Оксана Исаева
Конспект занятия с использованием мордовского и татарского этнокультурного состава «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Формирование представлений о России; воспитание ценностного отношения к своей Родине.
Задачи.
Образовательные:
- обобщить знания детей о России, как о многонациональной стране;
- закрепить опыт о скульпторе С. Эрьзе и художнике Ф. Сычкове;
- формировать у детей представление о культуре, традициях, праздниках, национальной самобытности русского, мордовского и татарского народов;
Публикация «Конспект занятия с использованием мордовского и татарского этнокультурного состава „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика Татарстан
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- способствовать активизации опыта самостоятельного рассуждения, умения последовательно и логично отвечать на вопрос, сопоставлять, делать выводы.
Развивающие.
- развивать познавательный интерес к родному краю, любознательность;
- развивать коммуникативные навыки детей;
- развивать художественно – эстетические способности в создании незавершённой композиции;
- развивать мышление, память, речевую выразительность дошкольников.
Воспитательные.
- воспитывать патриотические чувства к своей Родине через знакомство с людьми разных национальностей, их обычаями и традициями.
- воспитывать чувство толерантности к народам России.
Предварительная работа.
Беседа о культуре и быте русского, мордовского и татарского народов; знакомство с народными играми.
Беседы на тему: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».
Чтение сказок народов России : русские народные сказки, татарские, мордовские.
Заучивание пословиц и поговорок о России, о дружбе народов. Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, каргопольская. филимоновская и др.)
Материалы и оборудование.
ИКТ (монитор, ноутбук). Фланелеграф, буквы. Обруч. Тарелки с орехами. Игрушки русских народных промыслов России, подносы. Заготовки изображений берёз, дощечки, нарезанные шерстяные нитки, клей, кисточки, салфетки,
Методы и приемы.
Беседа, вопросы, мотивация к деятельности, показ слайдов презентации, исследовательская и продуктивная деятельность, рефлексия.
Ход занятия
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей,
Мы, скажем, «здравствуйте», скорей!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, матушка Земля!
Здравствуйте, мои друзья!
(Дети здороваются с гостями, садятся на стулья перед экраном.)
Воспитатель.
А сейчас, ребята, внимание на экран.
СЛАЙД. Игра «Расшифруй слово»
Здесь зашифровано слово. Вы можете угадать его по 1 звукам названий предметов изображённых на картинках.
- Назови, что изображено на этой картинке. (Аналогично со всеми картинками?
- Назови первый звук в слове «роза».
- Обозначь звук [Р] буквой.
(Дети выставляют на фланелеграфе соответствующую букву. Аналогично выполняют задание со звуками и буквами [О], [Д'], [И], [Н], [А])
- Прочитай, какое слово получилось? (РОДИНА)
Р О Д И Н А
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете. Что такое Родина? Что значит это слово для вас? (Родина это место, где мы родились. Родина, место, где мы живем, и где живут наши близкие, где живут наши бабушки, жили прадедушки. Родина у каждого человека одна. Родина – значит родная, как отец и мать.)
-Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация).
СЛАЙД. «Карта России»
Дидактическая игра «Моя Россия»
Цель: активизация словаря прилагательных и существительных множественного числа в родительном падеже.
Воспитатель. Наша страна … (какая) (Большая, огромная, великая, сильная, красивая, крепкая, дружная, богатая)
В ней много … (чего) (Рек, озер, животных, гор, лесов, городов, полезных ископаемых)
Воспитатель. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут.
- Как называются люди, которые живут в России? (Россияне).
СЛАЙД. Игра «Мы разные»
Цель: развитие внимания.
Воспитатель. Перед вами обруч.
- Встаньте в обруч те, у кого темные волосы.
- А теперь те, у кого голубые глаза.
- Встаньте те, у кого заплетены косички.
- А теперь те, у кого светлые волосы.
- Встаньте те, у кого карие глаза.
- А теперь те, кто мальчики.
-А теперь те, кто знает татарский или мордовский язык.
Воспитатель. Видите, ребята, мы с вами очень разные, у каждого из нас свои особенности, различия.
СЛАЙД. «Орешки»
(Дети подходят к столу).
Воспитатель. Давайте проведем небольшой эксперимент. Перед вами тарелки с орешками. (В тарелках орешки разных видов.)
- Посмотрите, отличаются ли орешки по внешнему виду? (Да, орешки разные).
- Потрясите орешки. Разные или одинаковые звуки издают орешки? (Разные)
- Помните, я угощала вас орешками, вы все их пробовали. Скажите, различаются ли орешки по вкусу? (Да).
- Как вы думаете, а у людей одинаковые вкусы, интересы, желания? (Нет, различные).
- Скажите, в нашей стране живут люди внешне похожие друг на друга или разные? (Нет, все люди разные).
Воспитатель. Правильно, так же как различаются орешки, различаются между собой и люди, живущие в нашей стране.
СЛАЙД. «Люди в костюмах народов разных национальностей»
- Скажите, люди, каких национальностей проживают в нашей стране? (Ответы детей).
- А теперь посмотрите, чем отличаются люди одной национальности от другой? ( Ответы детей: разный цвет волос, разрез глаз, разные костюмы, свой язык и т. д.)
Воспитатель. Молодцы, правильно. Каждый народ нашей многонациональной Родины говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции то, что передаётся из поколения в поколение. Например, у каждого народа свои песни, сказки, народные праздники, национальные костюмы, национальные блюда. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
-Ребята, я предлагаю вам отправиться на необычную экскурсию по нашей стране. Итак, усаживайтесь удобнее, наше виртуальное путешествие начинается. А куда мы отправимся, сейчас нам скажет наш гид - Даша-путешественница.
СЛАЙД. «Даша-путешественница»
Даша. Здравствуйте, ребята, я Даша. Я люблю путешествовать. И сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие.
СЛАЙД. Видео «полёт над городами»
СЛАЙД. «Карта России, разделенная на федеральные округа»
Воспитатель. Мы с вами оказались в Центральном федеральном округе. В центральный округ входит много областей: Московская, Ивановская, Ярославская, Владимирская и другие.
- Как вы думаете, людей какой национальности проживает больше в этом округе? (Русские).
Воспитатель. Русские люди всегда любили праздники, на которых они пели песни, плясали, играли в народные игры.
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Рождество, Масленица, Крещение, Пасха, Иван Купала, Ильин день и др.)
СЛАЙД. «Русские народные праздники»
Воспитатель. Во время праздников устраивались ярмарки.
СЛАЙД. «Ярмарка»
- Ребята, что такое ярмарка? (Это место, где продается разный товар, сделанный своими руками: поделки, игрушки, выпечка. На ярмарке люди веселятся, отдыхают. Это праздничное гуляние).
Воспитатель. А ещё, благодаря ярмаркам на Руси расцветали различные народные промыслы.
- Какие русские народные промыслы вам известны? (Филимоновский,каргопольский, дымковский, гжельский и т. д.)
СЛАЙД. «Игрушки для ярмарки»
Воспитатель. Перед вами на столе разложены игрушки народных мастеров России. Распределите игрушки по подносам в соответствии с особенностями росписи.
Цель: закрепить умение называть игрушки народных мастеров; способствовать закреплению умения дифференцировать игрушки по особенностям росписи (филимоновские, каргопольские, дымковские, гжель.)
(Воспитатель приглашает несколько детей, разложить игрушки по подносам, а остальные, называют соответствующий народный промысел.)
СЛАЙД. «Даша - путешественница»
Даша. Ну что же, ребята, я предлагаю продолжить наше увлекательное путешествие.
СЛАЙД. Видео «полёт над городами»
СЛАЙД. «Приволжский федеральный округ»
Воспитатель. Мы оказались в Приволжском федеральном округе, в республике Татарстан.
СЛАЙД. «Татарстан»
Воспитатель. Татары - второй по величине народ в России. Это очень гостеприимный и хлебосольный народ.
- Какие национальные блюда татарского народа вы знаете? (Тутырма, чак-чак, эчпочмак, перемеч, бэлиш, губадия и др.)
СЛАЙД. «Татарские национальные блюда»
Воспитатель. Ребята, как мы уже говорили, у каждого народа, свой национальный костюм, который он стремился сделать самым красивым, ведь в старину его надевали только по праздникам.
- Как называется женский головной убор? (калфак.)
- Как называется мужской головной убор? (тюбетейка.)
СЛАЙД. «Татарские национальные головные уборы»
Воспитатель. Как называется обувь татарского народа? (Ичиги)
СЛАЙД. «Обувь татарского народа»
Воспитатель. Назовите основные виды одежды татар. (Кулмек, ыштан, кукрекче, алъяпкыч, камзол и др.)
СЛАЙД. «Татарский национальный костюм»
Воспитатель. Посмотрите на экран и скажите, что особенного в татарском национальном костюме? (В основе рисунка, лежит растительный орнамент, камзол распашной, у мужчин свободная длинная рубаха, у женщин широкое без пояса платье с воланами на подоле и рукавах, отличительным моментом татарской одежды была ее трапециевидная форма, а также большой размер и удивительная яркость тканей.
СЛАЙД. «Даша-путешественница»
Даша. Наше путешествие продолжается. Вперёд друзья!
СЛАЙД. Видео «полёт над городами»
СЛАЙД. «Республика Мордовия»
Воспитатель. Ребята, мы вернулись на нашу малую Родину, в Мордовию.
- Как называется столица Республики Мордовия?
- Кто вспомнит, чем в старину занимался мордовский народ? (земледелием, скотоводством, охотой, пчеловодством, рыболовством и т. д.)
Воспитатель. Действительно, ребята, мордва – народ очень трудолюбивый.
СЛАЙД. «Занятия мордвы»
СЛАЙД. «Земледелие Мордовии»
Воспитатель. Что выращивали на полях Мордовии? (Пшеницу, ячмень, рожь, гречиху, овес, просо, кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник, картофель, овощи, лён, сахарную свёклу и т. д)
СЛАЙД. «Промышленность Мордовии»
Воспитатель. На каком заводе выпускают эту продукцию? (Молочный комбинат «Саранский», Саранский приборостроительный завод, Консервный завод «Саранский», Саранский экскаваторный завод, Саранский кабельный завод, Саранская швейная фабрика, Саранский завод резиновых технических изделий, Саранский завод медицинского оборудования, Саранская кондитерская фабрика, Саранский электроламповый завод, Саранский завод автосамосвалов).
Воспитатель. Назовите знаменитого мордовского скульптора, известного на весь мир. (С. Эрьзя)
СЛАЙД. «Степан Дмитриевич Эрьзя»
Воспитатель. С. Д. Эрьзя был патриотом своей Родины. Он безвозмездно передал свыше 200 скульптур своей стране и своему народу. Работы скульптора хранятся в музее искусств имени С. Д. Эрьзи. Также там хранятся работы известных художников Мордовии.
СЛАЙД. «Картины Ф. С. Сычкова»
«Катание с горы» «Праздничный день»
«Мордовка» «Русская красавица»
Воспитатель. Посмотрите на экран. Кто автор этих картин? (Федот Васильевич Сычков)
СЛАЙД. «Федот Васильевич Сычков»
СЛАЙД. «Даша - путешественница»
Даша. Ну вот, ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора прощаться. До свидания.
Воспитатель. Наше увлекательное путешествие закончилось. Ребята, где бы ни был человек, он всегда помнит о Родине. И первое, что вспоминается, это русская красавица – березка, которая является символом России. Сегодня, на память о нашем путешествии, я хотела подарить вам этот символ, но не закончила работы и предлагаю доделать их вместе, своими руками.
СЛАЙД. «Берёзка»
«Звучит музыка»
Продуктивная деятельность «Символ России – березка»
(На столах цветные заготовки с изображением берёзы. Дети заполняют крону дерева, наклеивая нарезанные шерстяные нитки зелёного цвета.)
СЛАЙД. «Клубочек»
Воспитатель. Ребята, у меня ещё остался клубок ниток, встаньте в круг и передавайте клубочек друг другу, наматывая нитку на свой палец. Каждый, кто передает клубок, говорит, что знает о Родине. (Страна наша многонациональная. Все народы живут дружно. У каждого народа свои обычаи, своя культура и все уважают обычаи друг друга.)
Воспитатель. Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Мы - единое целое, поэтому должны жить в мире и согласии, уважать друг друга независимо от национальности. Мы разные – но мы вместе.