Ольга Тетерева
Дидактическая экологическая игра «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая экологическая игра "Мир вокруг нас".
Разработала Тетерева Ольга Владимировна, ГБДОУ №52 г. Санкт-Петербург.
Дети очень рано, еще в младенческом возрасте, начинают интересоваться предметами, которые их окружают. Сначала они обращают внимание на вещи из ближайшего окружения, но очень быстро кругозор детей расширяется, они погружаются в великое многообразие окружающего мира.
Темочки:
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2018
Помочь ребенку научиться ориентироваться в окружающем мире – задача взрослого. И лучше, если это будет происходить в игровой форме. Мною разработана настольная экологическая игра «Мир вокруг нас». Данное методическое пособие можно использовать и на индивидуальных занятиях с детьми и на занятиях с группой детей. Эта игра помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить пройденный материал в занимательно-игровой форме.
Цель игры:дать начальные представления и закреплять знания детей о делении всего окружающего на живую и неживую природу и на предметы, созданные руками человека.
Задачи: знакомить детей с многообразием живой природы (животные, птицы, насекомые, рыбы, растения;
дать представления о неживой природе и ее проявлениях;
сформировать понимание того, чем отличается живая природа от неживой природы;
систематизировать представления детей о многообразии рукотворных вещей;
закреплять умения детей классифицировать и объединять предметы по разным признакам от более общих (живой – неживой, животное – явление природы) к более частным (птицы, млекопитающие, насекомые, явления природы по временам года; предметы мебели, посуды, одежды и т. д.).
Игра состоит из игрового поля, разделенного на три сегмента (области): «Живая природа», «Неживая природа», «Предметы, созданные человеком», а также из раздаточных карточек с картинками, соответствующими одной из областей. Кроме того, к каждой картинке подобраны загадки, которые напечатаны с обратной стороны карточек.
Материалы игры многофункциональны, их можно использовать для занятий с детьми, начиная с двух-трех летнего возраста.
Варианты игр-занятий.
1. Для детей 2-3 лет. Взрослый вместе с ребенком (детьми) рассматривают маленькие карточки с картинками и проговаривают названия предметов, изображенных на них.
2. Усложненный вариант: к словам-названиям добавляются определения, обозначающие какой предмет.
3. Для детей 4-5 лет. Взрослый загадывает детям простейшие загадки о наиболее знакомых животных, растениях, явлениях и т. д. и предлагает отгадать их. Когда загадка отгадана, взрослый показывает соответствующую картинку.
4. Для детей 6-7 лет. Перед началом игры (или на занятии) взрослый (воспитатель) вместе с детьми выясняет, на какие группы и по каким признакам можно разделить все окружающие нас предметы. С детьми старшего дошкольного возраста в игре используется игровой поле со стрелкой. Часть маленьких карточек раздается играющим, например, по 5 штук, остальные кладутся в «банк». Ведущий крутит стрелку. Дети подбирают картинки, соответствующие тому сегменту поля, на котором она остановилась. Каждый ребенок объясняет свой выбор. Если у ребенка не оказалось нужной карточки, он может воспользоваться банком или пропустить ход. Побеждает тот, кто первый разложил все свои карточки.
5. Для детей 6-7 лет и старше. Игра «Да-нет». Карточки раскладываются на поле по сегментам. Ведущий загадывает слово из тех названий, которые есть на картинках. Остальные игроки должны отгадать это слово с помощью наводящих вопросов. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы ведущий мог отвечать на них только «да» или «нет». Вопросы должны задаваться от общих понятий к более частным и конкретным. (Например, загадано слово «медведь». Возможные варианты вопросов: этот предмет относится к природе? –Да; это неживая природа? – Нет; это растение? – Нет; это птица? – Нет; это животное? – Да; это млекопитающее? – Да; оно маленькое по размеру? – Нет; оно пушистое? – Да; оно домашнее? – Нет; оно любит мед? – Да. Ответ: это медведь.).
6. Для детей 6-7 лет и старше. Игра «Придумай загадку». Детям предлагается самим придумать загадки, используя как отгадки карточки с картинками.