Гусева Евгения Олеговна
Развитие навыков сравнения и сопоставления, ориентации в пространстве. Дидактическая игра «Варежки»
Назначение. Игра «Найди пару» варежке или носочку всем давно известна. Эта игра направлена на развитие внимания и наблюдательности. Однако как психолог, я нашла и другое применение этой игре. Используя тот же материал, на занятии я добиваюсь развития следующих навыков : сравнение и сопоставление, выделение существенных признаков; ориентация в пространстве и умение самостоятельно принимать решение. Наиболее важным здесь я считаю умение самостоятельно принимать решение и затем следовать ему, поскольку в своих действиях дети всегда ориентируются на взрослых
Публикация «Развитие навыков сравнения и сопоставления, ориентации в пространстве, Дидактическая игра „Варежки“» размещена в разделах
- Варежка. Игры, дидактические пособия
- Варежки, перчатки. Игры и занятия
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2014
Возраст: 3 – 6 лет.
Оборудование: вырезанные из плотного картона пары варежек разных цветов и с разными узорами.
Ход занятия
Педагог-психолог раздает детям по одной варежке, но таким образом, чтобы каждой варежке нашлась пара (т. е. если детей нечетное количество, то одну парную варежку берет сам психолог). Дети по очереди называют, какая у них варежка : цвет и узор (если и у психолога есть варежка, то он называет первый, показывая пример).
Психолог дает задание: «Посмотрите внимательно на свои варежки. Сейчас нам надо будет разделиться на две команды: в одну (к окошку) отойдут те, у кого на варежке нарисованы цветочки, а в другую (к столу) – те, у кого полосочки». Далее каждый ребенок должен сам выбрать, куда ему идти. В первый раз это задание для детей довольно трудно, поскольку требует от них самостоятельного принятия решения и ориентации в пространстве, поэтому для облегчения задачи необходимо точно задать направление, например, одна группа идет к столу, другая – к окну или одна группа – к одному воспитателю, другая – к другому. Когда каждый ребенок выберет свою группу, необходимо проверить правильность выполнения задания, для чего можно попросить всех детей поднять варежки вверх.
После первого задания все снова собираются в центре зала, и психолог дает задание разделиться по цветам: синие – красные – желтые.
Следующее задание – разделиться на правые и левые. Деление на правые и левые варежки для детей является самым сложным, поэтому здесь необходима дополнительная помощь со стороны педагога. Чтобы детям было проще определить, какая у них варежка, можно им предложить положить свою варежку на руку так, чтобы большой палец на руке смотрел в ту же сторону, что и на варежке, т. е. найти, на какую руку эта варежка одевается. Также можно до начала занятия (еще до того, как раздавать варежки) повторить, где право, а где лево, попросив всех понять сначала правую руку, а затем левую. При этом необходимо подойти к каждому ребенку и сказать непосредственно ему, правильную он поднял руку или нет. Когда дети встанут по группам, также надо проверить правильность выполнения задания.
Затем дети снова собираются в центре, и им дается последнее задание – найти свою пару: «В нашей группе у половины ребят правая варежка, у другой половины – левая. Вам надо найти, у кого из ребят такая же варежка, как у вас, и встать в пару, взявшись за ручки». И снова проверить, все ли нашли свою пару. Если психолог также участвует в игре /т. е. у него есть варежка/, об этом нужно сказать дополнительно, обратив внимание детей на то, что кто-то из них будет в паре с психологом.
Для первого занятия лучше использовать меньше разнообразных варежек, например только три цвета и два узора, затем можно постепенно увеличивать количество того и другого.