленый, синий.
Публикация «Дидактические игры по усвоению сенсорных эталонов для дошкольников» размещена в разделах
Ход игры : педагог демонстрирует птичек, обращая внимание на их цвет. Затем предлагает детям покормить их, но обязательно «кормом» того цвета, какого сама птичка. Дети заполняют емкости деталями соответствующих цветов и соотносят их с цветом птички.
2. «Спрячь мышку».
Материал: домики, вырезанные из картона, с прорезями для окон и изображением мышек, цветные вкладыши-окна: красные, желтые, зеленые, синие.
Ход игры : педагог предлагает вниманию детей домики с изображением мышек в окошках и просит спрятать мышек, то есть закрыть окошки вкладышами соответствующих цветов.
3. «Бабочки».
Материал: вырезанные либо наклеенные на картон половинки бабочек различных цветов, вторые половинки бабочек (по количеству детей) .
Ход игры : педагог показывает детям половинки бабочек и говорит, что бабочки летали и потеряли свои крылышки. «Как же мы можем им помочь? Давайте найдем среди этих крылышек (показывает вторые половинки) подходящие для каждой бабочки». Дети находят для каждой бабочки крылышки соответствующих цветов и прикладывают их либо приклеивают.
4. «Дорожка»
Материал: разноцветные камушки (красные, желтые, зеленые, синие, пластилиновые основы по количеству детей с изображением домика.
Ход игры : педагог предлагает вниманию детей пластилиновые основы и предлагает детям придумать, кто же живет в домике. Затем говорит: «Но посмотрите, ребята, к вашим домикам нет дорожек, как же мышке (зайке, собачке) до него добраться? Давайте мы вами сейчас построим дорожки к домикам, чтобы их жители смогли по ним пройти». Дети выкладывают камушки на основу, чередуя их по цветам.
Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Форма».
1. «Дополни картинку».
Материал: картинки с изображением различных предметов на усмотрение педагога (машина, игрушки, посуда и другое, вкладыши различной формы, вырезанные из бумаги (круг, квадрат, треугольник) .
Ход игры : педагог демонстрирует детям картинки и просит подобрать детали соответствующей формы для наложения там, где это необходимо (колеса для машины и так далее) .
2. «Пуговицы на платье».
Материал: пуговицы различной формы (квадрат, круг, треугольник, куклы.
Ход игры : детям демонстрируются куклы с пришитыми на платья пуговицами определенной формы. Педагог говорит: «Ребята, помогите куклам! У них оторвались пуговки с платьев и все перемешались. Посмотрите внимательно и выберите для каждой куколки нужные пуговицы». Дети сортируют пуговицы по форме.
3. «Что лишнее?»
Материал: предметы различной формы (по несколько штук каждой). Предметы можно заменить картинками.
Ход игры : вниманию детей предлагается ряд предметов (картинок, одинаковых по форме ( например: мяч, диск, пуговица, колесо) и один предмет другой формы. Педагог вместе с детьми рассматривает предметы, проговаривает их названия, назначение и, главное, форму. Затем просит детей внимательно посмотреть и сказать, какой предмет лишний и почему. Дети, возможно с помощью педагога, выбирают предмет, форма которого отличается от формы других предметов.
4. «Найди такой же».
Материал: картинки с изображением геометрических форм: круга, квадрата, треугольника.
Ход игры : педагог показывает детям картинку с изображением какой-либо геометрической формы и просит найти в помещении предмет такой же формы. Например, педагог показывает круг. Дети находят в группе мяч, тарелку, барабан, муляжи овощей и другое.
Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Величина».
1. «Уложим куклу спать».
Материал: две куклы (большая и маленькая, две кроватки (большая и маленькая) .
Ход игры : в гости к ребятам приходят две куклы - большая и маленькая.
Дети дают куклам имена, играют с ними. Затем педагог говорит, что куклы устали и хотят спать. Дети должны уложить кукол спать на кровати, но нужно внимательно посмотреть, какой кукле какай кровать подойдет. Педагог добивается от детей словесного обозначения величин (большой кукле - большая кровать, маленькой - маленькая) .
Данная игра научит деток соотносить предметы по величине, учитывая ее в практических действиях.
2. «Спрячем шарики в ладошках».
Материал: массажные шарики (большие и маленькие) .
Ход игры : педагог предлагает детям разнос с массажными шариками разной величины. Берет маленький шарик и просит детей взять в руки такие же, а затем спрятать их в ладошках. Далее берется большой шарик и педагог просит спрятать его в ладошках. Дети убеждаются, что большой шарик спрятать невозможно. Все действия проговариваются педагогом и детьми с обязательным словесным обозначением величин.
3. «Бусы».
Материал: набор деревянных бусин по количеству детей (большие и маленькие поровну, нити либо шнуры для нанизывания.
Ход игры : в гости к детям приходит кукла Маша и приносит с собой корзиночку, в которой лежат бусины. Педагог говорит: «Ребята, посмотрите, у куклы Маши были очень красивые бусы, но они порвались и все бусины перемешались. Давайте поможем Машеньке и соберем бусы». Педагог показывает детям образец чередования маленьких и больших бусин.
4. «Домик для зайчика».
Материал: домики разной величины (большие и маленькие) и цветов с изображением зайчиков, выглядывающих из двери; «двери» соответствующих величин и цветов.
Ход игры : педагог предлагает вниманию детей домики для зайчат и предлагает им подобрать двери к каждому домику, подходящие не только по величине, но и по цвету.