Ирина Кондрашова
Создание единого пространства по повышению качества организации и реализации этнокультурного образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Создание единого пространства по повышению качества организации и реализации этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста»
Введение.
Актуальность. На современном этапе модернизации педагогической системы России назрела необходимость внедрения национально-культурного компонента. Исторически сложилось, что субъекты Российской Федерации представляют собой достаточно самобытные регионы, характеризующиеся особенностями условий проживания, социально-экономических, этнонациональных отношений. Реформирование системы общего образования может привести к существенным успехам только в том случае, если будет базироваться на концептуальных основах и учитывать особенности региональных образовательных систем.
Публикация «Создание единого пространства по повышению качества организации и реализации этнокультурного образования дошкольников» размещена в разделах
Как показывает практика, несмотря на то, что национально культурный и региональный компонент является обязательным в образовательных программах, но в реальной практике реализация данного компонента не всегда имеет место в воспитательно - образовательном процессе образовательных учреждений; отсутствуют методические разработки по данной практике; необходимость реализации НРК в образовании определена, но не создана материально-техническая и учебно-методическая база по его обеспечению. Все это вызвало необходимость поиска и разработки инновационных подходов к решению данного вопроса.
Целью этнокультурного образования является приобщение дошкольников к этнической культуре своего народа.
Из этого мы поставили перед собой следующие задачи:
- развитие национального самосознания;
- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;
- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей; формирование этнокультурной компетентности.
Глава I. Сущность этнокультурного образования
Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции российского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира [4, с. 19].
Методологической основой этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста во второй половине ХIХ – начале ХХ в. в России являлась идея народности, обоснованная К. Д. Ушинским. Принцип народности определял основой воспитания родной язык, изучение родной истории, традиций и обычаев народа.
С постепенным нарастанием социально-политического влияния на образовательный процесс меняется педагогическая терминология, используемая в образовательном процессе. Термин «нравственное воспитание», как отмечено в исследовании Л. М. Казарян, не отвечал классовым задачам воспитания и носил аполитический характер. В 20-е гг. XX в. основное внимание акцентируется на социальном, общественно-политическом воспитании.
В это понятие входило и воспитание идеологии, определенных нравственных качеств и навыков поведения, начал коллективизма, интернационализма, атеизма и общественной активности [3, с. 173].
С середины 1930-х гг. стали создаваться новые типы кукол, воплотившие интернациональные образы; игрушки, знакомившие детей с историей своей страны.
Национальные куклы стали занимать почетное место в игровых уголках дошкольных учреждений. Этнокультурное воспитание в данный период реализовывалось за счет использования музыкального и танцевального, устного народного творчества, которое входило в повседневную жизнь, быт детского сада.
Народное творчество в 1940–60-е гг. рассматривалось в нескольких аспектах: и как средство воспитания любви к Родине, к своему народу, и как средство воспитания нравственных качеств личности, развития детского творчества, и как средство приобщения к культуре других народов.
Важным моментом в нашей работе явилось использование прогрессивного опыта прошлого и его дальнейшее развитие в современных социокультурных условиях.
Современный взгляд на развитие ребенка в воспитательном пространстве народных праздников позволяет решать задачи физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания.
Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры своего народа, с уважением относиться к его прошлому – все это воплощено в учебно-воспитательный процесс дошкольного образования в нашем ДОУ.
Глава II. Технология разработки проекта «Моя малая Родина!»
Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Поэтому мы определили целью данного проекта - формирование ценностного отношения ребёнка к себе и к окружающим его людям, познавательного интереса к родному краю, малой Родине и её природе.
Исходя из этого, поставили перед собой следующие задачи:
1) формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, области;
2) развивать понимание историко – культурного наследия своего народа и ценностного отношения к нему;
3) воспитывать любовь, уважение к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантное отношение к представителям других национальностей – сверстникам и их родителям, соседям и другим людям;
4) формировать основы экологической культуры;
5) расширять объё м знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно – прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности;
6) организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на этнокультурной основе.
В старшей группе нами было проведена педагогическая диагностика уровней развития этнокультурной компетентности детей старшей группы. Результаты показали высокий уровень – у 4 детей, средний уровень – у 11 детей и низкий уровень- у 7 детей (Приложение 1).
Для повышения уровня социальной компетентности детей по этнокультурному компоненту был разработан проект «Моя малая Родина!» по этнокультурному образованию в старшей группе.
Основные направления реализации проекта :
1. Разработка проекта.
2. Разработка и проведение циклов занятий, экскурсий.
3. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей.
3.1. Проведение праздников в детском саду.
3.2. Выставка детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей.
4. Акции: «Покормите птиц зимой»; «Озеленение территории детского сада»; «Трудовой десант» (уборка территории д/сада) (Приложение 9); Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада.
Предполагаемые результаты (Приложение 2).
Свою работу мы начали с наполнения предметного окружения детей объектами национальной культуры (Приложение 6 и 10). Создали уголок познавательного развития о родном крае (Приложение 8, где сосредоточены дидактические игры: «Мой дом», «Наша родина»; познавательная литература о родном крае: «География Сахалинской области», «История развития г. Южно - Сахалинска»; «Живая природа России»; фотоальбомы: «Наш город», «Памятные места»; наглядные пособия: «Расскажи про детский сад», «Наша Родина Россия», «Художественное творчество», иллюстрации о быте и традициях русского народа и т. д.
Реализация плана осуществлялась через специально организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную самостоятельную деятельность детей, индивидуальную работу, взаимодействие с родителями и социумом, разные виды детской деятельности.
В утреннее и вечернее время с детьми проводилась работа по закреплению знакомого материала; разучивались стихотворения, песни; проводились инсценировки по русским народным сказкам (Приложение 4 и 7); детей знакомили с новыми дидактическими играми: «Мой дом», «Наша Родина», с русскими народными подвижными играми: «Горелки» и т. д.
В своей работе по знакомству с малой Родиной широко использовались экскурсии по территории ДОУ, городу (Приложение 11).
Организации и проведению праздников мы уделяли особое внимание. Традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. В нашем детском саду стали традиционными такие народные праздники: «Масленница», «Русские народные посиделки», «Покровская ярмарка» и др. (Приложение 3.)
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Поэтому мы стараемся значительную часть работы организовывать одновременно с детьми и родителями, это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье, а также повышает уровень этнокультурной компетентности детей (Приложение 5).
Систематическая работа по становлению этнокультурной компетенции дошкольников в процессе образовательной деятельности, режимных моментах имеет свои результаты: у детей повысился уровень сформированности представлений об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов, понимания народной этики и ее роли; культуры поведения и самореализации на празднике
Результаты повторного исследования уровня этнокультурной компетентности детей составил: высокий уровень - 10 детей, средний уровень - 11 детей и низкий уровень – 1 (Приложение 12).
Заключение.
Современная образовательная ситуация характеризуется разнообразием подходов к разработке программно-методического обеспечения этнокультурного образования дошкольников. Имея в своем распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к национальной культуре, базу основных методов и приемов, творческий педагог-воспитатель может разработать собственные варианты, выбрать нужные средства обучения и воспитания, скорректировать, подстроить их в соответствии с возможностями конкретного дошкольного образовательного учреждения.
Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования : гуманизации, активности процесса обучения, духовно – нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств и воспитания культуры межнационального общества.
В завершение хотелось бы сказать, что не следует ждать от детей проявления любви к родному городу, району, области, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории малой Родины, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Список использованной литературы
1. Бартрам Н. Игрушка – радость детей. М. : Академия, 1912. 143 с.
2. Гачев Г. Д. Национальные образы мира : курс лекций. М. : Академия, 1998. 429 с.
3. Казарян Л. М. Проблема формирования представлений о явлениях общественной жизни у детей дошкольного возраста в советской педагогике (20–30-е годы). М. : Академия, 1973. 173 с.
4. Каптерев П. Ф. Обучение детей дошкольного возраста // Народная школа. 1974. № 6–7. 19–42 с.
5. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии). Волгоград, 2007. 24 с.
Приложение 1.
Рис. 1. Линейная диаграмма уровней этнокультурной компетентности детей старшей группы- констатирующий этап.
Приложение 2. Предполагаемые результаты
Дети должны знать и называть:
1. Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, к семье, матери, детскому саду; дорожить и гордиться своей семьей, домом; знать и уважать семейные традиции, с удовольствием идти в детский сад, уважать мнения других людей, испытывать чувство гуманности, толерантности, неприятие насилия.
2. Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в саду, нести ответственность за их выполнение.
3. Место проживания: город, район, область; предприятия родного города и их значимость; достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; должны знать основы экологической культуры (научиться любоваться природой, бережно относиться к ней).
4. Находить на карте области свой район и город, знать природоохранительные мероприятия.
5. Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции; должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу России – Москва, столицу о. Сахалина – г. Южно - Сахалинск.
Знать их историю, культуру, традиции, а также должны знать флаг, герб, гимн района и области.
6. Называть представителей других национальностей, населяющих малую Родину. Уважать их культуру и традиции.
Приложение 3 Сценарий фольклорного праздника «Русские народные посиделки в старшей группе»
Цель: развивать коммуникативные качества; приобщать детей к русским народным
традициям.
Задачи:
• Развивать диалогическую речь, умение общаться.
• Продолжать знакомить с обычаями русского народа.
• Воспитывать уважительное отношение к русской культуре.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие. Музыка», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы: декорации, р. н. костюмы, муз инструменты, платочки.
Ход проведения:
1-й воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости.
Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.
Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому- правда, кому- сказка, кому песенка.
Удобно ли, вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Ну, тогда начнём праздник.
А чтоб у вас было хорошее настроение, к нам на праздник пришли гости с весё лыми частушками:
1. Шире круг, шире круг, 2. А нас во дворе четыре,-
Дайте круг пошире Квакали лягушки
Не одна иду плясать, -А мы с печки босиком,-
Нас идёт четыре. Думали подружки.
3. Я плясала в три ноги 4. Если не было воды,
потеряла сапоги. Не было б и кружки.
Оглянулась я назад- Если б не было девчат-
сапоги мои лежат Кто бы спел частушки?
2-й воспитатель:
Собирайся народ без толчеи, без спешки.
Вас сегодня ожидают русские потешки.
2. А ту-ту, ту-ту,
1. Шла лисичка по мосту 2. Я на ёлочке расту.
Несла вязанку хворосту; Ветер ёлку укачал,
Вытопила баньку, Я с ёлочки упал.
Выкупала Ваньку, Я упал на пенёк
Посадила в уголок, Стал пригожий паренёк.
Дала сладкий пирожок.
3. Бубны, румбы, трещотки, ложки,
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд,
Выбирай подряд.
Красиво-приятно, а для всех занятно!
Игра «Заря- заряница».
1-й воспитатель: Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, Щёкают орешки да творят насмешки.
Дети исполняют шутливые диалоги:
-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
Фома, что из леса не идёшь?
Да медведя поймал!
Так веди его сюда!
Да он не идёт!
Так сам иди! Да он меня не пускает!
1-я хозяйка: Любое веселье не обходится без русской народной песни.
2-я хозяйка: Отгадайте, кто к нам в гости пожаловал?
Алый мелковый кокошник,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть?
Может - три, может –шесть.
Разрумянились немножко
Это русские (матрёшки).
1-я матрё шка: 2-я матрё шка:
У меня матрёшечки Щёчки, как клубника
Носик, как картошечка. Я приятна ликом.
3-я матрё шка: 4-я матрё шка:
Глазоньки, как слива Очень любим мы, матрёшки
очень я красива. Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости зовём.
1-й воспитатель: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки!
2-й воспитатель: Весь народ глядит в окошко,
Танцевать пошли матрёшки.
Танец «Матрёшек».
1 ребё нок: Бежали по дорожке собирали ложки.
2 ребё нок: Ложки не простые, ложки хохломские.
3 ребё нок: Вятские, смоленские, ложки деревенские.
1-й воспитатель: Ну, тогда, не зевайте.
Нам на ложках поиграйте.
Да при всём честном народе-
«Во саду ли, в огороде».
Игра на ложках.
2-й воспитатель: Да не моя то царевна?
Да не моя ли королевна?
Да она в красном сарафане
Да на головушке веночек
Ровно аленький цветочек!
1-й воспитатель: Где песня льётся, там легче живётся!
Песня: «Как у наших, у ворот»
2-й воспитатель: Собирайся детвора будет русская игра.
1,2,3,4,5 начинаем мы играть
Дети: солнце разгорается - игра начинается.
Игра «Гори-гори ясно».
1-й ребё нок: Что с ногами не пойму,
Вправо-влево носятся,
Не стоят они на месте
Так плясать и просятся.
2-й ребё нок: Веселей топни ногой.
Попляши-ка, ты со мной
Этак, этак, да вот так.
Танец «Калинка – малинка»
1-й воспитатель: Ловкие ребятишки девчонки и мальчишки
Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.
2-й воспитатель: Да пока мы всех слушали,
Огурцы на огороде зайцы скушали.
Да вы, ребята, не огорчайтесь,
Пирогами угощайтесь.
Приложение 4. Инсценировка сказки «Теремок на новый лад»
Задачи:
1. Обогащать и активизировать словарь детей, развивать интонационную выразительность речи.
2. Развивать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, пластику движений, выразительность речи, художественно-творческие способности; развивать эмоциональную сферу детей и приобщать их к азам театрализованной деятельности.
3. Поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.
Интеграция образовательных областей : «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: теремок, забор, ёлочка, костюмы для мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя.
Ход работы.
Ведущий: «Стоит высокий дом
Идут спектакли в нём!
Ребята, а вы хотите быть артистами? Артисты за кулисы!
Раскрывайте шире ушки,
Открывайте свои глазки.
Мы расскажем и покажем
Замечательную сказку
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
«Теремок на новый лад»
Вам покажет детский сад!
Стоит в поле теремок – теремок!
Он не низок не высок, не высок.
Вдруг по полю-полю мышка спешат.
(Звучит музыка, выбегает мышка)
Подбежала к теремку и говорит.
Мышка: Что за терем-теремок?
Он не низок, не высок!
Ну да ладно, так и быть,
В теремочке буду жить!
Ведущий: Забежала мышка в теремок и стала жить – поживать.
В теремочке тепло, а на улице ветер дует холодный. И вот по полю бежит лягушка – квакушка. (Звучит музыка, выбегает лягушка)
Лягушка: Ква – к, да ква – ква!
Мёрзнут лапки и живот…
В теремочке кто живёт?
Кто-кто в невысоком живёт? (Стучит)
Мышка: Я, мышка – норушка! А ты кто?
Лягушка: А я лягушка – квакушка! Пусти меня к себе жить!
Мышка: А что ты умеешь делать?
Лягушка: Я умею песни петь! (Лягушка поёт песню «Две весёлые лягушки)
Понравилась тебе моя песенка?
Мышка: Понравилась, заходи ко мне жить! (Лягушка забегает в теремок)
Ведущий: Забежала лягушка – квакушка в теремок и стали они жить – поживать вместе с мышкой! А в лесу всё холоднее и холоднее. И тут к теремочку бежит зайчик– побегайчик!
Зайчик: Я– зайчишка – шалунишка,
Я по ельничку бежал,
Я дорогу в свою норку
С перепугу потерял. (Стучат)
Кто – кто в теремочке живёт?
Кто – кто в невысоком живёт?
Мышка: Я мышка – норушка!
Лягушка: А я лягушка – квакушка!
Вместе: А ты кто?
Зайчик: А я зайчик– побегайчик!
Пустите меня к себе жить!
Лягушка: А что ты умеешь делать?
Зайчик: Я лучше всех умею делать зарядку. Вот смотрите!
(Зайчик берёт гантели, выполняет упражнения)
Понравилась вам моя зарядка?
Мышка и лягушка: Понравилась, заходи к нам жить! (Зайчик забегает в теремок)
Ведущий: Забежал зайчик в теремок и стали зверюшки жить все вместе! Но что такое, почему так кустики колышутся? Кто же это бежит к теремочку?
(Звучит музыка появляются лисичка)
А – а! Да это лисичка – сестричка!
Лисичка: По полям, по кустам
Ходит рыжая лиса!
Ищет норку где-нибудь
Приютиться и уснуть! (Стучит)
Кто – кто в теремочке живёт?
Кто – кто в невысоком живёт?
Мышка: Я мышка – норушка!
Лягушка: А я лягушка – квакушка!
Зайчик: А я зайчик – побегайчик!
Вместе: А ты кто?
Лисичка: А я лисичка – сестричка!
Пустите меня к себе жить!
Зайчик: А что ты умеешь делать?
Лисичка: Я умею петь частушки!
«Частушки-веселушки»
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно
Пропоём мы вам частушки
Очень замечательно!
1. На окошке два цветочка
Голубой да аленький
Я девчонка боевая
Хоть и маленька
2. Эх, топну ногой
Да притопну другой
Устоять не могу
Характер такой!
3. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках
Все ребята говорят
Что я как картинка!
Лисичка: Понравились вам мои частушки?
Зайчик: Понравились, заходи к нам жить! (Лисичка под музыку забегает в теремок)
Ведущий: Вот и лисичка – сестричка поселились в теремочке.
До чего же всем зверюшкам весело, кто песенки поёт, кто пироги печёт, кто пол подметает… Всем дел хватает. И тут к теремочку бежит волчок – серый бочок!
(Под музыку выходит волк)
Волк: Зима наступила
Звери весну ждут
Волку, братцу серому
Скучно одному
Спрятался куда – то
Весь лесной народ
Чья же эта хата?
Кто же в ней живёт? (Стучится)
Кто – кто в теремочке живёт?
Кто – кто в невысоком живёт?
Мышка: Я мышка – норушка!
Лягушка: А я лягушка – квакушка!
Зайчик: А я зайчик– побегайчик!
Лисичка: А я лисичка – сестричка!
Лисичка: А ты кто?
Волк: А я волк, зубами щёлк!
Пустите меня к себе жить!
Лисичка: А что ты умеешь делать?
Волк: А я умею стихи читать!
Хотите послушать?
Зверюшки: Хотим!
Волк: Волка все кругом боятся –
Говорят люблю кусаться!
Вы не верьте в сказки эти
И не бойтесь, меня, дети!
Я не злой, не злой совсем,
Никого я тут не съем!
Понравился мой стишок?
Зверюшки: Понравился! Заходи к нам жить! (Под музыку волк вбегает в теремок)
Ведущий: Весело живут звери в теремочке! Ну что за шум, что за треск?
Почему кусты гнуться, сучки ломаются?
Кто – же это к нам пробирается? Ой, да это медведь!
(Выходит медведь)
Медведь: Я за мёдом лазил в улей,
Так трудился что устал
Злые пчёлы закусали
Нос и уши, и глаза!
Не могу найти покоя
Нос огнём и так горит!
Теремочек? Что такое?
В теремочке кто живёт (Стучит)
Кто – кто в теремочке живёт?
Кто – кто в невысоком живёт?
Мышка: Я мышка – норушка!
Лягушка: А я лягушка – квакушка!
Зайчик: А я зайчик– побегайчик!
Лисичка: А я лисичка – сестричка!
Волк: А я волк, зубами щёлк.
Вместе: А ты кто?
Медведь: А я мишка – топтыжка!
Пустите меня к себе жить! (Топает ногой)
Волк: А что ты умеешь делать?
Медведь: А я умею плясать, смотрите! (Медведь пляшет)
Понравилась вам моя пляска?
Зверюшки: Понравилась! Заходи к нам жить! (Медведь входит в теремок)
Ведущий: Дружно живут звери в теремочке! Мышка пол подметает, лягушка пироги печёт, зайчик делает зарядку, лисичка частушки поёт, волк стихи читает, медведь пляской веселит. Никто никого не обижает. Все дружны и поют вот такую песенку.
«Песенка друзей»
Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!
Понравилось вам быть артистами? Молодцы, ребята, хорошо вы играли! А зрители дружно похлопают.
Приложение 5. Совместное творчество родителей с детьми
Приложение 6. Уголок русского народного творчества. Русская изба.
Приложение 7. Постановка русской народной сказки «Зимовье зверей»
Приложение 8. Уголок познавательного развития о родном крае
Приложение 9. Акция «Покормите птиц зимой»
Приложение 10. Уголок театрализации
Приложение 11. Посещение музея
Приложение 12 .
Рис. 2. Линейная диаграмма уровней этнокультурной компетентности детей старшей группы – заключительный этап.
Данная методическая разработка участвовала в областном конкурсе профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений Сахалинской области в номинации "Лучшие практики по этнокультурному образованию в дошкольных образовательных организациях. "