Мария Тумашева
Дидактическая игра с шариками и лопаточками «Правда-ложь»
▼ Скачать + Заказать документы
П\ С: Создать условия, при которых ребенок смог бы проявить себя на высоте духа; сумел бы переступить через свое «я», выдержать соблазн. Получить обманом конфету, картину, игрушку (продолжение работы по теме «Правда-Ложь»)
Предварительная работа: Чтение произведений по теме
«Карасик» Носов; «Фантазеры» Носов; «Почему» Осеевой;
Публикация «Дидактическая игра с шариками и лопаточками „Правда-ложь“» размещена в разделах
- Детская ложь. Если ребенок обманывает
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2015
осточка» Толстого, «Лиса и козел» русская нар. сказка; сказка «Кирило Кожемяка» - «Правда в огне не горит»; Л. Н. Толстой «Чашка», «Лгун» - «Правда светлее солнца»; «Обманщику верить нельзя» - стр. 121 в книге Л. В. Рыжовой «Методика работы со сказкой» и другие.
Материал: ведра, банка. Шарики пластмассовые. Вогнутые лопаточки детские или совочки.
Сделать рентгеновские кабинки с помощью отдельных маленьких ширм.
-Дети, разбейтесь на две команды. Каждая команда придумывает себе название…
-Посмотрите на мой стол. Что вы видите (ответы детей)
-Хотите, я вам сейчас расскажу историю про эти предметы? Слушайте внимательно:
«Это было в одном детском саду. Мальчику, по имени Слава, дали ведро, лопаточку. Шарики и
казали: - «ты должен переложить шарики лопаточкой, но при этом нельзя пользоваться никакими другими посторонними предметами и второй рукой.
-Если ты все шарики переложишь лопаточкой, то тогда возьмешь вот эту конфету. Взрослый положил конфету на стол, а сам стал смотреть телевизор.
Мальчик хотел переложить шарики лопаткой, но у него ничего не получилось. Тогда он переложил шарики рукой, хотя и знал, что это запрещено, съел конфету, а когда взрослый вернулся, сказал, что переложил лопаткой».
-Вот, дети, и вся история про шарики и лопаточку. Скажите, хорошо ли поступил мальчик?
-А как бы вы поступили на его месте (необходимо выслушать ответы детей, их мнение по поводу этой истории. Когда большая часть детей будет опрошена, поговорить несколько минут с детьми о постороннем)
-Геля, у тебя какая любимая игрушка? Расскажи нам о ней. (ответ)
-Паша, а ты во что больше всего любишь играть? (ответ)
-Вы рассказываете об игрушках, которые у вас дома. А у нас в группе есть любимые игрушки? Артем, расскажи. (ответ)
-Так, кто у нас в первой подгруппе? Для вас у меня есть задание: зайдите за ширму, вас ждет интересная игра. (2-ая подгруппа остается на местах). Попробуйте переложить шарики в банку, пользоваться рукой нельзя, справитесь с заданием – забирайте свой сюрприз (около каждого лежит конфета)
-Даю вам 5 минут. (пока дети 1 подгруппы выполняют задание самостоятельно за ширмами, со 2-й подгр. проводим игру «Правда-Ложь» :
-О ком говорится в произведении «Обманщику верить нельзя»(о вороне)
-Почему на день рождения её птенца никто не пришел (свободные ответы)
-Почему отец не наказал сына за разбитую дорогую чашку (за правду)
-В таком случае говорят: «Правда светлее солнца».
-К какому произведению подходит пословица: «Враньё до добра не доведет»(Л. Н. Толстой «Лгун»)
-А теперь посмотрим, как ребята выполнили задание. (Смотрю на конфеты и спрашиваю) :- Все ли выполнили задание?
-Кто из вас честно выполнил?
Если у кого-то конфета не тронута, спросить, почему он не взял конфету (не выказывать ни тени недоверия детям)
-А теперь дети 2-й подгруппы войдут в кабинки за ширмы для выполнения задания. Дети 1-ой подгруппы тоже заходят за ширмы к своему другу – они будут вместо меня, наблюдать, как выполняется задание детьми 2-й подгруппы.
(После того, как все дети будут распределены по ширмам, воспитатель выходит из группы, оставив детей на 5 минут под присмотром помощника воспитателя. Через 5 минут возвращается и спрашивает) :
-Ну вот, дети, ваше время истекло. Удалось вам переложить шарики в банки? Нет?
-Почему же вы такие неловкие? Дети 1-й подгруппы оказались более ловкими, за это они и награду по заслугам получили…
Дети 2-й подгр. предположили: может, они рукой пользовались? Или соврали? И т. д. – тогда надо перевести разговор на детей 1-й подгруппы и удивиться: - Да вы что, я этому не поверю. Ведь, посмотрите, никто из них даже не покраснел.
-Продолжаем диалог о правде и лжи : всегда ли мы живем по правде?
-Что значит жить по совести (ответы)
-Если ты солгал, можешь ли признаться (ответы)
-Трудно ли это сделать? Был ли у тебя подобный случай (ответы)
-Да, ребята, чтобы жить по правде, по совести, даже маленькому нужно мужество, умение преодолеть в зачатке неправедные помыслы, желания и поступки. В некоторых уже проснулась совесть, это она не позволяет совершить обман и помогает жить по правде.
-Еще одна игра – ставлю на пол две пары обуви: сапоги (красивые, кожаные, удобные, теплые, легкие, нарядные) и лапти (дырявые, потертые, пропускающие воду, зимой в них холодно).
-Какую обувь выберешь себе и почему (ответы)
-А как вы думаете, почему говорят: «Правда в лаптях, кривда – в сапогах». Кривда=ложь. (Трудно правде бывает путь себе пробивать, приходится много ходить, поэтому-то лапти и дырявы, и потерты…А ложь чаще всего красивая, успокаивающая, убаюкивающая совесть, ласкающая слух и глаз, крадет одежду правды и рядится в нее)
-В какой обуви - обуви правды или кривды – хотели бы вы шагать по своей жизни (ответы)
-Да, дети, пусть путь правды и нелегок, и обувь неприглядна, но постарайтесь идти путем
равды. Я верю в вас. Помните, что правдивым нужно большое мужество и сила духа…